Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко
Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко

Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко

Владимир Панченко

Владимир Панченко

В 2000-х студент исторического факультета Владимир Панченко прогуливал пары, чтобы поиграть онлайн в Call of Duty – так называемую стрелялку, события которой разворачивались на фоне Второй мировой войны.

Тогда он и представить не мог, что через 20 лет будет непринужденно общаться с Джоном Линденом – создателем той самой Call of Duty. А в 2017 году создаст инновационный для игровой индустрии стартап DMarket с оборотом более $60 млн за последние три месяца. Более того, в 2022 году сам Линден купит стартап Панченко.

Курс ФІНАНСОВИЙ МЕНЕДЖЕР
Освоюйте найкращі практики фінансового менеджменту та ефективно керуйте фінансами в бізнесі!

Більше про курс

Редакция MC.today поговорила с Владимиром о том, как он создал свою первую компанию с миллионным оборотом, почему одностраничный сайт его второго проекта Skins.Cash обошелся в $1 млн и как в разгар полномасштабной войны он отважился продать DMarket, а после падения доходов на 30% смог увеличить обороты в три раза.

Чтобы проложить дома скоростной интернет, год откладывал деньги

Лет в 11 у дедушки на работе я попытался поиграть в Prince of Persia Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко - Фото 2 Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко - Фото 3 компьютерная игра в жанре платформера (прыжки по платформам и сбор предметов для победы над врагом), которая вышла в 1989 году и увлекся компьютерными игры на всю жизнь. Студентом часто прогуливал пары на историческом факультете: вместо них «рубился» с друзьями в компьютерных клубах в Counter-Strike и Call of Duty.

Киевский компьютерный клуб в 2000-х. Источник: сайт Амнезия

Киевский компьютерный клуб в 2000-х. Источник: сайт «Амнезия»

Денег подолгу сидеть там не было, а играть очень хотелось. Я стал думать, что мне для этого нужно. Во-первых, быстрый интернет, который в 2000-х считался атрибутом «лакшери-мира», а во-вторых, компьютер с видеокартой. И, конечно, деньги на все это. Я устроился на телевидение видеомонтажером – работу совмещал с универом. Там платили $170 в месяц – половину я откладывал, чтобы провести домой скоростной интернет. Тогда это стоило фантастических денег – около $1,2 тыс.

Дальше нужно было установить мощную видеокарту. В Киеве она стоила $600, а на eBay – $270. Я завел PayPal, заказал, получил – все сработало. Тогда я решил на этом немного заработать – так в 2008 году стал заказывать и продавать видеокарты из Америки.

Курс ПРОДЖЕКТ-МЕНЕДЖМЕНТ В IT
Навчіться керувати проектами в галузі IT та ефективно використовувати Agile-методології для досягнення максимальних результатів

Більше про курс.

Позже я увидел, что на eBay продаются игры. А в Украине ту же Call of Duty продавали значительно дешевле – лицензионные CD в переходах. В каждой коробке был уникальный код, с которым можно подключиться к серверу и играть онлайн. Я стал скупать у нас эти коробки с играми, а коды продавать на eBay.

Завел аккаунт, выставил пять кодов и стал ждать, что скажут покупатели. Все молчали. Я начал волноваться и написал им сам. А они ответили: «Вова, загрузили, играем, не отвлекай! Потом напишем». Я обрадовался: «Сработало!» Это стало приносить хорошие деньги, но затем аккаунт заморозили – eBay не одобрял торговлю цифровыми товарами. Вот таким был мой первый опыт продаж в игровой индустрии.

Все это натолкнуло меня на идею покупать игры непосредственно у дистрибьюторов и продавать коды через онлайн-магазины компьютерных игр. Так появилась моя первая компания по продажам игр SunTechSoft. В 2017 году мы продали несколько миллионов копий игр для Steam, Origin, PSN, Xbox, GOG и других платформ.

