Прогуливал пары в компьютерных клубах, а теперь зарабатывает миллионы на играх. История основателя маркетплейса виртуальных товаров DMarket Владимира Панченко
Владимир Панченко
В 2000-х студент исторического факультета Владимир Панченко прогуливал пары, чтобы поиграть онлайн в Call of Duty – так называемую стрелялку, события которой разворачивались на фоне Второй мировой войны.
Тогда он и представить не мог, что через 20 лет будет непринужденно общаться с Джоном Линденом – создателем той самой Call of Duty. А в 2017 году создаст инновационный для игровой индустрии стартап DMarket с оборотом более $60 млн за последние три месяца. Более того, в 2022 году сам Линден купит стартап Панченко.
Більше про курс
Редакция MC.today поговорила с Владимиром о том, как он создал свою первую компанию с миллионным оборотом, почему одностраничный сайт его второго проекта Skins.Cash обошелся в $1 млн и как в разгар полномасштабной войны он отважился продать DMarket, а после падения доходов на 30% смог увеличить обороты в три раза.
Чтобы проложить дома скоростной интернет, год откладывал деньги
Лет в 11 у дедушки на работе я попытался поиграть в Prince of Persia
компьютерная игра в жанре платформера (прыжки по платформам и сбор предметов для победы над врагом), которая вышла в 1989 году и увлекся компьютерными игры на всю жизнь. Студентом часто прогуливал пары на историческом факультете: вместо них «рубился» с друзьями в компьютерных клубах в Counter-Strike и Call of Duty.
Киевский компьютерный клуб в 2000-х. Источник: сайт «Амнезия»
Денег подолгу сидеть там не было, а играть очень хотелось. Я стал думать, что мне для этого нужно. Во-первых, быстрый интернет, который в 2000-х считался атрибутом «лакшери-мира», а во-вторых, компьютер с видеокартой. И, конечно, деньги на все это. Я устроился на телевидение видеомонтажером – работу совмещал с универом. Там платили $170 в месяц – половину я откладывал, чтобы провести домой скоростной интернет. Тогда это стоило фантастических денег – около $1,2 тыс.
Дальше нужно было установить мощную видеокарту. В Киеве она стоила $600, а на eBay – $270. Я завел PayPal, заказал, получил – все сработало. Тогда я решил на этом немного заработать – так в 2008 году стал заказывать и продавать видеокарты из Америки.
Більше про курс.
Позже я увидел, что на eBay продаются игры. А в Украине ту же Call of Duty продавали значительно дешевле – лицензионные CD в переходах. В каждой коробке был уникальный код, с которым можно подключиться к серверу и играть онлайн. Я стал скупать у нас эти коробки с играми, а коды продавать на eBay.
Завел аккаунт, выставил пять кодов и стал ждать, что скажут покупатели. Все молчали. Я начал волноваться и написал им сам. А они ответили: «Вова, загрузили, играем, не отвлекай! Потом напишем». Я обрадовался: «Сработало!» Это стало приносить хорошие деньги, но затем аккаунт заморозили – eBay не одобрял торговлю цифровыми товарами. Вот таким был мой первый опыт продаж в игровой индустрии.
Все это натолкнуло меня на идею покупать игры непосредственно у дистрибьюторов и продавать коды через онлайн-магазины компьютерных игр. Так появилась моя первая компания по продажам игр SunTechSoft. В 2017 году мы продали несколько миллионов копий игр для Steam, Origin, PSN, Xbox, GOG и других платформ.
Чуть не запустил виртуальное казино для геймеров
Пока развивался SunTechSoft, я наблюдал, как меняется игровая индустрия. Самое интересное началось, когда Valve
американская компания, занимающаяся разработкой и продажей видеоигр, наиболее известна благодаря игре Half-Life, выпущенной в 1998 году, и цифровой дистрибуционной платформе Steam в 2011 году предоставила игрокам возможность обмениваться скинами – виртуальными предметами, которые отличают тебя в игре.
В первые минуты после релиза все начали думать, как на этом заработать легкие деньги. Так появились первые казино на скинах, в которых ты как будто всегда выигрываешь. Представьте: скины стоят довольно дорого, родители дарят ребенку нож в игре, он ставит его на красное – имеет два ножа. Думает: «Класс! Ну-ка еще раз!» – и в результате все проигрывает. Оборот этой индустрии был около $8–9 млрд в год.
Был момент, когда я тоже хотел попасть в эту волну. Мы с командой даже разработали казино, но морально я просто не смог его запустить. Помню, как ехал по Киеву, думал об этом и наконец позвонил команде: «Нет, выбрасывайте все к черту». Забавно, что один из программистов после этого уволился, забрал код и попытался сделать казино уже без нас – у него ничего не получилось.
А мы начали легально зарабатывать на скинах. Написали алгоритмы ботов, которые прогнозировали цены на виртуальные предметы. Можно было дешево купить скин на одной площадке и подороже продать на другой. По сути, это гейминговый арбитраж. Но была проблема: иногда приходилось ждать неделями, пока придут деньги за проданные товары.
Я хотел сделать так, чтобы деньги поступали мгновенно. В 2016 году мы с командой создали платформу Skins.Cash. Вот как она работает: геймер приходит со скином, который мы оцениваем, например, в $500. Мы сразу платим ему $450, а скин перепродаем дальше. Наше преимущество в скорости: если раньше денег ждали по 3–4 недели, то со Skins.Cash это длится 3–4 минуты.
