Недавно десять театральных критиков определили пятерку лучших столичных спектаклей 2018 года.
Один из влиятельных экспертов, театральный критик Олег Вергелис рассказал ГолосUA, что же сегодня следует считать лучшим, а что спорным, а также прокомментировал ситуацию со сменой руководства в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра и очередной угар борьбы за «национальные» статусы.
- Олег, есть ли объективность во всех этих рейтингах-чартах, когда говорим, что вот этот спектакль лучший, а вот на этот даже не стоит обращать внимания?.
- Субъективно всё и всегда.
И итоги Каннского фестиваля часто субъективны.
И «Киевская Пектораль» рождает очередные волны недовольства обиженных.
Пожалуй, только новая театральная премия «ГРА», а это итоги театрального года в Украине (2017-го), как-то более-менее объединила театралов в единстве мнений.
Во всяком случае, недовольства я не слышал.
- Какими критериями руководствовались киевские критики, составляя чарт лучших спектаклей Киева?.
- Главный критерий – это профессионализм самих театральных журналистов.
Их знания, их понимание современного сценического контекста.
Я очень люблю всех своих коллег - без исключения.
И никогда ни с кем не спорю, даже если в этот чарт, во вторую пятерку, иногда попадают совершенно абсурдные и бездарные постановки.
Ради Бога.
Значит, кому-то и это нравится.
Тем более что наш театр – все-таки не театр военных действий, а открытое поле для диалога, обмена мнениями, поиска художественного компромисса, если он возможен.
- Расскажите о самых лучших спектаклях - о «великолепной пятерке», так сказать...
- Абсолютным лидером, по мнению экспертов, стал спектакль о войне на Востоке «Плохие дороги» по пьесе Натальи Ворожбит.
Пожалуй, это уникальный факт - практически все эксперты поставили эту постановку на первое место в порядке своих симпатий.
И я тоже поставил туда же именно «Плохие дороги».
На мой взгляд, это действительно сильный спектакль режиссера-интеллектуала Тамары Труновой.
Она всегда глубоко «вгрызается» в литературный материал, небанально мыслит, снабжает свои постановки массивом символов, аллюзий, исторических знаков и параллелей.
Это режиссер-энциклопедист.
Хотя порою знания и умножают скорбь, но в современном театре, поверьте, подобные знания – большая роскошь.
Обычно не могут отличить Пикассо от Караваджо.
А она – может.
Я очень люблю Тамару и надеюсь, что ее дальнейший статус главного режиссера Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра принесет этому театру только пользу.
- Поскольку вы коснулись этой темы, скажите, чем чреваты кадровые перестановки в этом театре, который создал Эдуард Митницкий, воспитав прекрасных режиссеров, актеров? Почему этот театр не возглавил его ученик?.
- Как же не возглавил?! Тамара, которая позиционируется в тандеме со Стасом Жирковым, как один из руководителей, и есть ученица Эдуарда Марковича, так сказать, наследница по прямой.
Она особо чувственна и неравнодушна к тому, что связано с именем и наследием Митницкого.
Насколько мне известно, она была ассистентом на репетициях его «Трех сестер», одного из лучших украинских спектаклей нового времени.
- Чего зрителям ждать в этом театре после кадровой революции?.
- Будущее покажет.
Театр – это же не завод, где все должно соответствовать каким-то производственным рубежам или планам.
Подлинный театр часто и рождается там, где есть ситуация непредсказуемая, где есть поиск и творческая фантазия.
На мой взгляд, в настоящее время не нужно рисовать каких-то иллюзорных картин великого или тревожного будущего на Левом берегу.
А, наоборот, нужно просто подождать – уже в новом сезоне – несколько новых спектаклей.
И именно эти спектакли, а не посты в Facebook, и определят температуру театра, его творческий градус.
Лично я верю, что все будет хорошо, достойно.
Возможное непонимание (это же театр) сменится абсолютным пониманием – как внутри, так и вне.
Театр - один, Днепр – один.
Как-нибудь доплывем до счастливого берега...
- Продолжая тему лучших спектаклей 2018 года, по версии критиков, нельзя не заметить, что в пятерке хитов как раз и нет ни одного спектакля с Левого берега...
- И некоторых других театров там нет.
Однако, к счастью, опрос критиков как раз и показал, что сегодня особое внимание и большое резонирование сопровождают новые спектакли Национального театра имени Ивана Франко – это тенденция, приятная для меня.