Чуть не запустил виртуальное казино для геймеров

Пока развивался SunTechSoft, я наблюдал, как меняется игровая индустрия. Самое интересное началось, когда Valve Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко - Фото 5 Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко - Фото 6 американская компания, занимающаяся разработкой и продажей видеоигр, наиболее известна благодаря игре Half-Life, выпущенной в 1998 году, и цифровой дистрибуционной платформе Steam в 2011 году предоставила игрокам возможность обмениваться скинами – виртуальными предметами, которые отличают тебя в игре.

В первые минуты после релиза все начали думать, как на этом заработать легкие деньги. Так появились первые казино на скинах, в которых ты как будто всегда выигрываешь. Представьте: скины стоят довольно дорого, родители дарят ребенку нож в игре, он ставит его на красное – имеет два ножа. Думает: «Класс! Ну-ка еще раз!» – и в результате все проигрывает. Оборот этой индустрии был около $8–9 млрд в год.

Был момент, когда я тоже хотел попасть в эту волну. Мы с командой даже разработали казино, но морально я просто не смог его запустить. Помню, как ехал по Киеву, думал об этом и наконец позвонил команде: «Нет, выбрасывайте все к черту». Забавно, что один из программистов после этого уволился, забрал код и попытался сделать казино уже без нас – у него ничего не получилось.

А мы начали легально зарабатывать на скинах. Написали алгоритмы ботов, которые прогнозировали цены на виртуальные предметы. Можно было дешево купить скин на одной площадке и подороже продать на другой. По сути, это гейминговый арбитраж. Но была проблема: иногда приходилось ждать неделями, пока придут деньги за проданные товары.

Я хотел сделать так, чтобы деньги поступали мгновенно. В 2016 году мы с командой создали платформу Skins.Cash. Вот как она работает: геймер приходит со скином, который мы оцениваем, например, в $500. Мы сразу платим ему $450, а скин перепродаем дальше. Наше преимущество в скорости: если раньше денег ждали по 3–4 недели, то со Skins.Cash это длится 3–4 минуты.

Интересно, что на разработку этого одностраничного сайта я потратил $1 млн, потому что трижды менял команду. Все деньги пошли именно на людей, но оно того стоило – уже в первый год существования сайт приносил $1–2 млн выручки ежемесячно.

«Виртуальные товары – очень ликвидная вещь»: как появился DMarket

Со временем я решил заняться проблемой права собственности на скины. Дело в том, что геймер может купить предмет за сумасшедшие деньги, а принадлежать он будет все равно издателю игры. Ведь скин – это строчка кода, у которого есть владелец и он может его изменить или даже отключить.

Курс QA
Хочете вивчити тестування програмного забезпечення з нуля та гарантовано отримати роботу? Це те що ти шукав.

Дізнатись про курс

Я подумал, что здесь пригодится технология блокчейн и NFT. Геймеры токенизируют свои виртуальные предметы и становятся их настоящими владельцами – цифровые права будут принадлежать им, а сделки будут фиксироваться в децентрализованной базе данных. Удалить или изменить запись в таком реестре невозможно.

Так в 2017-м появилась идея стартапа DMarket – биржи для торговли скинами на блокчейне.

Деньги на разработку и продвижение DMarket 1.0 собрали на ICO в 2017 и 2018 годах – это форма привлечения инвестиций в крипте. Всего получили $19 млн. В 2021 году компания подняла более $7 млн ​​от венчурных капиталистов.

Сначала производители игр не понимали идею DMarket. Им казалось, что если игра популярна, то зачем предоставлять геймерам возможность присваивать скины. Но начал нарастать хайп с NFT, открылись совершенно новый мир и возможности, поэтому они изменили свое мнение. Сейчас половина ценности компании – это финтех.

Это уже не просто маркетплейс или биржа – это end-to-end-продукт для игровых разработчиков, которые хотят продавать виртуальные предметы и строить на этом игру.

