/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fc00bc8175886411f8bf537be641b11d7.jpg)
Как мы монетизировали бесплатный сервис и получили 500 тыс. платящих клиентов
Уверен, каждый хотя бы раз в жизни задумывался о том, чтобы создать свой продукт.
Приходит идея, вы проводите краткий анализ рынка и надеетесь, что продукт выстрелит.
Потом появляются первые пользователи, и вы спрашиваете себя: «Как определить цену? А вдруг, если сначала сделать продукт бесплатным, а позже доработать платное предложение, пользователи уже не захотят платить?».
Мы прошли все эти этапы с нашим продуктом Mailtrap.
Это инструмент, с помощью которого разработчики могут тестировать работу email-рассылок из своих приложений.
При этом тестовые письма не попадают в ящики получателей, потому что Mailtrap перехватывает их по пути.
Сначала Mailtrap был бесплатным.
В 2015 мы запустили первые платные версии и недавно доработали пакеты.
В этой статье расскажу, как мы определяли стоимость своего продукта на основе пользовательских данных и поделюсь историей, как и почему мы пересматривали ценовое предложение.
Как мы придумали Mailtrap.
Идея Mailtrap появилась из-за одной судьбоносной ошибки.
В 2009 году наша команда работала над маркетинговой платформой для клиента.
Чтобы ее протестировать, разработчики отправили большую email-кампанию.
Платформа успешно прошла тест.
Но на этом хорошие новости закончились.
Десятки тысяч пользователей платформы получили незапланированные тестовые письма.
Когда мы пережили первичный шок, нам пришло в голову решение, как безопасно тестировать email.
Несколько дней мы создавали первую версию продукта.
Идея выглядела многообещающе.
Мы презентовали Mailtrap на конференциях и в группах на Stack.
Overflow (популярный IT-вебсайт для разработчиков).
В результате собрали много хороших отзывов, и проблема тестирования рассылок была актуальной.
К 2011 году у нас уже было 3 000 подписчиков за счет рекомендаций: большинство пользователей — разработчики и тестировщики.
Ввели первые платные пакеты.
В 2014 году мы выпустили вторую версию продукта.
Добавили новый функционал, увеличили производительность.
Вместе с тем, как росло количество пользователей, росли затраты на поддержку и увеличивалась команда, которая работала над продуктом.
Тогда мы брали деньги из консалтинговой ветки бизнеса.
С каждым обновлением Mailtrap покрывал все больше задач пользователей.
Я все чаще думал: «Когда же подписки станут платными?».
У всех были долгосрочные планы на продукт, поэтому вариант неожиданно уйти с рынка из-за нехватки денег не устраивал никого.
К 2015 году в базе Mailtrap было уже 10 000 аккаунтов.
Стало понятно, что продукт не останется на плаву, если не запустить платные пакеты.
Но как определить цену продукта без конкурентов?.
Мы спросили у наших пользователей.
Развивали потребителей.
Мы взяли интервью у нескольких десятков клиентов Mailtrap, определили боли пользователей и ценность, которую они видели в нашем продукте.
В этом процессе полезна Value Proposition Canvas (канва ценностного предложения), которая помогает собрать пользовательские комментарии в единую картинку.
В это же время мы презентовали наши первые наброски ценового предложения и поинтересовались мнением пользователей.
Получили 300 откликов, цены выглядели обоснованно.
Многие клиенты были готовы сразу платить за Mailtrap.
Все же мы перестраховались и поставили финальные цены чуть ниже.
Так появилась первая freemium-модель продукта (free+premium — доступ к базовому продукту можно получить бесплатно, а к дополнительному функционалу — за плату).
За следующие четыре месяца мы подписали 400 новых платных пользователей.
Дизайн сайта мы тоже со временем меняли.
Вот какая эволюция получилась:.
V.1, 2012 год.
V.2, 2014 год.
V.3, сегодня.
Построили цены на основе данных.
К концу 2018 у нас было 280 000 пользователей.
Были проблемы с нашей старой ценовой моделью.
Несмотря на то, что появились платные аккаунты, доходы не покрывали затраты на поддержку продукта.
Пришло время снова пересмотреть цены и сделать модель, которая покроет потребности продукта в долгосрочной перспективе.
Платные пользователи по-разному пользовались платформой.
Одни редко применяли премиум-функции, другие отправляли тысячи тестовых писем и перегружали наши серверы.
При этом обе категории платили по одинаковым тарифам.
План был такой: определить пакеты услуг по тому, как люди использовали продукт, и выставить соответствующие цены.
Мы еще раз опросили наших клиентов.
