/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F4efb26dcec097002a8684a3eec1b66dd.png)
«Качественный сайт – только половина успеха». 5 ошибок бизнеса, который переходит в онлайн
Карантин подстегнул интерес бизнеса к онлайну: для некоторых это единственный шанс удержаться на плаву.
Косметический салон не может работать удаленно, но мог бы продавать косметику через интернет.
Вот только он не умеет настраивать онлайн-продажи.
В партнерском проекте основатель IT-компании Wezom Сергей Гузенко рассказал MC.
today, с какими трудностями сталкивается бизнес при переходе в онлайн и какие распространенные ошибки при этом допускает.
Как переход в онлайн может дать новый толчок бизнесу: кейс «Уманьпиво».
В 2018 году к нам обратились из «Уманьпиво» – пивоварни со 140-летней историей.
Клиенты столкнулись с тем, что их доля рынка уменьшается.
Нас попросили разработать новую интернет-стратегию.
Отдельно представить каждый продукт, повысить узнаваемость бренда в сети и создать современный сайт, на котором можно будет делать заказы онлайн.
Сергей Гузенко.
Первым делом мы поехали в Умань, изучили производство и пообщались с покупателями.
Оказалось, что фирменный магазин бренда – это местная достопримечательность.
В него заезжают туристы, чтобы купить пиво для себя или на подарки.
И у нас с клиентом родилась идея создать мультипаки – наборы с напитками «Уманьпиво».
Можно купить ящик конкретного сорта или в ассортименте, с сидром для девушек и лимонадом для детей.
Сайт запустили осенью 2019-го, он понравился и пользователям, и клиенту.
Также мы отвечали за продвижение, контекстную рекламу, SMM и создание положительного имиджа компании.
Среди прочего нам удалось в три раза увеличить поисковый трафик, уменьшить стоимость клика на сайт в 2,3 раза, в два раза увеличить активность аудитории в соцсетях бренда.
ua и Rozetka.
Параллельно с Wezom другие агентства делали ребрендинг, разрабатывали стратегию офлайн-маркетинга, PR-стратегию и новый дизайн этикеток для «Уманьпиво».
К концу года объем производства компании вырос на 13 %, и она вошла в топ-20 самых успешных украинских брендов.
Это пример успешного кейса.
Но зачастую результаты перехода в онлайн не такие впечатляющие, потому что бизнес не всегда понимает, как нужно к этому готовиться.
Вот какие ошибки чаще всего допускают предприниматели, которые обращаются в Wezom.
Стартуют без людей, которые будут отвечать за онлайн.
В 8 из 10 случаев у компании нет ничего: менеджеров, которые наполнят новый интернет-магазин товарами, интернет-маркетологов, которые смогут обеспечить лиды, иногда даже CRM-системы для сбора заказов.
В онлайн-бизнесе всегда нужен специалист, который будет руководить процессом, иначе проект провалится.
Сейчас мы ведем переговоры по разработке сайта для украинского химзавода.
Компания работает только как офлайн-поставщик.
Руководители завода согласились нанять маркетолога, но не представляют, как и кого искать.
Эта история длится уже восемь месяцев, разработку сайта так и не начали.
Мы уже предложили свою помощь, даже рассматриваем резюме потенциальных кандидатов.
Помимо того, чтобы нанять маркетолога в штат, у бизнеса есть еще два варианта: найти агентство, которое возьмет эту роль на себя, или поручить онлайн-маркетинг компании нам.
Если мы начинаем сотрудничать, заказчик должен предоставлять нам всю информацию и давать нам возможность влиять на процессы.
Маркетинг на аутсорсе стоит от $2000 в месяц.
За эту сумму мы в Wezom можем настроить эффективную систему привлечения клиентов, а потом постепенно масштабировать ее и повышать конверсии.
Не готовы перестраивать процессы в компании.
Некоторые клиенты считают, что мы им сделаем сайт, нагоним лидов – и прибыль польется рекой.
Но так не работает.
У магазина были хорошие позиции в поисковиках и показатели по трафику, конверсии и лидам.
Но каждый раз в конце сезона он недополучал прибыль.
Собственник приходил к нам с вопросами, почему же онлайн-продажи не работают.
Мы прослушивали записи звонков и находили много мелких косяков продажников.
Согласно исследованию Promodo, средняя конверсия для автотоваров – 0,6 %, а у нашего клиента получалось вдвое меньше.
В продажах нужно постоянно дорабатывать скрипты, править их в зависимости от запросов покупателей и ситуации на рынке.
Клиент не хотел этим заниматься.
Создавалось впечатление, что он достаточно зарабатывал в офлайне, а сайт сделал, потому что это модно.
Качественный сайт – это только половина успеха.
Нет волшебной таблетки, которая бы автоматически генерировала лиды в продажи.
Бизнес должен перестроить работу и постоянно развивать онлайн-направление.
Экономят на проекте.
60 % компаний приходят к нам с бюджетом в $1000.
У нас по сто таких запросов в месяц – и каждому приходится объяснять, что нормальный проект стоит в 10-15 раз дороже.
Перевести бизнес в онлайн – это не просто нарисовать сайт.
Мы изучаем бизнес клиента, поведение покупателей, конкурентов – и только после этого проектируем дизайн.
Одному из заказчиков мы разработали проект для поиска молодых футболистов в развивающихся странах.
Это практически соцсеть.
До нас клиент сотрудничал с недорогим модным агентством, где ему сделали красивый дизайн за $8 тыс.
Но этот дизайн совершенно не учитывал задачи бизнеса.
Весь UX (дизайн опыта пользователей – прим.
ред.) основывался на идеях одного тренера.
