В сентябре Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого запускает специальность «Режиссура анимационного фильма». Ее университет готовит вместе с киберспортивным медиахолдингом WePlay Esports, который проводит международные турниры по киберспорту.
В партнерском проекте генеральный продюсер и директор по стратегии WePlay Esports, мастер курса Максим Белоногов рассказал MC.today, почему компания решила запустить полноценную специальность в университете, какие знания получат выпускники и почему они могут рассчитывать на зарплаты в тысячи долларов.
Чем занимается WePlay Esports
WePlay Esports на рынке уже девять лет. За это время мы провели десятки международных киберспортивных турниров и открыли свою киберспортивную арену WePlay Esports Arena Kyiv, запустили WePlay Collectibles – собственную коллекцию NFT (англ. non-fungible token – уникальный криптографический токен, который нельзя заменить аналогами, – Прим. ред.). А в июне будем проводить чемпионат мира по Dota 2 WePlay AniMajor.
WePlay Esports 2020 Showreel. Видео: WePlay Esports
От наших турниров нельзя оторваться – это всегда эффектное шоу. Например, в 2020 году мы провели OMEGA League. В основу легла концепция античной Греции, родины Олимпийских игр. Эта тема присутствовала во всем: от костюмов до визуального воплощения технологических решений. В одной из студий мы изобразили гору Олимп, на вершине которой расположились ведущие и комментаторы в образах богов. А во второй – античный храм с draft-панелью (элементы дополненной реальности, которые во время трансляции показывают зрителям 3D-модели выбранных игроками персонажей. – Прим. ред.). Шоу посмотрели 17,6 млн зрителей.
OMEGA League Aftermovie. Видео: WePlay Esports
На WePlay! Mad Moon мы вывели на сцену #madmoontruck (электромобиль-пикап в стиле киберпанк. – Прим. ред.). А на турнире WePlay Dragon Temple, где игроки соревновались в игре Mortal Kombat 11, мы показали эффектное боевое шоу с каскадерами.
В турнирах мы придумываем музыку, драматургию, добавляем элементы дополненной реальности.
Почему не хватает специалистов
Сейчас WePlay Esports столкнулся с нехваткой специалистов. Это люди, которые занимаются 2D-, 3D-графикой, могут создавать рекламные ролики, мультфильмы, синематики (короткие анимационные ролики в видеоигре, которые прерывают ее и показывают развитие сюжета. – Прим. ред.) и прочее.
Как вышло, что не хватает специалистов? Во-первых, отрасль развивается: создают все больше игр, анимационных фильмов, и студии отрывают профессионалов с руками. Во-вторых, в Украине не было подобного профильного образования, а у хороших специалистов, как правило, нет времени учить других. В-третьих, молодые ребята, может, и хотят пойти на курсы, но их родители считают залогом успешного будущего диплом вуза. Хотя у самоучек, которые прокачались до высокого уровня и работают над международными проектами, зарплата может достигать $8 тыс.
Максим Белоногов, генеральный продюсер и директор по стратегии WePlay Esports
Мы поняли: если хотим получить профессионалов, нужно их обучить и воспитать. Поэтому решили сотрудничать с университетом, а не запускать курс на несколько месяцев.
Какой вуз выбрали и почему
Я учился в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого 11 лет. Мое первое образование – режиссер драматического театра, второе – режиссер кино. Я на 100% знаю кухню вуза, так что вопрос, где запускать образовательную программу, вообще не стоял – другие варианты мы даже не рассматривали. Карпенко-Карого – самый уважаемый университет в сфере искусств, он выпускает профессионалов.
Я пришел с этой идеей к руководству университета, и там ее поддержали. Специальность мы назвали «Режиссура анимационного фильма».
С Карпенко-Карого у нас взаимовыгодное сотрудничество. Университет запустит новую специальность и будет идти в ногу со временем. Наша компания и в целом отрасль получат крутых специалистов. А у молодых талантов появится шанс на хорошее высшее образование.
Чему будут учить на новой специальности
Мы планируем набрать одну группу, не больше 12 человек. Хотим вырастить сильных специалистов, а для этого нужно уделять достаточно внимания каждому. Будет только очная форма обучения.
Студентов может быть и меньше. Даже если придет тысяча, а талантливых будет только восемь, мы возьмем этих восьмерых. Нам важно выбрать будущих коллег.
Ленивых будем выгонять – мы не собираемся кого-то тянуть. Украине и WePlay Esports не нужны десятки выпускников, которые ничего не умеют.
В программе мы объединили классические базовые предметы вроде основ режиссуры, операторского искусства, основ монтажа и узкоспециализированные – такие как работа с программами для создания анимации.
