Любая стратегия – это путь из точки А в точку Б. Поэтому первый элемент любой стратегии – это цель, к которой вы хотите прийти, и результаты на сегодня. Вопрос: может ли малый и средний бизнес самостоятельно создать все эти уровни стратегий и какой уровень самый важный?
Любой бизнес начинается с бизнес-стратегии, и маркетолог в этом процессе – всегда собственник, который начал бизнес и получает прибыль.
На разных уровнях зрелости бизнеса разные уровни стратегий могут дать точку роста.
В этой статье мы поговорим о рекламной стратегии. Если быть точными, о диджитал-стратегии с привязкой к бизнес-стратегии, ведь одно без другого жить не может.
Зачем внедрять диджитал-стратегию
Зачем нужна стратегия? Этот вопрос часто можно услышать от заказчика: зачем делать и внедрять стратегию, когда можно просто запустить контекстную рекламу?
Я постараюсь дать максимально простой ответ.
Предположим, я хочу усилить свой бизнес по продаже товаров X с помощью диджитал-направления. У меня есть намерения, и я готов инвестировать 50 тыс. грн.
Вопрос: куда мне инвестировать эти средства, как оценивать результат и не получить убытки? И действительно ли мне нужно вкладывать именно в контекстную рекламу?
Просто запуск контекстной или другой диджитал-рекламы не даст ответа на эти вопросы. Ответ дает именно стратегия.
Что включает в себя диджитал-стратегия
Итак, давайте разберемся, что же включает в себя диджитал-стратегия.
На мой взгляд, это микс, который всегда включает в себя бизнес- и маркетинг-стратегию.
Внимание! Никогда диджитал-стратегия не работает, если нет бизнес-стратегии. Говоря проще, нет маржи – нет бизнеса.
Диджитал-стратегия прежде всего включает в себя ответы на следующие вопросы:
- 1-й блок: исследование
Что делают конкуренты?
- 2-й блок: офер
Как элементы бизнес- и маркетинг-стратегии реализовать в интерфейсе вашего сайта?
- 3-й блок: трафик-воронка
Как достичь поставленных целей с помощью диджитал-каналов?
- 4-й блок: бюджетирование
Какой необходим ресурс?
- 5-й блок: аналитика
Как оценивать результат?
Что делают конкуренты
Для анализа конкурентов мы используем бесплатные и всем доступные сервисы:
Что включает анализ конкурентов в рамках диджитал стратегии
- Список ссылок на сайты ключевых конкурентов и лидеров сегмента – до 15 (наблюдения, бесплатная выдача в Google по ключевым словам).
- Анализ брендового трафика по ключевым запросам (Google Keyword Planner).
- Общий объем трафика (Similarweb).
- Анализ каналов трафика конкурентов (Similarweb).
- Анализ страниц в социальных сетях конкурентов – подписчики, вовлечения в контент (наблюдения).
- Наличие офлайн-представительств (наблюдения).
- Наблюдения, какие интересные и нестандартные решения в интерфейсе сайта конкурента, дополнительные сервисы (наблюдения).
- Дополнительно – анализ цен на ключевой ассортимент (парсинг, Google-таблицы, наблюдения).
На основании анализа конкурентов вы:
- Увидите свои сильные и слабые стороны.
- Возможно, найдете интересные решения в интерфейсе конкурентов, которые можно адаптировать под ваш сайт.
- Определите список основных каналов трафика в вашей категории.
- Поймете ценовую политику конкурентов.
- Сможете улучшить элементы бизнес- и маркетинг-стратегии в блоках вашего сайта.
Как элементы бизнес- и маркетинг-стратегии реализовать в интерфейсе вашего сайта
Хотелось бы отдельно выделить и подчеркнуть важное: первое, что включает в себя диджитал-стратегия, – это реализация в интерфейсе сайта значимых элементов бизнес- и маркетинг-стратегии.
Другими словами, пользователь, зайдя на ваш сайт, должен четко понимать, почему следует купить товар или заказать услугу именно у вас. Если мы говорим об интернет-магазине, то основными элементами выступают:
- Карточки товаров и их детальная проработка (цена, название, фото, описания, характеристики).
- Репутация и конкурентные преимущества вашего магазина.
