Большие деньги для маленьких кошельков: когда учителям повысят зарплаты
Большие деньги для маленьких кошельков: когда учителям повысят зарплаты

Большие деньги для маленьких кошельков: когда учителям повысят зарплаты

Педагоги, для которых ничего более важного нет, чем готовиться к урокам, вручную мастерить наглядные пособия, проверять тетради и писать планы, - начали бастовать из-за того, чтобы им не урезали зарплаты.

Что так возмутило педагогов, как решается конфликт и когда, наконец-то, наши учителя будут получать за свой труд достойное вознаграждение?.

Пауза с вопросительным знаком.

Учителей возмутило то, что им пытались урезать зарплату, увеличить нагрузку и сделать полностью зависимыми от администрации учебных заведений.

К этому, по их мнению, привели бы (если бы были приняты) инициативы парламентской фракции «Голос» к проекту закона «О полном общем среднем образовании».

Что предлагали представители «Голоса»? В перечне предложений этой фракции - отмена доплат за отдельные виды педработы, научные степени и ученые звания, а также - надбавки за выслугу лет.

В то же время, нардепы инициировали обязательную сертификацию для всех педагогических кадров и 40-часовую рабочую неделю вместо нынешней 18-часовой.

Хотя тот, кто хоть мало-мальски знаком с работой учителя, знает, что эти нынешние 18 часов не учитывают того, что педагогам необходимо регулярно проверять тетради, готовиться к урокам и постоянно увеличивать свой багаж знаний.

Не забыли в «Голосе» и об учителях-пенсионерах – их предложили перевести на срочный трудовой договор, который заключался бы длительностью от одного до 3 лет.

Этот момент, по мнению работников образования, стал бы особым рычагом давления администраций школы на своих подчиненных.

Чтобы не быть «крепостными», учителя и вышли на акции протеста.

Их требования, направленные в Верховную Раду, Кабмин, Министерство образования и науки, в Профсоюзе работников образования и науки изложили так:.

Выполнение норм Закона Украины «Об образовании» относительно:.

обеспечения государством ассигнований на образование в размере не менее 7% валового внутреннего продукта в соответствии со статьей 78;.

утверждение схемы должностных окладов педагогических и научно-педагогических работников в соответствии со статьей 61 и Заключительными и переходными положениями: минимальный должностной оклад - 4 прожиточных минимума к 2023 году с установленной дифференциацией.

увольнения педагогов, которым выплачивается пенсия по возрасту;.

перевод педагогических и научно-педагогических работников на срочные договоры, в том числе и по «их просьбе»;.

увеличение наполняемости классов, отмена деления на группы;.

отмена образовательной субвенции для сельских учреждений среднего образования;.

увеличение продолжительности рабочего времени учителей из нормы 18 часов в ставку до 40 часов в неделю;.

обязательной сертификации педагогических работников.

Сохранение доплат за выполнение дополнительных видов педагогической работы, за научные степени и ученые звания, надбавок за выслугу лет, повышений за педагогические звания, работу в специальных учебных заведениях.

Реорганизацию и ликвидацию учреждений общего среднего образования осуществлять с согласия общин.

Недопущение закрытия сельских учреждений общего среднего образования, наполняемость классов которых соответствует нормам закона «Об общем среднем образовании».

Обеспечение расходами образовательной субвенции оплаты труда педагогических работников учреждений общего среднего образования в полном размере, независимо от количества в них учеников.

Усовершенствовать формулу распределения образовательной субвенции с целью приближения ее объемов к фактической потребности учебных заведений по тарификации, отменить неэффективные показатели - плотность учеников на 1 км площади и т.

Предотвратить создание искусственной экономии образовательной субвенции, целью которой является приобретение автобусов, пополнение материально-технической базы, ремонт туалетов, изменив порядок ее использования.

Надлежащее финансовое обеспечение государственных высших учебных заведений по установленным нормативам».

Учителя пригрозили, что если депутаты и чиновники их не услышат, то будет проведена масштабная всеукраинская забастовка.

Есть ли какой-то результат?.

«За то время, которое прошло после акции протеста, состоялось уже четыре заседания рабочей группы по всем спорным вопросам.

Это группа по подготовке закона об образовании, состоящая из 63 человек.

В нее входит от профсоюзов руководитель Киевской организации Александр Яцунь и я, плюс шесть представителей Минобразования, 1,5-2 десятка директоров школ и еще много других специалистов, которые считают себя экспертами сфере образования.

Дело идет очень тяжело, договариваться сложно.

Мы сказали, что готовы к новой идее относительно оплаты труда педагогов, если она будет лучше, чем та система, которая работает сейчас.

Мы готовы это обсуждать.

