Бельгийская овчарка Спарки: собака-герой Украины, вернувшая из небытия 200 погибших
Бельгийская овчарка Спарки: собака-герой Украины, вернувшая из небытия 200 погибших

Бельгийская овчарка Спарки: собака-герой Украины, вернувшая из небытия 200 погибших

Бельгийской овчарке Спарки 2 января исполняется уже 13 лет, и она – настоящий ветеран среди хвостатой молодежи. Служит в Павлоградском поисково-спасательном отряде «Антарес.» под руководством своей начальницы и «мамы» Ларисы Борисенко.

На днях заслуги служебной поисковой собаки Спарки признали на национальном уровне – во время мероприятия «Собака – Герой Украины» ей вручили одноименный орден.

Все по правилам: орден «Собака – Герой Украины» и удостоверение к нему. Фото: facebook.com/cimicUA

Все по правилам: орден «Собака – Герой Украины» и удостоверение к нему. Фото: facebook.com/cimicUA

Почетную награду Спарки получила не за срок службы и почетный возраст, а за реальные подвиги: за время своей карьеры она помогла отыскать две сотни погибших защитников Украины, проведены сотни поисковых миссий в разных регионах страны, в районе боевых действий и на деоккупированных территориях, а также спасены человеческие жизни. А это бьет рекорды всех остальных четвероногих поисковиков. Также в списке ее заслуг – три спасенных жизни. Понятно, что для своей хозяйки и руководителя Павлоградского поисково-спасательного отряда "Антарес." Ларисы Борисенко Спарки – не просто собака.

– Она как собака-человек, причем в лучших проявлениях, – улыбается в разговоре с Коротко про Лариса Борисенко.

Заслуги Спарки не только в количестве найденных тел и останков погибших. Она еще и пес-первопроходец – первая собака-универсал, которая одинаково хорошо справляется с обеими задачами: с поиском и живых, и мертвых. Таких раньше в Украине не было. Впрочем, найти подобных и в мире ее хозяйке на заре рождения идеи воспитания хвостатого универсала не удалось. Это было в 2011 году.

- Каждый раз, выезжая на поиск пропавших без вести, мы понимали, что там, скорее всего, будут и те, кто уже погиб – а так чаще и происходило, - объясняет возникновение идеи Лариса Борисенко. – И у нас, и в мире было принято считать, что мертвые тела ищет одна собака, а на поиск живых обучали других. То есть в таком случае на одно и то же место нужно выезжать дважды – с разными собаками. А каждый волонтер живет в квартире, и у нас банально нет возможности держать много собак – негде. Да и не продуктивно так работать, с точки зрения привлечения ресурса. Поэтому для меня было очевидно, что лучше научить одну собаку выполнять две задачи.

Но как это сделать – информации не нашлось.

- Так что я начала разрабатывать собственную методику подготовки собаки-универсала - пришлось придумывать самой, - отмечает наша собеседница.

«Вонючка», воспитавшая героя

Конечно, тех, кто верит и поддерживает, а не подставляет или смеется, всегда меньше. Так случилось и у Ларисы. Ее даже за спиной прозвали Вонючкой и не спешили брать ни в одну машину во время тренировок. Все дело в чемоданчике с «запахами смерти», который она возила с собой. Как-то надо было учить собаку отличать эти запахи. Запахи тела на разных стадиях разложения Лариса создавала химическим методом, обладая обонянием, как у парфюмера.

- Представьте, на тренинге – кинологи, тренирующие собак на поиск взрывчатки, у которой почти нет запаха, – описывает Лариса Борисенко. – И я со своим чемоданом!

Впрочем, когда Ларисе удалось воспитать первую в Украине собаку-универсала Спарки, а за ней – и других, насмешки исчезли. Сегодня «Антарес.» – это единственная кинологическая служба, которую с 2017 года привлекает Генштаб к поиску тел погибших в рамках гуманитарного проекта «НА ЩИТЕ» (до 2022 года – «Эвакуация 200»). Зовут их на помощь и спасатели, и полиция. Да и обычные граждане, отчаявшиеся найти близких живыми или мертвыми. Если локацию проверили псы «Антареса». – она считается закрытой. Больше смысла искать там кого-то нет.

Лариса Борисенко и Спарки на церемонии награждения. Фото: facebook.com/cimicUA

Лает – значит, «труп» жив

Спарки Лариса Борисенко воспитывала с трехмесячного возраста. Они – неразлучны. И живут, и спят вместе. Могут часами по душам «общаться» на лавочке. Странно, что Спарки пока не заговорила, но отлично справляется за счет собачьей мимики – и ответит, и о себе расскажет.

Лариса вспоминает яркие случаи за их 13-летнюю дружбу-службу.

- Уезжали искать пожилого человека, - вспоминает Лариса Борисенко. - Как сейчас помню: это было 10 августа 2015, на улице - 40 градусов жары. Понятно, что уже ищем тело. Как вдруг две собаки, работавшие с разных сторон локации, одновременно ставят нос, выходят в одну точку и начинают лаять. Это был лабрадор Боня и Спарки. Нашли живого человека, без сознания – упал среди высокой травы.

Еще случай – на поиск тела вызвала полиция. Оперативники нашли мопед, куртку – были все основания полагать, что несчастного убили.

– Тело, по идее, должно быть где-то рядом, но полиция искала его уже сутки – и не могла найти, – продолжает наша собеседница. – Мы запустили в эти поля подсолнухов Спарки – с бипером (звуковое устройство), в таких зарослях собаку же не увидишь. И через минут семь подсолнухи закружились в вихре, как в ужастике...