Вот что происходит «под капотом» DMarket: мы берем ваши скины, продаем одному человеку, берем от него деньги, за них покупаем те, которые вам нужны, и отдаем вам. Для геймера это секунда, но за это время происходит 28 транзакций. Технология DMarket встроена в Mythical Marketplace, где и продаются игровые предметы по этой игре.

Не было никакого плана Б – о продаже DMarket

За три дня до полномасштабной войны на конференции в Лос-Анджелесе я встретился с CEO Mythical Games Джоном Линденом. В мире геймдева он как голливудская звезда. Mythical Games – лидер блокчейн-гейминга в США, а сам Джон был главой студии, которая выпускала Call of Duty.

С запросами сделать что-то в Web3 и интегрировать это в игры в Mythical Games приходят Netflix и Gucci. Ведь туфли, которые надела Ким Кардашьян, в виртуальном мире могут стоить в разы дороже, чем в реальном. Для примера: американский художник Майк Винкельманн в 2021 году продал свою картину Everydays: The First 5000 Days в виде NFT-токена за $69,3 млн. И это только цифровые права – каждый может ее бесплатно скачать.

Нам с Джоном было о чем поговорить: я всегда думал, как в DMarket соединить крипту с геймдевом, а он – как соединить игры и цифровую валюту.

Но началась война, и несколько месяцев было не до того – я вывозил сотрудников в Черногорию. Мы всем находили жилье, а чтобы добраться, арендовали частный самолет. Также мы сразу отрезали доступ пользователям из россии и беларуси, и доходы упали на 30% – около $1,5 млн.

Курс QA
Хочете вивчити тестування програмного забезпечення з нуля та гарантовано отримати роботу? Це те що ти шукав.

Дізнатись про курс

Все это время Линден продолжал отправлять мне предложения продать DMarket Mythical Games. Для меня это был сложный выбор: релокейт заставил потратиться, падали обороты. Я сказал команде, что у меня есть план Б, а на самом деле его не было и в помине. Денег оставалось на неделю, а впереди было соглашение о продаже, которое могло обернуться как взлетом, так и крахом для всей команды.

В начале августа я продал DMarket. Мы снова перевезли всех сотрудников, на этот раз в Лиссабон – в штаб-квартиру Mythical East. Думаю, благодаря тому, что мы сохранили команду, в 2022 году нам удалось вырасти на 192% – оборот увеличился на $180 млн. В Mythical Games Джон предложил мне отвечать за стратегию развития и привлечения новых клиентов. Моим первым обязательством было интегрировать и запустить маркетплейс скинов Mythical Marketplace, он уже работает.

DMarket продолжит существовать, но миллиарды долларов не заработает, а вот платформа Mythical Games – заработает.

Мы управляем ИИ или он нами?

Если раньше я говорил, что хочу построить компанию с миллиардным доходом, то теперь я хочу построить с триллионным. С развитием ИИ это вполне возможно. Я считаю, что для человечества ChatGPT по масштабам как когда-то изобретение электроэнергии.

Благодаря развитию языковых моделей и машинному обучению упростился вход в индустрию геймдева. Обычно от идеи до момента реализации был минимум год работы, а с большими играми – три-четыре и много человеческих ресурсов и денег.

А уже через пять лет, думаю, мы будем с вами наслаждаться играми, созданными ИИ с нуля. То есть человек будет только генерировать идею, а дальше все будет делать ИИ.

Такими темпами вы скоро не сможете определить, кто кем управляет: человек ИИ или наоборот. Вы сможете говорить только, нравится вам или нет. Но есть нюанс: поскольку технологии ИИ принадлежат корпорациям, он будет развиваться в соответствии с их ценностями. Если OpenAI – демократы, то технология будет вести себя исходя из этого. А если это ИИ, обученный на Fox News – будет копия Трампа. Корпораций много, и они сражаются между собой. Но рано или поздно искусственный интеллект вырвется на свободу.

Джерело матеріала
loader