Интересно, что на разработку этого одностраничного сайта я потратил $1 млн, потому что трижды менял команду. Все деньги пошли именно на людей, но оно того стоило – уже в первый год существования сайт приносил $1–2 млн выручки ежемесячно.
«Виртуальные товары – очень ликвидная вещь»: как появился DMarket
Со временем я решил заняться проблемой права собственности на скины. Дело в том, что геймер может купить предмет за сумасшедшие деньги, а принадлежать он будет все равно издателю игры. Ведь скин – это строчка кода, у которого есть владелец и он может его изменить или даже отключить.
Дізнатись про курс
Я подумал, что здесь пригодится технология блокчейн и NFT. Геймеры токенизируют свои виртуальные предметы и становятся их настоящими владельцами – цифровые права будут принадлежать им, а сделки будут фиксироваться в децентрализованной базе данных. Удалить или изменить запись в таком реестре невозможно.
Так в 2017-м появилась идея стартапа DMarket – биржи для торговли скинами на блокчейне.
Деньги на разработку и продвижение DMarket 1.0 собрали на ICO в 2017 и 2018 годах – это форма привлечения инвестиций в крипте. Всего получили $19 млн. В 2021 году компания подняла более $7 млн от венчурных капиталистов.
Сначала производители игр не понимали идею DMarket. Им казалось, что если игра популярна, то зачем предоставлять геймерам возможность присваивать скины. Но начал нарастать хайп с NFT, открылись совершенно новый мир и возможности, поэтому они изменили свое мнение. Сейчас половина ценности компании – это финтех.
Это уже не просто маркетплейс или биржа – это end-to-end-продукт для игровых разработчиков, которые хотят продавать виртуальные предметы и строить на этом игру.
Вот что происходит «под капотом» DMarket: мы берем ваши скины, продаем одному человеку, берем от него деньги, за них покупаем те, которые вам нужны, и отдаем вам. Для геймера это секунда, но за это время происходит 28 транзакций. Технология DMarket встроена в Mythical Marketplace, где и продаются игровые предметы по этой игре.
Не было никакого плана Б – о продаже DMarket
За три дня до полномасштабной войны на конференции в Лос-Анджелесе я встретился с CEO Mythical Games Джоном Линденом. В мире геймдева он как голливудская звезда. Mythical Games – лидер блокчейн-гейминга в США, а сам Джон был главой студии, которая выпускала Call of Duty.
С запросами сделать что-то в Web3 и интегрировать это в игры в Mythical Games приходят Netflix и Gucci. Ведь туфли, которые надела Ким Кардашьян, в виртуальном мире могут стоить в разы дороже, чем в реальном. Для примера: американский художник Майк Винкельманн в 2021 году продал свою картину Everydays: The First 5000 Days в виде NFT-токена за $69,3 млн. И это только цифровые права – каждый может ее бесплатно скачать.
Нам с Джоном было о чем поговорить: я всегда думал, как в DMarket соединить крипту с геймдевом, а он – как соединить игры и цифровую валюту.
Но началась война, и несколько месяцев было не до того – я вывозил сотрудников в Черногорию. Мы всем находили жилье, а чтобы добраться, арендовали частный самолет. Также мы сразу отрезали доступ пользователям из россии и беларуси, и доходы упали на 30% – около $1,5 млн.
Дізнатись про курс
Все это время Линден продолжал отправлять мне предложения продать DMarket Mythical Games. Для меня это был сложный выбор: релокейт заставил потратиться, падали обороты. Я сказал команде, что у меня есть план Б, а на самом деле его не было и в помине. Денег оставалось на неделю, а впереди было соглашение о продаже, которое могло обернуться как взлетом, так и крахом для всей команды.
В начале августа я продал DMarket. Мы снова перевезли всех сотрудников, на этот раз в Лиссабон – в штаб-квартиру Mythical East. Думаю, благодаря тому, что мы сохранили команду, в 2022 году нам удалось вырасти на 192% – оборот увеличился на $180 млн. В Mythical Games Джон предложил мне отвечать за стратегию развития и привлечения новых клиентов. Моим первым обязательством было интегрировать и запустить маркетплейс скинов Mythical Marketplace, он уже работает.
DMarket продолжит существовать, но миллиарды долларов не заработает, а вот платформа Mythical Games – заработает.
Мы управляем ИИ или он нами?
Если раньше я говорил, что хочу построить компанию с миллиардным доходом, то теперь я хочу построить с триллионным. С развитием ИИ это вполне возможно. Я считаю, что для человечества ChatGPT по масштабам как когда-то изобретение электроэнергии.
Благодаря развитию языковых моделей и машинному обучению упростился вход в индустрию геймдева. Обычно от идеи до момента реализации был минимум год работы, а с большими играми – три-четыре и много человеческих ресурсов и денег.
А уже через пять лет, думаю, мы будем с вами наслаждаться играми, созданными ИИ с нуля. То есть человек будет только генерировать идею, а дальше все будет делать ИИ.
Такими темпами вы скоро не сможете определить, кто кем управляет: человек ИИ или наоборот. Вы сможете говорить только, нравится вам или нет. Но есть нюанс: поскольку технологии ИИ принадлежат корпорациям, он будет развиваться в соответствии с их ценностями. Если OpenAI – демократы, то технология будет вести себя исходя из этого. А если это ИИ, обученный на Fox News – будет копия Трампа. Корпораций много, и они сражаются между собой. Но рано или поздно искусственный интеллект вырвется на свободу.