Собака металась возле находки. Сначала Лариса услышала рык, а потом – уверенный лай. Еще подумала: почему Спарки лает на труп? Обычно это знак, что человек жив...

– А «труп» действительно оказался живым, – вспоминает Лариса. – Весь черно-синий, без сознания, но дышал!

Спасли. Как позже выяснилось, "трупа" звали Саша. Парня сильно избили.

- Надеюсь, с ним сейчас все хорошо, - отмечает Лариса Борисенко.

В начале января собаке-поисковику Спарки исполняется 13 лет. Фото: архив Ларисы Борисенко

Почувствовала в 40 метрах под землей

Однажды поисковикам позвонили родственники пропавшей с работы женщины – вышла на обед и не вернулась. Несколько дней сами обыскивали окрестности - и безрезультатно. Полиция вызова не приняла.

- Это было у посадки, где родственники три дня ходили и звали пропавшую, - вспоминает Лариса. - Спарки справилась за 3,5 минуты: рванула вперед, залаяла на почти невидимый, заросший обрушившийся коллекторный колодец.

Внутри – пусто. Но по правилам нужно все равно крикнуть «Есть кто живой?». На крик Ларисы откуда-то из-под земли раздался слабый крик: «Спасите!». Женщина была в 30-40 метрах от входа в колодец – в другом отверстии. На таком расстоянии Спарки ее почувствовала! Это поисковики считают топ-работой.

На живых и мертвых собаки реагируют по-разному: на первых уверенно лают, на вторых – ложатся рядом. Если тело глубоко под поверхностью или вдали от собаки – начинают копать.

– Сначала лапками, носом показывает: «Здесь!» – объясняет Лариса. – спрашиваю: «Конкретно покажи, где?». И она лапой «стучит» по конкретной точке, словно говоря: «Вот же!».

Спарки Лариса Борисенко готовила к карьере спасателя и поисковика с трехмесячного возраста. Фото: архив Ларисы Борисенко

Шпуня в бронежилете

Сегодня Спарки – привилегированная собака. С отрядом ездит в салоне, а не в боксах, как ее четвероногие коллеги. Может прыгать по сиденьям – никто ветерану замечания не сделает.

– У нее есть свое пальто на случай, если холодно, и даже ночные рубашки, – улыбается Лариса. – Но на работе все наши собаки, конечно, в кевларовых попонах и ботинках.

«Свободный режим» от начальства Спарки получила не только за заслуги и выслугу лет. У нее с детства проблемы со здоровьем: эпилепсия, а за последние годы добавились другие проблемы – операция следовала за операцией. На пятый день после одной из них Спарки уже была на работе. Правда, признается Лариса, она бы так с ней не поступила, будь выбор: тот выезд уже был согласован, а оставить ее не с кем. Ветеринар даже разрешил ее пускать на небольшие локации.

- Знай я о ее врожденных проблемах со здоровьем, я бы ее не брала – мне тогда нужен был сильный щенок как раз под ту мою цель - воспитать универсала, - вспоминает Лариса. – И шансов стать поисковиком, да и выжить вообще, у нее было немного. Но она стала лучшей в мире.

Кстати, собаками на фронте занимаются обычные медики, как и бойцами: осматривают хвостатых после травм и ранений.

Из-за своих многочисленных травм и операций Спарки получила второе прозвище – Шпуня, из-за сходства с одноименным персонажем. Третье – баба Люба.

– Так ее назвала моя коллега Таня, – улыбается Лариса Борисенко. – Мы искали гражданских под завалами в Киевской области уже во время полномасштабной операции. Собака почувствовала запах, начала рыть, а потом обернулась и посмотрела на нас. Тогда Таня ей, как в песне, крикнула: «Баба Люба, давай-давай!»

Если собака находит живых людей – лает, если тела – начинает "копать" или ложится. Фото: архив Ларисы Борисенко

Если красиво позирует – значит плохо работает

Работают хвостатые поисковики временами и круглосуточно. А какой выбор, если постоянно тревоги и нужно бежать из опасного места? Хотя в Израиле, например, дольше 20 минут без дальнейшей паузы – собаки не работают.

– На завалах здания в Днепре на Победе в январе 2023-го мы работали 22 часа, – вспоминает собеседница (тогда в многоэтажку прилетела российская ракета. – Ред.). - Нет, животных мы не мучаем – у них есть перерывы, конечно. Но позволить себе израильские нормы мы не можем. Ситуация под нас не подстроится, это мы должны под нее.

Стать такой, как Спарки, сможет далеко не каждая собака, у кинологов жесткий отбор. Это касается не только породы, но и генетики, характера, готовности работать в любых условиях.

– Помните фото по разбору завалов в Днепре, где собачка очень красиво выглядит? – говорит Лариса. – Она отказалась работать в дыму и вышла из завалов. И вот, сидя на их фоне, она как фотомодель. Работать в реальных условиях – это не ящички нюхать.

Сегодня Спарки проверяет работу младших коллег – обнюхивает после них локацию. Если Спарки не нашла – искать смысла больше нет, ставим точку. А свой 13-й день рождения собака-героиня отметит с хозяйкой вкусностями и задушевными разговорами.

Несмотря на врожденные проблемы со здоровьем, собаке-ветерану Спарки удалось обойти многих четырехлапых коллег. Фото: архив Ларисы Борисенко

Теги по теме
ГСЧС
Источник материала
loader
loader