- Ваш каталог товаров, его актуальность, нишевость.
Если мы говорим о сфере услуг, то основные элементы:
- Блоки доверия – о нас, команда, подходы, клиенты, награды, блог.
- Проработка страницы услуги.
- Перечень услуг.
Все эти блоки и элементы заполняются с учетом анализа конкурентов, целевой аудитории, тенденций (спроса и предложений) категории, в которой вы работаете.
Как достичь поставленных целей с помощью digital-стратегии
Цели
Если речь идет об интернет-магазинах, есть две основные бизнес-цели в рамках диджитал-стратегии:
- Рост объема продаж.
- Рост или удержание рентабельности инвестиций в рекламу.
Если речь идет о сфере услуг, цели будут выглядеть иначе:
- Рост количества заявок (лидов).
- Снижение или удержание стоимости заявки (лида).
- Повышение или удержание коэффициента конверсии лида клиента (в этом блоке основные усилия и обратная связь должны исходить непосредственно от отдела продаж
Мы всегда рекомендуем создавать конкретные цели по этим пунктам и далее корректировать их в рамках план-фактного анализа и тактики.
Диджитал-каналы стратегии
На основании анализа конкурентов нужно определить каналы трафика, которые вы будете использовать.
Напоминаю, какие есть основные каналы трафика:
- Organic Search – органический трафик или SEO.
- Piad Search – платный трафик, к которому можно отнести контекстную рекламу Google и таргетированную рекламу Facebook или Instagram.
- Direct – прямой трафик на ваш сайт.
- Referal – переходы с других сайтов.
- Social – трафик с социальных сетей.
- Display – трафик с медийной рекламы.
- Email – трафик с email-рассылок.
Что нужно для реализации стратегии
Команда
Если мы говорим о команде, то, на мой взгляд, идеальное решение – микс инхаус-команды и подрядчиков.
По зонам ответственности распределить так:
- Инхаус-команда – управление маркетинг/бизнес- и диджитал-стратегией, целеполагание, управление стратегическими и тактическими целями.
- Внешние подрядчики – управление диджитал-инструментами, управление оперативными целями.
Говоря проще, в инхаус-команде должен быть человек, который отвечает и может влиять на стратегию и бюджетирование, разбирается в инструментарии диджитал-маркетинга и веб-аналитике.
А внешние подрядчики – это умные руки, которые способны реализовать за счет эффективного управления инструментарием диджитал-стратегию.
Бюджеты
Мы всегда используем простую математическую модель, которую можно дополнять элементами, но есть четыре основных:
Продажи = трафик * конверсия * средний чек.
Это простая модель, но она сразу показывает зоны, на которые нужно влиять для достижения результатов.
Каждый из элементов можно раскладывать дополнительно. К примеру, трафик – на каналы, конверсию – на воронку продаж, средний чек – на группы услуг или товаров.
Например, если вы хотите получить 1 млн грн оборота, знаете средний чек и конверсию в вашей категории, то можете рассчитать необходимый рекламный бюджет.
И уже при реализации этого плана в анализе по этой модели вы будете видеть, какой именно показатель проседает и куда нужно направить свое внимание.
Как оценивать результат стратегии
Оценка результата – это всегда комплекс веб-аналитики и учетной системы.
Здесь фраза: «Реклама (стратегия) не работает», – недопустима.
Оценка результата – это всегда анализ того, что есть, и поиск решения на основе полученного опыта и желаемых результатов.
Для своих клиентов мы ведем еженедельный отчет по ключевым показателям, за счет которого мы можем очень оперативно принимать решения и управлять операционными целями и задачами.
Пример отчетов:
Google Реклама по Бренду
Пример разработки и внедрения диджитал-стратегии
Объект продвижения: компания, занимающаяся доставкой из Китая.
План:
- Анализ спроса.
- Анализ потребителя.
- Конкуренты.
- Барьеры.
- Драйверы/отстройка от конкурента.
- Каналы коммуникации (стратегия).
Анализ спроса на услугу
Исследование:
Репутация в сети:
«Отзовик»
Первый независимый сайт отзывов Украины
Что говорят действующие клиенты?
Компания вызывает доверие:
- Преимущественно сервису доверяют.
- Количество хороших отзывов сильно превышает количество плохих.
