/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F432%2Ffe07ebdb00edb5a0307dde02051061fa.jpg)
Холокост: Память как форма сопротивления
Что такое память о Холокосте в стране, которая ежедневно сталкивается с преступлениями против человечности?
Исторические события прошлого перестали быть для нас далекими. Потери и разрушения – давно не только кадры из архивной хроники, а реальность четвертый год подряд. Ежедневно мы сталкиваемся со смертью, прячемся от обстрелов, вынуждены покидать собственные дома, годами искать пропавших без вести.
Война в корне изменила и то, как мы смотрим назад – в прошлое. Без преувеличений, стало понятно: трансформируются и сами подходы в коммеморационных практиках в Украине. Мы оказались на этапе переосмысления того, как именно чтим память и в каком контексте говорим о потерях.
Современные технологии, работа с данными и искусственный интеллект предоставляют новые инструменты для исследования и анализа исторических и культурологических процессов. То, как мы изучаем и применяем их сегодня, будет определять, какие формы сохранения памяти будут работать на усиление нашей нации завтра.
Мы больше не смотрим на прошлое из проекции мирного времени – в значительной степени потому, что уже забываем, каким оно было.
За последние десятилетия в мире возросло внимание к теме Холокоста в литературе, искусстве, кино. Но может ли даже этот глобальный интерес сделать формулу "Никогда снова" настолько сильной, чтобы она действительно работала?
Нет.
В то же время продолжать миссию по сохранению истории Холокоста – наша общая ответственность. Не как гарантия того, что насилие не повторится, а как условие для понимания мира, в котором мы живем.
Память – не статический монумент, а живой процесс. Не здание музея, не выставочный проект и даже не сама территория, а нечто гораздо большее – то, что может нас объединять.
Образованность и эмоциональный интеллект не отменяют существование жестокости, но способны формировать эмпатию – к тому, кто рядом, и к его опыту. Знания помогают глубже видеть причины и последствия геополитических изменений, распознавать язык обесценивания и насилия, развивать критическое мышление.
Именно поэтому важно открывать это молодому поколению – не как набор дат и терминов, а как часть содержательного диалога для понимания и сопереживания. Задавать вопросы – себе и другим, чтобы познавать и оставаться человекоориентированными в течение жизни.
В проектах Мемориального центра более десяти лет мы рассказываем о жертвах Бабьего Яра. О массовых казнях в урочище, пытках и убийствах, которые происходили в оккупационный период прямо посреди киевских улиц – только из-за принадлежности к еврейской национальности.
За время войны мы идентифицировали более 1300 новых жертв, а общая база насчитывает 29 809 имен. Среди казненных – младенцы в возрасте от нескольких дней и люди в возрасте до 102 лет. Эти данные передаются нашим партнерам – Израильскому национальному мемориалу Холокоста "Яд Вашем". Открытия стали возможными благодаря исследованиям ученых, которые обрабатывают архивные материалы. Каждое обнародованное имя – это попытка вернуть человеку его достоинство и персонализировать трагедию.
Из-за военных рисков цифровизация архивов является единственным способом срочно сохранить документальное наследие от уничтожения. В партнерстве с Государственной архивной службой Украины мы оцифровали более 8,5 млн архивных документов XIX-XX веков. Эти материалы находятся в открытом доступе на сайте Мемориального центра. Даже во время обстрелов и длительных блэкаутов вместе с областными архивами мы продолжаем работу, ведь каждый обнародованный документ – это форма сопротивления врагу, который пытается лишить нас голоса и собственной истории.
Психика человека в условиях длительной травмы всегда пытается найти опору. Не только внутри себя, но и извне – в фактах и свидетельствах других. В подтверждении того, что любое зло имеет конец.
Зная цену человеческой жизни в прошлом, мы вместе ищем способы защитить ее сегодня – и взять ответственность за будущее, которое у нас будет.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.