Согласно арифметике (на основе этих самых итогов) франковцы стали лидером среди театров, чьи спектакли чаще всего и называли.
«Земля» и «Война» Давида Петросяна, «Кориолан» Дмитрия Богомазова, «Демиург» Олега Липцина, «Идиот» Юрия Одинокого.
Даже названия отражают ход мысли руководства театра – репертуар не банальный, а глубокий, интеллектуальный, нет никаких проходных бульварных безделушек, как у некоторых бездельников.
У меня к этим спектаклям франковцев отношение доброе - в профессиональном смысле.
Например, дважды смотрел «Кориолана» Богомазова и честно могу сказать, что дальнейшая режиссерская редакция пошла этому спектаклю только на пользу.
Он обрел какую-то нужную сценическую упругость, возник очень нужный этой шекспировской истории ритм.
И самое главное, режиссер не пародирует нашу политическую действительность, используя великую пьесу, а идет вслед за автором, предлагая его великий текст, как зеркало, в котором мы и должны увидеть уже наши отражения.
Кто-то этот спектакль принимает, кто-то исходит желчью, говоря, что постановка достаточно робкая, как для темы политической.
А мне кажется, что эта постановка – умная, исходя из темы и ее сценической реализации.
Потому что как в политике, как в театре, так и в музыке – все-таки иногда важен такт.
В этом спектакле есть такт, есть мысль, есть очень достойные актерские работы.
Вот собираюсь смотреть уже в третий раз.
- Что скажете о других спектаклях-лидерах – «Фрекен Юлия», «Кицюня», «Земля», которые тоже в пятерке лучших?.
- В «Кицюне» режиссер Максим Голенко использует знаменитую пьесу Мартина Мак.
Донаха как повод для открытого «стеба» над некими, уже нашими, местными радикальными настроениями.
Это очень хороший режиссер, с богатой фантазией, с постоянными провокативными намерениями перелицевать авторский текст, открыв в нем новые смыслы и сценические возможности.
В «Кицюне», например, он меня пугает.
Но мне не страшно.
Потому что постановщик все эти возможные ужасы радикализма подает в эдакой эстрадной аранжировке-обложке.
Попугали, попели, поплясали - ну вот и хорошо, успеть бы на метро.
Мне же кажется, что здесь все гораздо сложнее и даже страшнее, коль речь о радикализме.
Но спектакль я принял.
И с нетерпением жду «Белую Ворону» Голенко уже в Театре оперетты.
«Фрекен Юлия» режиссера Ивана Урывского в «Золотых Воротах» - спектакль, который снискал максимальное количество откликов в СМИ и соцсетях в 2018-ом.
Потому что знаковая пьеса, одаренный режиссер и очень талантливая актриса в главной роли – Виталина Библив.
Сегодня многие довольно внимательно следят за творческими поисками Ивана Сергеевича Урывского, его спектакли отличаются эдакой художественной «самостью», довольно пронзительным и чувственным диалогом режиссера и автора, режиссера и актера.
Его спектакли как детские сны, в которых уживаются метафоричные миры Туминаса, Някрешюса, Брука.
На уровне его подсознания и возможностей.
Для меня подобные ориентиры в искусстве театра – прекрасны и святы.
Поэтому жду новых работ этого режиссера.
Что касается «Земли» Давида Петросяна, то и здесь большие надежды на молодого режиссера, которого интересуют серьезные тексты, который ищет свой стиль и свой сценический язык.
Это режиссер-философ, его спектакли, на мой взгляд, только усилили потенциал Камерной сцены франковцев.
- Сегодня много страстей вокруг Дома актера в центре столицы.
Почему вообще возникла эта тема и неужели актеры кому-то мешают, а здание в таком якобы жутком состоянии?.
- У киевских властей своя версия – необходим срочный ремонт (реставрация) здания.
Правда, на полноценные работы денег нет.
Найдут какую-то часть.
Возможно, даже что-то начнут делать.
Потом, возможно, заморозят.
А потом, возможно, что-то придумают - и здание обретет иные функциональные «обязанности».
У нас возможно всё.
Но Национальный союз театральных деятелей и коллектив Дома актера пытается вразумить некоторых – ведь нельзя потерять такую сценическую площадку в центре столицы.
У нас, что, много театров в центре?! По сравнению с Европой – мало.
