/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fb5ad10f31d6360b2373ce20b57765b35.png)
Провели 400 собеседований, чтобы собрать команду из 17 человек. Теперь мы в лидеры в нише
Главное в развитии стартапа – чтобы руководитель участвовал во всех процессах, начиная от идеи и заканчивая подготовкой технических заданий для отдела маркетинга.
В этом уверен Михаил Галян — директор компании Boosters.
Михаил рассказал MC.
today, как его стартапу помогли проблемы пользователей, и почему для команды в 17 человек понадобилось провести 400 собеседований.
Я начинал в 2014 году как младший маркетинг-аналитик в команде Genesis Media, которая занималась новостными проектами на рынках Африки и Казахстана.
В киевском офисе работали около 10 человек, поэтому приходилось заниматься не только аналитикой, но и монетизацией, продвижением и продуктом.
Зато так я смог посмотреть на бизнес под разными углами.
Михаил Галян.
За полтора года работы мы с командой успешно запустили четыре мобильных продукта в категории «Здоровье и Фитнес» с ежемесячной аудиторией в несколько миллионов пользователей.
А потом пришло время для собственного проекта.
Так в рамках Genesis появился Booster (тогда мы назывались Sleep.
Sci — sleep science) – приложение, которое улучшает качество сна.
Перед стартом проекта мы с командой протестировали около 10 новых направлений.
Выбрали улучшение сна по нескольким причинам:.
это про здоровье и пользу;.
рынок не очень конкурентный и быстрорастущий;.
научные исследования подтверждают, что цифровые продукты эффективны в этой сфере.
Я прекрасно понимал, что на этом рынке значительно меньше денег и возможностей, чем в сфере фитнеса, но вызов был принят.
На момент запуска нашего стартапа существовали две большие группы таких продуктов:.
те, что помогали быстрее засыпать;.
те, что измеряли качество сна (sleep trackers).
Продуктов, которые бы объединяли эти две группы потребностей, не было, и я не понимал почему.
Да, классический подход рекомендует фокусироваться на одной группе потребностей пользователей.
Но современные тенденции показывают другое: мир движется в сторону комплексных решений.
Так сформировалось видение нашего первого продукта — Sleep Booster.
Сегодня мы помогаем сотням тысяч людей улучшать сон с помощью науки и технологий.
А приложение Sleep Boosters входит в тройку лидеров в своей категории в мире.
Кстати, в ходе экспериментов у нас появился еще один продукт — Words Booster, который активно растет и генерирует около 25% нашей выручки.
Это приложение помогает изучать иностранные языки через сценарии ежедневных бытовых ситуаций в игровом формате.
Теперь перейдем к основным урокам, которые я получил во время работы над Boosters.
Правило 1: рекрутинг.
Звучит банально, но люди — это основа проекта.
Создать сильную команду— ключевая и одна из самых сложных задач руководителя.
Мне помогли две вещи:.
Очень активное вовлечение в подбор кадров.
При этом в команде у нас всего 17 человек.
Такая статистика говорит не об излишней избирательности, а о том, что руководитель должен создать сильный «скелет» команды.
Он поможет устоять в штормовых ситуациях, которых у стартапа будет очень много.
Мой совет руководителям: не думайте, что эту часть работы можно делегировать и забыть.
Ищите людей сами — в социальных сетях и в своем окружении.
Пишите им, вербуйте в свою команду.
От этого зависит, что будет дальше с вашим продуктом.
Мой опыт показал: появление сильного человека в команде — это новая точка роста.
В диапазоне 3-6 месяцев такие люди уже генерируют значимую долю результата всего проекта.
Формирование карты ценностей.
После трех месяцев существования проекта я понял, что нужна карта ценностей.
Эдакий путеводитель по достижению целей.
Мы создали ее вместе с Лерой Вакульской, ныне главой маркетинга.
Для этого мы разделили страницу на три секции:.
«Вознаграждаем себя за…»;.
«Уважаем себя за…»;.
«Не ценим».
Готовя вопросы для кандидата на собеседование, мы ориентируемся на эти ценности.
Нам важно проверить или человек инициативный, ориентированный на результат или же он безразличен и пассивен.
Мы спрашиваем у кандидата: «Каким был ваш основной результат или достижение за последний год?», «Как это повлияло на бизнес в цифрах?», «Что для этого необходимо было сделать, изучить или преодолеть?».
