BI-инструменты business intelligence – бизнес-аналитика помогают современным ритейлерам анализировать продажи и принимать стратегические решения на основе данных. Но мировой экономический кризис, ценовая инфляция, ограниченность кадров оказывают негативное влияние на бизнес. Это требует продвинутой аналитики, поэтому ритейлеры в 2023-м ищут решения для более глубокого анализа данных и автоматизации этого процесса.
Специалисты продуктовой IT-компании Datawiz в партнерском материале на примерах объясняют, как работает современная аналитика в ритейле, как BI улучшает взаимодействие с клиентами и помогает удержать и увеличить прибыль.
Что такое современная BI
BI – это программное решение, которое собирает данные, обрабатывает, анализирует и представляет их в удобном для пользователя виде. Это могут быть отчеты, диаграммы и графики. Инструменты BI позволяют получать доступ к историческим данным и показателям в реальном времени, сравнивать их и отслеживать изменения.
Раньше BI-инструменты были сложными для нетехнических пользователей и слишком дорогими для небольших компаний. Также аналитикой данных занимались только специалисты.
Сегодня область BI значительно модернизировалась. Появились интуитивно понятные АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ для всех участников бизнес-процессов. Они доступны для любого типа бизнеса и ритейлеров в частности.
В отличие от традиционных инструментов аналитики, современные BI-решения не просто генерируют отчеты, а предоставляют ценные инсайты с помощью специальных алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения. Например, данные о проблемах в сети или рекомендации по ценообразованию.
С помощью BI ритейлеры анализируют продажи в магазинах, чтобы получить представление о динамике, слабых местах и потенциальных зонах роста.
Что такое Datawiz BI
Datawiz BI – ведущий аналитический инструмент, который позволяет быстро отследить проблемы на уровне бизнеса, торговых точек и товаров. Это набор готовых отчетов на основе ИИ, разработанных исключительно под нужды ритейла совместно с ритейлерами.
Сервис глубоко анализирует процессы в сети магазинов и позволяет создавать индивидуальные дашборды и визуализации на основе полученных данных. Сейчас украинская компания Datawiz разрабатывает современные аналитические продукты для ритейла, объединенные в обширную систему Datawiz BES, и сотрудничает с 60 клиентами в 17 странах мира.
Как работают решения от Datawiz
Платформа Datawiz BES объединяет несколько аналитических решений:
- BI – комплексная аналитика для всех бизнес-процессов сети: анализ ассортимента, цен, категорий, брендов, выявление проблемных зон;
- BI Dashboards – аналитика посредством интерактивных дашбордов и графиков;
- Store Manager – мобильное приложение для руководителей магазинов;
- PlanoHero – сервис для автоматизации процесса планограммирования процесс планирования и размещения товаров в магазинах для улучшения продаж: от создания планограмм до контроля выполнения выкладки в магазине;
- Data Monetization – платформа для продажи данных поставщикам.
Все решения на платформе Datawiz BES взаимодействуют, постоянно обмениваются данными и предоставляют информацию из магазинов в режиме реального времени.
Менеджеры получают подробную информацию о позициях без ценников, о товаре, который отсутствует на полке или не продается, а также о других проблемах с выкладкой в магазине.
Преимущества Datawiz BI перед другими сервисами
- BI-инструмент с фокусом только на ритейле. Все отчеты и функционал сервиса реализованы с учетом потребностей ритейла.
- Автоматизированный поиск проблем. Алгоритм BI отслеживает проблемы в сети и отправляет уведомления ответственным менеджерам.
- No-code-адаптация. Пользователь может создавать собственные показатели без IT-специалистов, сложных настроек и доступа к коду.
- Actionable intelligence – прогнозная аналитика на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Настройка специальных уведомлений позволяет отслеживать малейшие отклонения от установленных планов и ожидаемых KPI.
- Глубинный анализ клиентов, которые участвуют в программе лояльности. Можно сегментировать клиентов по нужным параметрам, анализировать корзину и производить эффективные персонализированные промо, например узко таргетированные рассылки.
