В конце 2019 года я долго искал бизнес, чтобы диверсифицировать доход и развивать навыки управления. В итоге, я решил открыть точку уличной еды, которую в дальнейшем хотел превратить в сетевой бизнес.
Доходность отдельной точки достаточно низкая, но когда это сеть с высокой оборачиваемостью, доход может быть хороший.
В ноябре я купил небольшую кофейню в спальном районе и начал планировать реорганизацию и создание бренда. В этот увлекательный проект я пригласил Алексея Чеканова и Вячеслава Кутового (на тот момент партнеров по агентству).
Мы решили, что наше основное меню – это гриль, а позиционирование – доступная и быстрая, но качественная уличная еда. Уже в начале декабря мы запустили первую точку Street Grill.
Мы нашли место в спальном районе, где был небольшой трафик, но вообще не было конкуренции. Изначально меню состояло из кофе, нескольких позиций выпечки и хот-догов.
Средний чек был ниже $1,5. Продажи росли достаточно хорошо, но медленно, и все ставки мы делали на март-апрель. Все уже поняли, что это была критическая ошибка ожидания.
График выручки с ноября по апрель включительно
После достаточно хорошего начала марта в один момент дневная выручка упала в несколько раз. Мы четко поняли, что либо нужно быстро меняться, либо проще закрыться с небольшими потерями на старте.
Причина
Основная причина – эффективность бизнеса зависела только от посещаемости. Мы выбрали модель с низким чеком, чтобы была высокая оборачиваемость и процент возврата. То есть, мы хотели, чтобы люди к нам постоянно возвращались.
Но уникальных посетителей практически не было, к тому же из-за ассортимента к нам мало кто возвращался.
Наш план и действия
У нас был единственный вариант – доставка. Себестоимость еды была около 40-50% и, соответственно, давать сервисам от 30% и выше от стоимости заказа мы не могли. Кроме того, был слишком низкий ассортимент для доставки. Тогда мы сели планировать.
- Расширение меню
Мы начали копать в сторону того, что могут заказывать люди и за чем они будут возвращаться. При этом важно было обойтись без больших инвестиций в оборудование и без огромного количества ингредиентов – мы были ограничены местами хранения и площадью. Главная задача – продавать все, что могло бы заставить вернуться.
Мы нашли для себя главное блюдо – бургеры. Далее популярный азиатский стрит-фуд – лапша WOK. И, конечно, шаурма и прочие привычные закуски.
- Старт выхода в онлайн
Для бизнеса, который построен на трафике, онлайн – далеко не самый важный фактор. Изначально мы зарегистрировали домен и начали вести Instagram.
Нам нужно быстро запустить сайт. Мы выбрали шаблон, конструктор сайтов Тильду и за несколько дней собрали сайт, который передавал заказы в Telegram. Эти заказы обрабатывал менеджер на точке и отдавал курьеру на доставку.
- Рекламные кампании
Мы решили практически весь бюджет тратить на рекламу. Нам важно было посмотреть потенциал нашего проекта как службу доставки без вложений в команду, процессы и структуру.
Мы запустили контекстную рекламу, обратились в наш отдел SMM в агентстве за ведением и продвижением аккаунта в Instagram. Мы получали заказы с хорошими чеками, с хорошей прибыльностью и видели, что вместе с доверием и базой клиентов растут и средний чек и общая выручка.
Так мы поняли, что наша модель позволяет зарабатывать. Нам удалось перегнуть динамику в другую сторону, но мы столкнулись с проблемой сервиса.
- Сервисные проблемы
Пики офлайн-трафика и доставки приходились на одно и тоже время. Из-за этого мы теряли лояльность клиентов и получали негативные отзывы.
К концу мая мы поняли, что нужно либо закрыть доставку, либо открыть новое структурное подразделение. Мы начали искать помещение под цех, который обеспечит в будущем сеть точек полуфабрикатами и закроет вопрос доставки.
- Запуск службы доставки
Мы нашли помещение, но запуск сдвинулся на месяц из-за ремонта и оборудования. Когда все было готово, мы начали нанимать людей, заниматься операционной деятельностью и так далее.