По ответам на эти вопросы мы делаем вывод, понимает ли человек, как он влияет на бизнес и какие усилия он приложил, чтобы добиться успеха.
В долгосрочной перспективе эти ценности помогают сделать отбор лучших специалистов автоматическим процессом.
Эту же карту активно используем в ежедневной работе — смотрим, насколько наша работа сегодня отвечает нашей планке.
Я делаю акцент на наших ценностях регулярно, чтобы у каждого сотрудника Boosters была четкая картина того, кто мы.
Правило 2: Маркетинг нужен до запуска продукта.
Во время разработки первой версии приложения Sleep Booster мы спрашивали себя:.
Какой посыл сработает в рекламе?.
Какая проблематика, связанная со сном, самая болезненная?.
Кто наша аудитория?.
Мы начинали продвижение продукта с Facebook.
У нашего маркетолога на тот момент не было подходящего опыта — он «набивал руку» в реальных условиях.
Поэтому с помощью конструктора сайтов Wix мы создали блог про сон, определили проблемы, которые хотели оценить, собрали около 20 тематических текстов от фрилансеров, и начали продвигать их через социальную сеть.
Это упражнение позволило нам:.
сформировать 3-4 основные идеи, которые мы применяли для продвижения первой версии продукта;.
понять реальный интерес к теме здорового сна;.
сформировать настройки таргетинга нашей рекламы.
Маркетинг помогает дешевле, быстрее и наименее болезненно найти путь развития для стартапа.
Правило 3.
Меняйся или умри.
Отличные слова Джеффа Безоса: «Be stubborn on vision and flexible on details — «Будь упрямым в общей картине, но гибким в деталях».
Гибкость и адаптивность руководителя и команды — ключевой фактор в выживании бизнеса.
Нужно постоянно прокачивать умение смотреть на ситуации под разными углами и менять ход действий.
Особенно важно фокусироваться на двух направлениях:.
Менять продукт.
Через восемь месяцев после релиза первой версии Sleep Booster, количество пользователей перестало увеличиваться.
Мы активно экспериментировали с новыми подходами и моделями продвижения, чтобы наконец начать фазу роста.
В августе 2019 года мы нашли концепцию, которая по сегодняшний день помогает нам быстро расти: боль пользователя.
Легче всего определить, что интересно пользователям, по тому, за что они готовы платить.
Узнать это можно на глубинных интервью — специальный статистический инструмент, который позволяет определить настоящие желания потребителя.
Но такие интервью нужно делать качественно, а это дорого.
У нас не было для этого возможностей, поэтому мы придумали свой способ — тестировали новые фишки продукта с помощью рекламы.
То есть, продвигали функции, которых еще нет, и смотрели, какая из них работает — то есть, вызывает больше отклика у пользователей.
Благодаря этому варианту за август мы привлекли в несколько раз больше аудитории, чем за предыдущее время жизни проекта.
Этот кейс — еще один наглядный пример для второго пункта: именно маркетинг помог направить продукт в нужное русло.
Менять свою роль.
В первые шесть месяцев жизни Sleep Booster я фокусировался на двух вещах — команда и продукт.
Но я понимал, что если количество пользователей не вырастет в ближайшее время, нас перестанут финансировать.
Поэтому я решил, что обязан помочь маркетингу.
И стал еще одним игроком в их команде.
Приблизительно 60% своего времени я писал техзадания для креативной команды, генерировал идеи и запускал рекламные кампании для Facebook и Snapchat.
В результате мы получили кейс с многократным ростом аудитории.
Поэтому не стесняйтесь закатывать рукава и работать вместе с командой для достижения целей.
Чем заняться на карантине: рекомендация онлайн-курсов от редакции MC.
Курс «Директор по продажам».
Вы сможете прямо во время курса отладить систему продаж и превратить бизнес в машину для зарабатывания денег.
Курс по SMM.
Гуру онлайн-маркетинга Эльдар Нагорный поможет понять, как больше зарабатывать и получать высокие результаты с помощью социальных сетей.
Курс по frontend-разработке.
Хорошему программисту работа с интересными задачами и высокой зарплатой найдется всегда.
Таким стать поможет этот курс.
Курс «Директор по маркетингу» от генерального директора Redbull.
Вы научитесь строить сильную команду и достигать бизнес-целей с помощью маркетинга.
Курс по Excel.
Здесь вы овладеете этой мощнейшей программой на полную и прокачаете свои навыки профессионала.