BI анализирует, что покупают клиенты программы лояльности, и формирует целый комплекс отчетов. Они помогают найти скрытые инсайты в данных – такие комбинации продуктов, о которых вы даже не догадывались. Все это позволяет понять модели поведения клиентов. Главная цель этого анализа – увеличить продажи через правильное взаимодействие с каждой отдельной группой покупателей.
Рассмотрим более подробно один из отчетов для анализа клиентского поведения – «Анализ покупательских корзин».
Анализ корзины покупателя
Анализ покупок помогает исследовать и изучить спрос на товар и оптимизировать ассортимент. К тому же это идеальный способ понять, что покупают клиенты именно в ваших магазинах.
Например, анализ продаж в магазине показал, что самая ценная группа клиентов, которая приносит больше всего прибыли, чаще всего покупает молочные продукты вместе с крупами в субботу утром.
Эта информация будет стимулом расширить такие категории товаров, улучшить выкладку, а также позаботиться о своевременных поставках нужного товара именно перед выходными.
В целом аналитика покупательной корзины позволяет категорийным менеджерам ответить на многие вопросы, например:
- Какие товары попадают в корзины покупателей в выходные/будние/праздники?
- С чем покупают товар?
- Какие бренды попадают в чеки вместе?
Алгоритмы решения Datawiz BI обнаруживают в чеках покупателей ассоциативные правила (association rules) – это связи между товарами, которые повторяются в корзинах.
BI находит такие связи и формирует на основе данных отчет о комбинации товаров – что, когда и с чем покупают клиенты и что входит в корзину определенной стоимости. Все это понадобится для планирования будущих кросс-продаж, организации специальных скидок и так далее.
Часто эта информация слишком очевидна или уже известна ритейлеру, учитывая опыт или тренды. Например, мы знаем, что чаще всего чипсы и колу покупают вместе или чай вместе с печеньем. Именно поэтому ценным для сетей будет анализ корзин, который поможет выявить скрытые связи между товарами.
Один из самых ярких примеров – это выявление скрытой связи между продажами товаров, которые, на первый взгляд, не связаны между собой. К примеру, это могут быть алкогольные напитки и средства для стирки или алкоголь и средства детской гигиены.
Какие бывают необычные связи
Парадоксально, как некоторые категории товаров покупают вместе и какая ассоциативная связь может у них быть. Но мы доверяем фактам и аналитике, поэтому анализируем корзины и в отчете находим подтверждение теории скрытой связи между продажами средств гигиены для детей и пива.
Анализ корзины показывает, что детские подгузники действительно часто покупают вместе с пивом. Согласно почасовому анализу продаж, самые высокие продажи этой пары товаров фиксировали именно в пятницу, в 19 часов вечера.
Точно так же анализ корзин клиентов показывает большое количество продаж необычной пары товаров – средств для стирки и пива.
Делаем предположение, что, скорее всего, это необычное сочетание товаров оказывается в корзине мужчин, которых жены попросили в пятницу вечером по дороге домой купить стиральный порошок, а они вместе с порошком покупают еще и пиво. Или другой вариант – эта пара товаров попадает в семейную корзину во время совместного шопинга перед выходными.
Такая информация позволяет понять поведение клиентов для того, чтобы улучшить работу сопутствующих товаров и организовать эффективную выкладку в магазине.
Согласно исследованиям международной компании NielsenIQ, полученные инсайты по анализу покупательских корзин помогают на 7% увеличить количество SKU товарных позиций в чеке клиента.
С помощью BI-инструмента за несколько кликов можно изучить и понять потребности покупателей, найти важные инсайты, а также:
- структурировать информацию о покупках клиентов;
- повысить маржинальность благодаря оптимизации ассортимента и выкладки;
- минимизировать неходовой товар на полках магазинов;
- разрабатывать эффективные промокампании и оценивать их эффективность;
- повысить лояльность и увеличить количество клиентов.