Первый месяц мы ловили и исправляли косяки стартовой команды администратор-повар-курьер – комплектовка заказов, скорость доставки, качество упаковки и так далее. Ко второму месяцу стало понятно, что мы будем постоянно модернизироваться, но пора идти за прибылью.
За месяц простоя мы потеряли практически всю базу активных клиентов с весны. Остались с увеличивающимися затратами на аренду и персонал, без заказов, но с уверенностью, что нужно идти дальше.
Как мы запускали маркетинг
Доставка еды – достаточно сложный бизнес, поскольку практически нет контакта с клиентом, но есть много человеческих факторов. Наша задача была понять запас прочности текущей команды и возвращать вложения.
Что мы делали (в порядке эффективности):
- Блоггеры и инфлюенсеры. Мы взяли пару десятков блогеров с аудиторией 10-15 тыс. по бартеру и с небольшими чеками – это привело к всплеску интереса и заказов. По сути, вся реклама обходилась в себестоимость заказов – около $15-20. Мы получили тысячу живых подписчиков и подогревали активность различными конкурсами внутри аккаунта.
- Прямая реклама в городских пабликах и каналах. В этос случае нужно учитывать рост нагрузки, чтобы не получить репутационный провал.
Один раз у нас вышла реклама в пятницу и мы получили за 1 час заказов в 8 раз больше, чем обычно за весь день – естественно не справились, не заработали и долго разгребали.
- Лучше всего работают самые крупные городские паблики с UGC-контентом (когда люди выкладывают туда фото/информацию сами).
- Контекстная и таргетированная реклама. Дает клиентов, но нужно постоянно контролировать и оптимизировать кампании.
- Поисковое продвижение. Отличный генератор новых клиентов и продаж, когда есть потенциал собирать этот трафик. Мы начали продавать по запросам с низкой конкуренцией (например, “доставка шаурмы”) и сейчас активно работаем над этим, так как это бесплатный трафик для роста базы. SEO отлично подходит чтобы строить постоянный поток трафика.
Общая сумма на продвижение:
- Около $500 в общем мы потратили на блогеров.
- Около $1000 – на рекламу в городских пабликах.
- Около $500 – на контекстную и таргетированную рекламу.
- Около $500 – единоразово потратили на поисковое продвижение.
Сейчас мы продолжаем расти и выходим в операционную прибыль.
Выручка за 2020 год
Так выглядит наш опыт этого года в общепите. Мы рады, что нам удается оставаться на плаву и даже двигаться к возврату инвестиций. Мы с нетерпением ждем тех времен «потепления», о которых говорят опытные коллеги.
Наши выводы
Чтобы идти в онлайн, нужно иметь четкое позиционирование – так вы получите точку опоры для маркетинговой стратегии и определите свой сегмент аудитории. К примеру, мы понимаем, что мы не быстрая и пока не инстаграмная, но доступная доставка качественной уличной еды.
Долгосрочные стратегии при выходе в онлайн стоит делать только тогда, когда у вас большой финансовый запас прочности. Для малого и среднего бизнеса нужно делать выводы каждый день.
К примеру, мы измеряли эффективность каждого блогера и паблика, а так же тестировали спрос на новые блюда и меню, запускали разные акции и офферы и следили какая обратная связь. Иначе можно долго тратить деньги вникуда.
Для большинства сервисного бизнеса сложно реализовать комплексную стратегию, которая позволит привлекать клиентов с хорошим коэффициентом прибыльности. Можно привлекать клиентов в минус, но важно измерять возвратность.
Крупные игроки с хорошей возвратностью перебивают конкуренцию малого бизнеса и могут при среднем чеке в $20 платить за клиента до $100. При этом у них будет прибыль – клиент закажет минимум 5-6 раз за 3 месяца, а дальше будет генерировать рост оборота. Приходится конкурировать именно с такими игроками.
Делайте запуск с минимальными затратами и перфекционизмом и наращивайте все на ходу. В целом, если не считать оборудования и цеха, мы запустились на старте с $1 тыс. и временными затратами. Все остальные вложения уже делались, условно, из сейфа доставки. Если бы мы делали кастомно и круто, то до сих пор бы делали.
Буду рад ответить на ваши вопросы, если они возникнут более предметно.