Но пока, до того момента, когда будет что обсуждаться, предлагаем оставить ныне существующую систему», - говорит зампредседателя Профсоюза работников образования и науки Украины Сергей Романюк.

Вопрос пока окончательно не решен.

Но «Голос» свои инициативы уже снял.

А в проект Госбюджета на 2020 год внесены на сферу образования средства, которых должно хватить на все существующие доплаты.

Мало того, по словам министра образования и науки Анны Новосад, в следующем году учителя во всех регионах будут получать доплаты за престижность в размере 20% от ставки, а не так как сейчас: в одних регионах – по 20%, в других – по 5%.

В бюджет также заложен стимул для молодых учителей со стажем до 10 лет – им ежегодно будут выплачивать сумму в размере 10 необлагаемых минимумов для трудоспособного населения, это примерно по 21 тыс.

Между первым и вторым чтением, после учительских протестов, в проекте госбюджета дополнительно добавилось к зарплате учителей 3,7 млрд грн.

Но говорить о том, что этот вердикт окончательный – рано.

Ведь впереди еще два чтения проекта бюджета в парламенте: второе должно состояться до 20 ноября, третье – до 20 декабря.

А плюс еще – в Верховной Раде в ожидании второго чтения находится новый закон об образовании, от которого будет зависеть судьба учителей на ближайшие годы.

Точка зрения.

Задуматься о будущем.

Наша беда в том, что труд учителей недооценивают.

Обещания повысить зарплаты на какие-то проценты проблему не решат.

Мне кажется, что исходить нужно не из абстрактной ставки, а из конкретных нужд: сколько молодому учителю надо заплатить за квартиру или коммунальные услуги, сколько ему нужно денег на приличную одежду, сколько - на компьютер, Интернет, на транспортные расходы и питание.

Если получившуюся сумму вычесть из зарплаты, которую сейчас получает молодой учитель, то мы наверняка окажемся в минусах.

Но как учителю жить? Ведь дети хотят видеть его интересным для себя, осведомленным в новых технологиях, поскольку сами они хорошо в этом разбираются.

А педагоги зачастую на этот счет от них отстают.

Им некогда все это изучать, ведь после уроков нужно бежать на рынок или еще куда-то, чтобы подработать, иначе невозможно прокормить свою семью.

Печально и то, что у учителя отбирают его золотой фонд, о котором говорил наш выдающийся педагог Сухомлинский.

Имеется в виду время, которое может быть потрачено на самообразование, на изучение чего-то нового или просто на отдых.

Но вместо этого педагоги просиживают часами на совещаниях, на каких-то праздниках.

Сидят понуро, слушают одно и то же из года в год, и терпят.

Учителя превратили в раба, заставляя его каждый день писать массу никому не нужных бумаг.

Но если ты захочешь найти какую-то статистику по школьному образованию, например, по успеваемости по тому или иному предмету, - ее нет.

Тогда зачем все это бумаготворчество? Нас часто обещают освободить от лишней писанины.

И, действительно, упраздняют написание какого-то одного документа.

Однако, как показывает опыт, вместо одной упраздненной бумаги потом нам придумают две новые.

Глубоко убежден, что в Украине необходимо изменить отношение к учителю и к образованию.

Иначе у страны нет будущего.

И если сейчас еще некоторые наши выпускники едут даже в другие страны учиться в вузах, то перспектива такая – ненадолго, поскольку хороших учителей, особенно тех, которые преподают точные науки – очень мало.

А на одной экономике, без точных наук, далеко не уедешь.

Пауль Пшеничка, учитель физики и астрономии Черновицкого лицея №1, победитель национальной премии Global Teacher Prize Ukraine (2017 год).

Мнение Кукуриной.

Работа учителя - как айсберг.

Зарплата учителя должна быть высокой.

Ведь около 40 % своей зарплаты мы, по сути, оставляем в школе.

Приходится покупать буквально все, начиная с карандашей, ручек, бумаги.

Только иногда появляется возможность покупать за бюджетные деньги для школы канцтовары.

А если учитель хочет, чтобы у него были интересные уроки, ему приходится самому все приобретать и находить для дидактических материалов.

Только сегодня в школе есть ламинаторы, принтеры, компьютеры и т.

А еще недавно даже личные ноутбуки носили на уроки.

В последнее время, когда начал действовать проект НУШ («Новая украинская школа»), подходы к финансированию школ действительно изменились, и наши ученики первых и вторых классов уже имеют неплохое оснащение.

Что касается нагрузки учителей, - то, хочу сказать, ее увеличивать могут только те, кто не знает, как работают педагоги.

Ведь наша работа как айсберг, на поверхности видны только уроки в школе, но основная часть учителя - невидима, он постоянно загружен.

Специфика работы особенная.