- Почему вообще все это происходит? Дом актера? Кинотеатр «Киев»?.
- На мой взгляд, все достаточно просто.
Новые люди из власти хотят контролировать старые здания в центре.
А то власть может поменяться, и очередные новые захотят контролировать тоже.
Истекают сроки аренды.
И, кажется, есть формальный повод что-то поменять, что-то сделать себе ближе.
И потом уже в здание заходят эти новые люди – не они сами, а их представители, какие-то подставные фейки.
И уже будущее самих старинных исторических зданий действительно внушает тревогу.
Потому что после таких «приходов» и «заходов» при прежней городской власти мы потеряли кинотеатры «Украина», «Кинопанорама».
Может, мы и что-то другое потеряли? Просто я не обо всем знаю.
Наивно в этом вопросе тыкать пальцем в представителей Департамента культуры столицы.
Они хорошие люди.
Но, как и все мы, во многом подневольные.
А что касается подлинных заказчиков, то порою мы даже не представляем, кто они.
Возможно, они, эти заказчики, сидят даже не в Киевсовете, а в Верховной Раде или на богатом острове, где нет календаря, – и на планшете, тыкая пальцем, решают, как герой из «Свадьбы в Малиновке»: «это мое, и это опять мое».
- Как можно противостоять всему этому?.
- Не знаю.
Честно не знаю.
И никто не знает.
Вы же понимаете, что сегодня даже СМИ потеряли прежнюю четвертую власть, поскольку фейковый поток, заказуха, весь этот нечестный медийный балаган – лишь обесценивает честное слово публициста.
На одно твое честное слово какие-то мерзавцы-фейкометатели наложат пять пудов словесной лжи и инсинуаций.
И как с этим бороться? На площадь? Но пока туда никто не спешит.
Посмотрите на теперешнюю активную политическую компанию.
Можно ли в этом дурдоме вычленить хоть одно честное слово? Лишь одно или два, пожалуй, все-таки можно.
- В период выборной гонки активизировались усилия некоторых театров по обретению статуса «Национальный».
Вы на эту тему неоднократно писали, и ваши прогнозы сбываются...
- Здесь не надо быть великим прогнозистом.
И так все на поверхности.
Любые выборы – это игра в популизм.
Они думают, что раздав всем театрам «Национальные» статусы, станет больше искусства и о наших театрах узнает Европа? Больше не станет, никто ничего не узнает.
Потому что все эти раздачи – худшие принципы «совка».
И не иначе.
Я совершенно не хочу комментировать историю с Днепропетровским театром имени Тараса Шевченко, который внезапно стал «Национальным».
Потому что за этой историей – чистая политика и ничего иного.
Но, справедливости ради, уже в который раз заявляю, что если какой театр в Украине и достоин подлинно национального статуса – то это Львовский театр имени Курбаса, преданный идеям великого украинского режиссера-великомученика.
А также Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко, который этот статус должен был получить еще пять лет назад, когда они поднимали на своей сцене попросту полузапретные темы, реализуя их на высочайшем художественном уровне.
- В этом году особой популярностью пользуется в Украине старая пьеса Михаила Старицкого «За двумя зайцами».
Неужели кто-то может переиграть Маргариту Криницыну и Нонну Копержинскую в этой же истории?.
- Нонну Копержинскую не переиграет никто и никогда.
Это соревнование будет бессмысленно.
А почему опять возник такой спрос на «Зайцев»? Ведь вы правы: только в столице скоро будет добрый десяток шедевров на основе этой пьесы.
Попросту украинские театры ищут украинские тексты для репертуарной афиши – требует время.
Но новые украинские тексты им часто искать лень.
Хотя, если напрячься, то можно найти немало интересного.
А тут на поверхности - беспроигрышный сюжет, фактически универсальная модель для зрителей и актеров.
То есть, история на все времена, блистательно написанная Старицким на основе слабой пьесы Ивана Нечуя-Левицкого.
Мне кажется, что и Театр на Подоле, и Театр на Левом берегу Днепра ищут не только легкий кассовый успех на основе поп-пьесы.
Возможно, они видят в Голохвастове и вечную проблему растерянного украинца – в какую сторону бежать, за какими зайцами гнаться? За богатыми или красивыми? За глупыми или честными? И вот этот момент бесконечного выбора – там богатые, а там – красивые - постоянно продолжается и в нашей жизни: и на драматической сцене, и в пылу предвыборных страстей...