Наш студент – современный человек. У него есть гаджет, он смотрит аниме, играет в компьютерные игры, знает классные сериалы и мультфильмы вроде «Душа» от Pixar или сериал-антологию (сериал, каждая серия которого рассказывает отдельную историю. – Прим. ред.) «Любовь. Смерть. Роботы».
«Режиссура анимационного фильма» – это не что-то запредельное или сложное для понимания. Это то, что окружает людей, то, что им близко. Человек может играть в Fortnite, которую создала компания Epic Games. Эта же компания разработала игровой движок Unreal Engine – основной инструмент для создания анимации, моделей и текстур. Мы будем учить студентов работать с ним.
Как будет проходить обучение
Студенты будут заниматься в университете и в офисе компании WePlay Esports. Я вижу это так: до трех-четырех часов дня ребята сидят на парах, а после приезжают к нам в офис разбирать проекты. Каждый получит компьютер, оснащенный мощными видеокартами и необходимыми программами.
В мое время мы после пар занимались в театральных и киностудиях до последнего поезда метро. В субботу и воскресенье у меня не было выходных. Я называю это круглосуточным обучением с перерывом на общеобразовательные предметы. Думаю, у этих студентов будет примерно так же.
Программа рассчитана на четыре года. Но пока ребята будут учиться, мы постараемся получить аккредитацию в Министерстве образования и открыть магистратуру.
В планах – дать максимальную базу теоретических и практических знаний за два года. После начнем развивать ребят в узких сферах, которые будут им интересны: моделирование, дополненная реальность, прямые эфиры и так далее. Через четыре года выпускники будут разбираться во всем, что касается режиссуры, драматургии, сценарного искусства и смогут создавать анимацию, игры, видео и тому подобное.
Как поступить на специальность «Режиссура анимационного фильма»
«Режиссура анимационного фильма» – это университетская программа, поэтому для поступления абитуриенты должны пройти внешнее независимое оценивание. Обязательно по украинскому языку и литературе, на выбор – по истории Украины или физике.
Еще нужно пройти два этапа конкурса.
- На первом предложат прочесть четыре произведения: стихотворение, прозу, басню или монолог из пьесы. Могут попросить импровизированно обыграть одно из произведений. Актерский конкурс – это стандарт для тех, кто хочет стать режиссером. Эти люди будут работать со сценаристами и актерами в мокапе (этап, когда на актерах закреплены датчики движения, что позволяет анимировать персонажей игры. – Прим. ред.). С ними нужно говорить на одном языке.На этом же этапе попросят пройти собеседование. Оно позволяет понять общую эрудицию человека, то, чем он живет, насколько подкован технически.
- Второй этап – творческий конкурс, на котором абитуриенты будут визуализировать случайную тему. Нужно будет сделать 10-15 фотографий, рисунков или видеокадров и создать из них слайд-шоу или видеоролик на заданную тему вроде «Как я провел лето». Мы не будем смотреть, насколько правильно сделано фото или штрих рисунка. Нам важно понять, как человек мыслит и адаптируется к разным обстоятельствам.
Оценивать абитуриентов будет команда WePlay Esports, а директор Института экранных искусств от университета будет председателем комиссии.
Уже сейчас в университете по субботам проходят консультации, на них приходят 5–10 человек. Педагоги и наша команда рассказывают, что будут преподавать, какие видеоуроки нужно смотреть, как работать с Blender (программа для создания 3D-графики. – Прим. ред.), Unreal Engine (набор инструментов для разработки игр. – Прим. ред.). Если абитуриенты получат базовое представление о главных инструментах, 1 сентября мы сразу перейдем к более важным вещам.
Где будут работать выпускники
Мы не будем набирать студентов каждый год. Возможно, раз в четыре года. Такова специфика обучения в творческом университете: один мастер набирает курс, ведет его от начала и до конца и не берет в это время новую группу. После выпуска хотим всех оставить работать у нас. Эти специалисты будут понимать весь цикл производства с творческой и технической стороны: от драматургии и режиссуры до того, как технически создают анимацию.
В перспективе мы рассчитываем расширить нашу студию, и эти же выпускники смогут руководить командами. Кроме WePlay Esports они смогут работать в украинских компаниях, которые создают анимацию и кино, визуальные эффекты, компьютерную графику, разрабатывают игры и дополненную реальность.
За границей нашим специалистам тоже рады. По уровню знаний они не уступают местным ребятам, а требования по зарплате у украинцев существенно ниже. Это видно на контрасте с людьми из Великобритании, Германии, США и Канады.
Мы надеемся, что ребята захотят остаться в Украине. Киберспорт развивается быстрыми темпами. Чтобы претендовать на лидерство, компаниям нужны высококлассные профи, и мы таких вырастим.