- Основная претензия в хороших отзывах – дорогая доставка.
По какому принципу выбирают сервис:
- Скорость доставки.
- Услуга проверки на брак.
- Стоимость доставки.
- Репутация.
Портреты покупателя
Торговые точки:
- Делают закупки онлайн.
- Дополняют ассортимент своего магазина.
- Продают офлайн.
Интернет-магазины:
- Делают закупки онлайн.
- Дополняют ассортимент своего магазина/строят весь ассортимент на закупке.
- Продают онлайн.
Портрет покупателя №1: Алексей, 31 год, женат, владелец интернет-магазина.
- Где делает закупки: онлайн.
- Где продает: интернет-магазин.
- На что обращает внимание: ассортимент, работа службы поддержки.
- Что важно: скорость и цена доставки.
Портрет покупателя №2: Тамара, 38 лет, замужем, двое детей, владелица торговой точки в торговом центре.
- Где делает закупки: онлайн.
- Где продает: офлайн+онлайн.
- На что обращает внимание: репутация сервиса, условия сотрудничества.
- Что важно: быстрая обратная связь от поддержки, надежность сервиса.
Портрет покупателя №3: Михаил, 25 лет, стартапер, не женат.
- Где делает закупки: онлайн.
- Где продает: онлайн.
- На что обращает внимание: скорость, ассортимент, стоимость.
- Что важно: быстрая обратная связь от поддержки, цена доставки, скорость доставки.
Анализ конкурентов
Meest China:
Сильные стороны:
- Простая регистрация в сервисе.
- Промокоды на скидку.
- Комиссия 7,5%.
- Мобильное приложение.
- Бесплатная доставка по Украине.
Слабые стороны:
- Работа колл-центра.
- Нестабильная работа сайта и приложения.
- Гибкость способов оплаты/вывода средств.
- Высокая стоимость дополнительных услуг.
- Долгая доставка.
Реклама конкурентов:
Подача контента у конкурентов:
Сравнительная таблица клиента с конкурентом:
Трафиковая воронка
Стратегия №1
Алексей, 31 год. Предприниматель/владелец интернет-магазина.
Основные СТА (call to action, призыв к действию):
- Быстрая доставка товаров из Китая!
- Расширь ассортимент своего интернет-магазина!
- Любой товар, в любом количестве из Китая за сутки!
- Бизнес с Китаем: с нами надежно и быстро.
Бюджет и охват:
Пример креатива:
Стратегия №2
Тамара, 38 лет. Владелица торговой точки с представительством в интернете.
Основные СTA:
- Более 9 лет на рынке. 100 000 клиентов ежемесячно. Надежный бизнес-партнер.
- 220 761 положительных отзывов! Более 100 000 клиентов каждый месяц. (Название компании) – доставка товаров из Китая!
Бюджет и охват:
Пример креатива:
Стратегия №3
Михаил, 27 лет. Стартапер.
Основные СТА:
- Доставим товары для твоего интернет-магазина из Китая за одни сутки! Отслеживание заказа с оформления до получения.
- Открой свой интернет-магазин! А мы доставим товары из Китая прямо на твой склад.
Бюджет и охват:
Пример креатива:
Стратегия №4
Кампания на охват:
Основные СТА:
- Доставка товаров из Китая! Быстро, надежно, удобно!
- (Название компании) – быстрая доставка товаров из Китая!
- (Название компании) – доставка из Китая. С нами удобно и безопасно!
Бюджет и охват:
Креативы используются все вышеизложенные.
Выводы
Итак, мы с вами рассмотрели, зачем и как разрабатывать и внедрять диджитал-стратегию для вашего бизнеса. Повторим основные тезисы:
- Определяем цели, которых вы хотите достичь.
- Проводим анализ конкурентов: a) определяем свои сильные стороны; b) определяем основные каналы трафика конкурентов.
- Внедряем элементы вашей бизнес-стратегии и преимущества в интерфейсе вашего сайта.
- На основе анализа конкурентов формируем трафик-воронку.
- Проводим бюджетирование на основе предварительных целей диджитал-стратегии.
- Готовим и настраиваем веб-аналитику и шаблоны отчетов по сводной статистике.
- Проводим оперативное управление стратегий на основе полученных результатов.