К урокам готовятся дома, проверяют тетради – тоже дома.

Как можно за это не платить? Те небольшие надбавки хоть немного «подтягивают» наши зарплаты.

Их нельзя убирать, их ведь и так время от времени «подрезают».

Например, надбавку за престижность нам платят четвертый год.

Она должна составлять 20%.

Но когда были проблемы с бюджетом «громады», ее уменьшили до 5%.

А что касается обещанного пособия для молодых учителей, которым обещают выплачивать ежегодно по 10 прожиточных минимумов, - это очень хорошо, может, хоть это задержит молодежь в школах.

Ведь молодой учитель три года, до первой аттестации, получает минимальную зарплату.

Кто это выдержит? Поэтому многие уезжают за границу.

В то же время, по всей стране закрывают маленькие сельские школы в рамках оптимизации, сокращают учителей.

С одной стороны это, может быть, и правильно, если школа маленькая и еле выживает.

Но с другой – там, где закрывается школа, в село приходит опустошение.

У нас школа не опорная, но к нам ездят дети из трех сел: из всех 115 учеников 83 – «подъезжающие».

Непросто ребенку каждый день спешить на автобус, а те дети, которых забирают первым рейсом, почти за час до начала занятий уже в школе.

Проблемы, конечно, есть.

Но есть и то, на чем наша школа держится.

Во-первых, у нас нет настолько сложных детей, с которыми невозможно было бы найти общий язык.

И пока что проявлений буллинга у нас не было.

У нас в третьем кассе учится девочка, которая передвигается на коляске.

Все дети к этой Настуне относятся тепло и по-дружески.

Это тоже радует.

И еще – очень хороший коллектив, состоящий из 17 педагогов, из которых только двое – мужчины.

Мы на всех каникулах в том же школьном автобусе путешествуем по Украине, узнаем много нового, получаем заряд энергии.

Такая поддержка помогает пережить проблемы.

Людмила Кукурина, директор Черноземненской общеобразовательной школы Запорожской обл.

Акимовского р-на.

Большая нужда.

По данным Министерства общин и территорий, около 40% зданий наших школ находятся в неудовлетворительном состоянии, а в 10% них туалеты - только на улице.

Почти все школы, 90%, не приспособлены для детей с инвалидностью.

А температура в 47% школ зимой не превышает 17 градусов.

Около 30% сельских школ – малокомплектны, там едва набирается половина учеников от нормы, в то время как в городах школы переполнены, и дети вынуждены учиться во вторую смену.

Согласно новым строительным нормам, на 1 тыс.

жителей должны быть предусмотрены минимум 135 мест в школах и 38 – в детских садах, с радиусом пешеходной доступности до 750 м для школ и до 300 м для садиков.

Но эти нормы актуальны только для тех учреждений, которые будут строить.

К тем, что уже построены, претензий нет, к ним с новыми нормами не придерешься.

Позиция Горбачева.

Деньги любят прозрачность.

Часто родители недоумевают, почему для школ, в которых нормальных туалетов нет, закупается очень дорогой хозяйственный инвентарь – щетки для уборки почти по 2 тыс.

грн за штуку, швабры по 900 грн.

Что делать, если есть подозрение в нерациональном использовании средств в школе?.

Родителям нужно сделать запрос в отдел образования или в школу, чтобы им документально подтвердили информацию о закупках товаров.

Есть статья 30 Закона об образовании, которая требует от учреждений образования обнародования всех своих финансов - на сайте или каким-то другим способом, хоть в виде бумажного объявления.

Вопрос в том, что закон не определяет формата обнародования этой информации для общества.

И мы сейчас разрабатываем единую удобную форму, которую смогут использовать все учреждения для того, чтобы более структурированно подавать информацию, в том числе и финансовые отчеты.

И еще в школах необходимо вводить должность ответственного за медийную коммуникацию.

Это очень важно.

Потому что много проблем возникает из-за того, что школы не могут качественно коммуницировать.

Человек на этой должности будет отвечать и за наполнение сайта.

Мы будем следить за тем, чтобы закон выполнялся.

Поэтому информация должна подаваться школами максимально структурированно, чтобы ее можно было получить с наименьшими затратами времени.

Должны быть не только открытые данные, но и удобный интерфейс – и для учителей, и для родителей.

Кстати, в столице есть очень удобная образовательная карта Киева.

По каждому учреждению можно посмотреть, сколько там детей, какая площадь, сколько денег выделено на зарплату и вообще на школу.

Там достаточно много информации.

Хотим, чтобы так же выглядел портал, на котором можно будет получить подробную информацию о любой школе Украины.

Сергей Горбачев, образовательный омбудсмен Украины.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой.

ua в Telegram.

Джерело матеріала
loader
loader