Когда клиент пришел к нам, мы погрузились в бизнес и начали искать решение.
Больше восьми месяцев общались с детьми, родителями и тренерами, прописывали бэклог (задачи, функционал и логика ресурса.
– Прим.
ред.) сайта и четырех мобильных приложений с разным функционалом и тестировали все прототипы.
Заказчик убедился, что его предыдущая идея была нежизнеспособной, а он просто потратил время и деньги.
Итоговая сумма проекта – $180 тыс.
Не понимают, что быстро – не всегда выгодно.
На создание проекта с нуля уходит от трех месяцев.
Некоторые клиенты не готовы ждать и идут к тем, кто берется сделать «на вчера».
Конечно, можно за три дня сделать проект на шаблоне, например, на Tilda.
Но нужно понимать: такой сайт требует больших усилий от команды и постоянных вливаний.
На сайте по шаблону нельзя сделать именно такой кабинет заказа, который одновременно решит проблему покупателя и задачу бизнеса.
А значит, пользоваться продуктом будет неудобно либо покупателям, либо менеджерам компании.
В первом случае у бизнеса будет низкая конверсия в лиды, то есть придется тратить все больше и больше на онлайн-маркетинг.
Во втором компания будет попросту терять клиентов.
К некоторым шаблонам даже платежную или CRM-систему не всегда можно подключить.
Хороший проект, разработанный с нуля, сразу учитывает все потребности бизнеса, в том числе то, как он будет развиваться.
В прошлом году мы разработали сайт для Roshen.
Клиент хотел презентовать продукцию в онлайне и указать адреса магазинов.
В будущем в компании планировали запустить прямые продажи, поэтому мы предусмотрели такую возможность в архитектуре сайта.
Во время карантина офлайн-продажи Roshen просели, и клиент решил оперативно продавать товары на сайте.
Мы настроили эту возможность за две недели, потому что большую часть работы сделали заранее.
Путают личный вкус и бизнес-задачи.
Мы не придумываем дизайн из головы – все идеи проходят проверку в интервью и тестировании пользователями.
И все равно есть клиенты, которые восклицают: «Это не то, мне не нравится».
Но продукт и не должен нравиться заказчику – он должен решать задачи бизнеса и нравиться его покупателям.
У нас были разные случаи.
Например, производитель мебели побывал на профильной конференции и решил скопировать все «лучшие решения», которые были в презентации одного из докладчиков.
Он стоял на своем, и мы не сошлись.
Раньше примерно 60 % наших клиентов приходили с готовыми идеями и не хотели рассматривать другие варианты.
Последнее время таких около 20 %, в основном это стартаперы.
Остальные приходят за экспертизой и решением задач.
Мы рекомендуем бизнесу доверять опытным подрядчикам, особенно если он впервые разрабатывает IT-инструмент.
Как успешно запустить онлайн-проект: кейс Suzie.
Совладельцы Suzie Олег Гринев и Денис Майловский.
Олег Гринев.
Suzie с 2004 года производит одежду для девочек.
Первые шесть лет торговали на оптовом рынке Хмельницкого, затем вышли на рынки Харькова и Одессы.
В 2012 году впервые съездили на торговую выставку в Киев и там получили новых оптовых клиентов.
После этого начали вести продажи по телефону.
Новые модели фотографировали на телефон, делали прайсы с фотографиями и ценами и рассылали их по e-mail.
Потом принимали звонки и формировали заказы.
На рынок вывозили только складские остатки.
Еще спустя год запустили первый сайт – это была визитка с контактами и ссылками на оптовые прайсы Suzie.
Бизнес развивался, мы нашли около 200 оптовых заказчиков.
Денис Майловский.
В начале 2018-го мы решили развивать прямые продажи.
Ведь после того как люди один раз надели на ребенка наши вещи, они становятся постоянными покупателями бренда.
Начали с ведения страницы в соцсетях, параллельно прошли курсы по интернет-маркетингу.
Весной запустили тестовый интернет-магазин It’s me.
Мы своими силами настроили контекстную рекламу, прописали первые правила общения для розницы.
Нам было легко экспериментировать, ведь у нас уже были все ресурсы: логистика, склад, СРМ-система, учет и прочее.
Полугодичный эксперимент обошелся нам в 90 тыс.
Именно он позволил нам правильно сформировать техническое задания для создания сайта и избежать ошибок при запуске.
Например, мы поняли, что нам нужно четкое позиционирование, и сделали ребрендинг.
Теперь наш девиз такой: «Suzie – это крестная фея, которая дарит детям счастье».
В марте 2019-го обратились к Wezom.
На старте специалисты компании сделали нам интеллектуальную карту: какие разделы будут у сайта Suzie, как сгруппировать разные страницы и так далее.
Подрядчики все прописали очень детально, можно сказать, дополнили наше техзадание.
Разработка длилась до октября, после этого сайт интегрировали с 1С и CRM-системой.
Пока шла интеграция, мы наполняли его контентом.
Официально интернет-магазин заработал 12 февраля.
В первый месяц у нас было 53 заказа, из них 7 через сайт с оплатой через корзину, остальное – через соцсети или заказ в 1 клик, когда клиенту перезванивает менеджер.
В марте мы получили 24, в апреле – 36 продаж через интернет-магазин.
На время карантина интернет стал единственным каналом продаж.
Оптовые клиенты ничего не покупают, мы только принимаем заказы на осеннюю коллекцию.
Рассчитываем, что постепенно доля прямых продаж увеличится до 10-15 %.
Сейчас мы отшиваем 70-100 тыс.
вещей в год – значит, как минимум 7 тыс.
в первый год планируем продавать напрямую клиентам.
