Государство запретило участвующему в госзаказах бизнесу, в частности, для армии, иметь прибыль. Теперь его обвиняют в 2,5 млрд грн ущерба
Украинские предприятия, поставлявшие товары для Минобороны и других государственных заказчиков, стали жертвами бюрократической ловушки. Принятое в начале великой войны постановление правительства запрещает выполняющему госзаказ бизнесу закладывать в свои калькуляции прибыль.
После года торгов Государственная аудиторская служба (ГАСУ) обвинила бизнес в нанесении государству ущерба на 2,5 млрд грн. Минобороны жалуются, что ситуация чревата стабильными поставками для ВСУ, а предприниматели – что это "ставит их на грань выживания".
LIGA.net выясняла, что происходит и возможно ли выйти из этого бюрократического кризиса.
Что произошло
На рынке оборонных закупок сложилась огромная проблема, которая может довести до банкротства все предприятия легкой промышленности (и не только), работавшие с Минобороны и другими государственными заказчиками в прошлом году. А также работающих с ними сейчас. Об этом 21 июня сообщил президент ассоциации Укрлегпром и владелец компании Текстиль-контакт Александр Соколовский в своем Facebook.
Критическая ситуация возникла после того, как в начале весны ГАСУ провела проверку контрактов Минобороны и выявила нарушений на 2,5 млрд грн "нанесенного государству ущерба", поясняет предприниматель:
Информацию о том, что ситуация действительно критическая LIGA.net, подтвердили еще несколько представителей компаний, которые в прошлом году поставляли товары для Минобороны.
"Если проблему не будут решать еще месяц-полтора – это может привести к тому, что большинство предприятий [поставлявших товары Минобороны] просто закрываются", – говорит LIGA.net Максим Плехов, один из основателей Харьковского завода средств индивидуальной защиты (ХЗИЗ) и Львовского оборонительного кластера.
Причиной переполоха на рынке стала проникшая ошибка в принятое правительством в марте 2022 года постановление №335 для упрощения процедур закупки в условиях военного положения, объясняет LIGA.net специалист по оборонным закупкам Нелли Стельмах.
До полномасштабного вторжения России процесс закупки незасекреченных товаров и услуг в украинской оборонке был полностью прозрачным и публичным: компании приходили на торги и конкурировали между собой в основном ценой, а государство не интересовало, как именно и сколько компании-исполнители зарабатывают.
Среди ограничений для поставщиков было только требование по норме прибыли, если они отвечают критериям монополии: до 1% – на импортные товары, до 30% – если производят своими силами, объясняет Стельмах.
Правительственное постановление №335 изменило правила игры, чтобы ускорить и обезопасить закупки: скрыло от общественности незасекреченную ранее часть и разрешило заключать с компаниями прямые контракты без проведения аукционов. Изменения касаются всех заказчиков в области обороны, которые закупаются по оборонному законодательству: и воинские части, СБУ, Нацгвардия, Нацполиция, объясняет Стельмах.
"Театр абсурда отдыхает"
Также этим документом государство обязало компании, заключившие прямой договор с госзаказчиками, предоставлять обоснование своих предложений – так называемые калькуляции.
Это достаточно логическое требование, считает Плехов: "Чтобы увидеть, нет ли у компании сверхприбылей в 3-5 раз, а человек, подписывающий контракты со стороны заказчика, обезопасил себя от "криминала" и могла провести базовый анализ заявок, государство таким образом перестраховалось" .
По словам предпринимателя, в среднем доходы компаний, поставляющих товары, в частности для ВСУ, достигают 5-15%: "Смешные показатели, учитывая все риски и шоки", – уверен основатель ХЗИЗ.
Не до смеха стало совсем, когда оказалось, что в своих калькуляциях компании не имели права декларировать прибыль вообще.
Согласно тексту постановления цена контракта определяется на основании калькуляции всех расходов производителя, включая налоги. Никаких упоминаний об ограничении прибыли в документе нет, точнее в ней вообще отсутствует слово "прибыль".
Это дало основания ГАСУ во время заказанного Минобороны аудита "прочитать" документ своим способом и начислить 2,5 млрд грн "нанесенного государству ущерба":
В МОУ убеждены, что постановление предоставляет право им и, соответственно, поставщикам, включать в свои калькуляции проценты, заложенные под прибыль, а толкование законодательства ГАСУ призвано "вредить обеспечению ВСУ как минимум на уровне Минобороны", говорит собеседник LIGA.net в ведомстве.
Смысл любой хозяйственной деятельности предприятий есть получение прибыли, с которой потом уплачиваются налоги, напоминает Соколовский из Укрлегпрома. Теперь Минобороны, даже не соглашаясь с решением ГАСУ, может выдвигать финансовые претензии всем своим поставщикам, объясняет он: "Театр абсурда отдыхает", – говорит предприниматель.
Калькуляции – только для своих
Минобороны уже подало на ГАСУ в суд после того, как служба проигнорировала направленный МОУ акт о несогласовании с результатами проверки, а министр Резников дал представителям ГАСУ время до четверга, 29 июня, чтобы публично опровергли распространенные ранее манипуляции, говорит LIGA.net собеседник в ведомстве.
Еще одним основанием для возмущения Соколовского есть то, что требование о предоставлении калькуляций касается только отечественных поставщиков. "[Среди требований к иностранным] цена, наличие сертификата стандарта НАТО, своевременность поставки и лицензии на то, что он вправе это мне продать (экспортный контроль). Что у него в калькуляции – не обходит", – подтверждает LIGA.net Минобороны.
Пока украинские предприятия попались на этот бюрократический крюк, иностранные – без проблем смогут дальше зарабатывать, уверен Плехов. Он объясняет: пока МОУ будет судиться по ГАСУ, для любого украинского правоохранительного органа "открывается окно возможностей" прийти в любую из компаний-поставщиков и покошмарить.
Между тем, затягивание с решением проблемы уже влияет на рынок. В частности, в ХСИЗ уже готовятся к пересмотру выполнения госконтрактов на следующее полугодие и просчитывают, сколько средств на счетах может быть заблокировано.
"Если эти средства попытаются извлечь – это поставит часть компаний на рынке на грань выживания, ведь сейчас "живых" средств почти ни у кого нет – бизнес почти все реинвестирует", – объясняет предприниматель.
Чтобы разрешить ситуацию, достаточно изменить одно слово в абзаце, где речь идет о расходах – на "расходы" или "расчет стоимости", и отметить, что срок действия – с момента принятия постановления, объясняет LIGA.net закупочная эксперт Стельмах: "Но МОУ почему-то этого не инициирует.
Официальных разъяснений от Минобороны к моменту публикации LIGA.net не получила. Собеседник в МОУ на правах анонимности отметил, что премьер-министр разделяет взгляд Резникова на разрешение ситуации:
"Здесь вопрос уже или нормировать законодательство, но что нормировать, если он уже и так написан. Здесь вопрос правоприменения".