Нужно было исследовать ключевую ценность Mailtrap для пользователей и оценить функции системы — от критических до тех, которые неплохо было бы иметь в запасе.
На разных этапах процесса мы использовали инструменты product discovery (набор техник для запуска новых продуктов на рынок).
Проанализировали конкурентов и поведение пользователей.
Нашей следующей задачей было определить место Mailtrap на рынке.
В список для анализа попали как прямые конкуренты в нише email-тестирования, так и другие инструменты для разработчиков.
Оценка функционала и анализ предложений в бесплатных пакетах и подходов к ценообразованию дали много идей о том, как оценить наш собственный продукт.
Мы хотели сохранить бесплатную подписку для тех, кто редко тестировал рассылку с помощью Mailtrap.
В то же время, нужно было определить категории активных пользователей и разработать платные пакеты по особенностям их поведения на платформе.
В анализе анонимных данных были такие показатели:.
Сколько писем отправляют из одного аккаунта.
Как часто используют платформу.
Какой спрос на каждую из функций продукта.
И это только основные метрики.
Мы разделили аккаунты на группы по количеству «пойманных» писем с помощью Mailtrap.
В первую группу попали те, кто отправлял письма от случая к случаю.
Во вторую — те, кто пользовался платформой регулярно.
Но и эта группа не была однородной — некоторые отправляли пару сотен писем в месяц, а другие — несколько десятков тысяч.
На графике — упрощенная статистика количества отправленных писем из платных и бесплатных аккаунтов.
Синяя линия — бесплатные пользователи.
Красная — платные пользователи.
Ось Y — количество аккаунтов в каждой группе.
Ось X — количество отправленных писем.
Мы решили выставить лимиты на тех уровнях, где падало количество аккаунтов.
Так пользователи со схожими потребностями попадали в одну группу по пакету услуг.
Кругами выделены зоны снижения количества пользователей, а черными линиями — выставленные лимиты по пакетам: Individual (5 000 писем в месяц), Team (15 000 писем в месяц) и Premium (100 000 писем в месяц).
Разница между последними двумя пакетами была значительной, потому мы добавили пакет Business (50 000 писем в месяц).
Красная и зеленая линии — количество компаний в каждой группе.
Синяя и желтая линии — личные аккаунты.
Перевели бесплатные аккаунты в платные.
Мы представили пакеты услуг тестовой группе (500 платных подписчиков).
Мнения разделились.
Некоторые не хотели переходить на подписку дороже.
Другие подтвердили, что сохранят аккаунт после активации новых планов.
В такой ситуации трудно прогнозировать поведение пользователей.
Поэтому мы подготовили три возможных сценария — оптимистичный, нейтральный и пессимистичный.
Описали планы действий, если в течение двух недель наша прибыль будет расти, останется прежней или начнет падать.
Сперва мы запустили планы для новых пользователей, которые могли выбрать услуги с четкими лимитами.
Потом отправили письмо с презентацией, где рассказали о новых тарифах существующим клиентам.
Главный аргумент новых цен — справедливость для всех: вы платите столько, сколько используете.
В течение двух месяцев каждый пользователь должен был выбрать план.
Далее включались новые лимиты согласно текущей подписке.
Что получилось.
Подтвердился оптимистичный сценарий: доход Mailtrap за две недели после запуска увеличился.
Около 20 % бесплатных аккаунтов перешли в платные.
Еще часть платных подписчиков повысила планы, чтобы получить доступ к более широкому спектру услуг.
Новые подписчики выбирают один из 6 пакетов Mailtrap по своим задачам.
Модель сегодня выглядит так:.
Подводя итоги, отмечу факторы, которые помогли сформировать правильные цены и увеличить доход:.
Мы определили свою нишу.
Mailtrap решал актуальные проблемы инженеров и специалистов по качеству продукта, связанные с email-тестированием.
Качество и доступность Mailtrap привлекли внимание пользователей и заработали хорошую репутацию продукту.
Это помогло собрать нашу первую аудиторию.
Мы совместили «шестое чувство» с большим объемом данных и пришли к взвешенным решениям о ценообразовании.
Анализ данных помог наполнить пакеты услуг и объяснить причины повышения цен.
Перед запуском мы интересовались мнением пользователей о каждой новой версии планов.
Корректировали цены и формат презентации новых пакетов, учитывая ожидания целевой аудитории.
Прозрачная коммуникация о причинах изменений только укрепила связь клиентов с продуктом.
В результате доход вырос как за счет платных, так и за счет ранее бесплатных аккаунтов.
Прибыль от Mailtrap растет в среднем на 4 % в месяц.
Недавно мы пересекли отметку в 500 000 подписок, и, конечно же, не собираемся останавливаться.
