/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2F82b9f7fe398faf2f8bb58b17f2a940f3.png)
Компенсация за отмененный рейс: придется ли платить налоги
Украинцы, получающие деньги от авиакомпаний, перевозчиков, гостиниц или сервисов бронирования из-за проблем с поездкой, могут столкнуться с необходимостью уплаты налогов. Все зависит от того, что именно выплатила компания: возврат уже израсходованных средств или дополнительную компенсацию. Налоговая служба Полтавской области объяснила, в чем разница.
Если авиакомпания вернула человеку стоимость билета из-за отмены рейса, речь идет о возврате его собственных средств. Такая операция отличается от ситуации, когда вместе с возвратом денег пассажир получает еще определенную сумму в качестве компенсации.
К примеру, авиакомпания может вернуть стоимость билета и дополнительно выплатить средства за отмену рейса. Перевозчик может компенсировать пассажиру значительную задержку поездки. Отель или сервис бронирования могут выплатить деньги, если клиенту не предоставили заранее оплаченный номер.
Отдельная ситуация возникает, когда компания компенсирует человеку материальный или неимущественный ущерб. Такие выплаты следует оценивать с учетом правил Налогового кодекса Украины.
К облагаемому налогом доходу физического лица относятся, среди прочего, суммы неустойки — штрафов и пени, а также возмещение материального или морального вреда. В то же время Кодекс предусматривает ряд исключений, когда полученные средства в налогооблагаемый доход не включаются.
Для доходов, подлежащих налогообложению, общая ставка налога на доходы физических лиц составляет 18%, а военного сбора – 5%.
Есть компенсации, которым предусмотрены отдельные правила. Среди исключений – определенные Налоговым кодексом суммы возмещения материального вреда, вреда жизни и здоровью, если они выплачиваются по решению суда. Также при установленных Кодексом условиях может не облагаться налогом компенсация морального вреда по решению суда.
Отдельные правила действуют для выплат из государственного бюджета, средств по решениям иностранных юрисдикционных органов, в том числе Европейского суда по правам человека, а также страховых выплат и страховых возмещений.
Отдельное внимание следует обратить на компенсации от иностранных компаний. Если иностранная авиакомпания, гостиница, перевозчик или сервис бронирования возвращает человеку его собственные средства, такая операция имеет иную природу, чем дополнительная выплата.
Если же иностранная компания перечислила отдельную компенсацию, которая является доходом физического лица и для него нет специального освобождения от налогообложения, полученные средства должны быть задекларированы и уплачены надлежащими налогами.
Напомним, есть земля или пай? Налоговая уже могла начислить вам налог – что делать
Раньше мы рассказывали, кто может платить меньше налогов с зарплаты: льгота для родителей в 2026 году
Также, продал авто — готовься к налогам: сколько придется отдать государству

