Без четкого представления о количестве граждан ни одна страна не может нормально вести хозяйство.
По сути, государственный бюджет, его доходная и расходная части принимаются наугад.
Зато открываются значительные возможности для появления 'мертвых душ' на выборах, для различных фальсификаций их результатов.
В конце концов, чтобы расставить точки над 'і' в этом вопросе, в этом году должна была быть проведена перепись населения.
Это давно пора сделать - в прошлый раз украинцев пересчитывали в 2001-м.
Придя к власти, команда президента Зеленского определила такую потребность как приоритетную для себя.
'Блестящий вопрос (о переписи населения, - ред.), и он у нас стоит одним из первых.
Потому что мы начали с того, что на сегодня никто не понимает, что есть в государстве и кто есть в государстве.
Для того, чтобы свершать какие-либо преобразования, мы должны представлять человеческий ресурс, финансовый ресурс и временной ресурс', - говорил он в мае.
Но за полгода концепция изменилась, и 'блестящий вопрос' потускнел.
С 2019-го перепись населения перенесли на 2020-й.
А живое общение с интервьюерами решили заменить онлайн-опросом.
Специалисты утверждают, что в таком случае вместо полноценной статистики мы получим ее имитацию.
Но власть парирует экономией: мол, перепись в классическом понимании потянула бы на 5 млрд гривен.
А перепись 'в смартфоне' даст возможность существенно уменьшить расходы.
Однако дешево - не значит качественно.
Это мнение сейчас пытаются донести до правительства, но оно, похоже, уже приняло все решения.
Так сколько же нас?.
Перед последними парламентскими выборами ЦИК насчитала в Украине 35,5 млн избирателей.
Это вместе с теми, кто находится на оккупированных территориях.
Установить избирательный адрес Центризбирком смог в отношении 34,5 млн человек.
При этом с учетом тех граждан, которые выбыли (а это еще один миллион), получается 33,5 млн.
Для того, чтобы посчитать, сколько всего людей проживает в Украине, нужно добавить к упомянутым 33,5 млн число лиц, младших 18 лет.
Сколько таких людей, неизвестно, ведь, как оказалось, статистика учитывает 'трудоспособный' и 'нетрудоспособный' возраст, а он в нашей стране наступает раньше, чем приобретается избирательное право, – с 15-ти лет.
Следовательно, можно говорить только о том, какой процент от общего числа составляет доля населения в возрасте от 0 до 14.
А она составляет 14,8%.
Данные, правда, старые – за 2014 год, а свежих просто нет.
Итак, детей в Украине, которые не достигли трудоспособного возраста, должно быть примерно 5,8 млн.
33,5 + 5,8 = 39,3 млн.
Остается еще незначительная прослойка лиц в возрасте от 15 до 18, но вряд ли даже вместе с ними мы выйдем на цифру в 42,3 млн, которую якобы фиксируют сейчас.
Говорим 'якобы', потому что все подобные подсчеты являются очень условными.
Корректные данные могла бы дать только перепись населения, но она не проводилась с 2001 года.
Двадцать лет назад украинцев преследовали призывы 'Нас должно быть 52 миллиона', то есть как минимум столько, сколько было на момент распада СССР.
Но 'рекорд' повторить не удалось, и следующие два десятилетия забрали еще 10 млн.
И это без учета тех граждан, которые, к счастью, не умерли, а просто уехали за границу.
Таких, по некоторым (и тоже непроверенным) данным, еще 5-6 млн.
5 миллиардов гривен, или давняя песня про 'зубожиння'.
5 миллиардов гривен, которые пришлось бы выложить за 'полноценную' перепись населения - действительно сумма немалая.
Отдавая предпочтение электронным методам опроса, государство сэкономит 2 или даже 3 миллиарда.
Для сравнения напомним, что в нынешнем госбюджете 2 миллиарда заложено на проведение местных выборов.
Одновременно с этим в смете на следующий год предусмотрено на 7 миллиардов меньше затрат на субсидии, чем в текущем году.
Плюс ожидаются поступления от легализации игорного бизнеса, а это еще 3 миллиарда.
Так можно ли было бы все же не экономить на мероприятиях государственной важности, проводимых к тому же, мягко говоря, нечасто? Министр кабинета министров Дмитрий Дубилет считает, что нет, потому что там, где есть возможность сократить расходы, их можно и нужно сокращать.
'Я понимаю, что эффективнее и проще будет сделать так называемую электронную перепись населения', - заявляет он.
В свое время говорилось о том, что наиболее затратная часть переписи - это открытие центров накопления информации и обучение переписчиков.
Чем больше выделят денег, тем больше откроется таких центров, тем эффективнее выйдет перепись.
В 2001-м для переписи набрали около 250 тысяч временных сотрудников.
Предполагалось, что в 2020 году наймут около 100 тысяч человек.
Однако сейчас в правительстве готовы отказаться от армии интервьюеров.
'Мы посмотрели на различную практику в мире и сейчас ищем возможность сделать перепись максимально за счет онлайн-инструментов.
То есть стимулировать людей заполнять информацию о себе с помощью онлайн-инструментов', - поясняет премьер-министр Алексей Гончарук.
Другими словами, украинцы сами станут заполнять предложенные им анкеты.
Но это - лишь часть плана.
Дмитрий Дубилет расписал на своем 'Фейсбуке', что еще будет происходить в рамках переписи населения:.
'Вместе со специалистами по математике и социологии мы проводим его по следующему алгоритму.
Собираем анонимную информацию у мобильных операторов о количестве пользователей и их расположении.
Собираем данные из реестров о детях (ЗАГСы) и пенсионерах (Пенсионный фонд).
Ведь эти группы имеют меньшее проникновение мобильных.
Проводим 'калибровочные' социологические опросы.
Уточняем, сколько сим-карт приходится в среднем на одного украинца в разных группах.
Вставляем эти данные в математическую модель', - пояснил министр.
'Конечно, этот метод не дает ответа на более специализированные вопросы, - продолжает он.
- Однако я считаю, что для них, когда они возникнут, можно придумать точечные и более дешевые способы исследования.
Например, для изучения языкового вопроса можно посмотреть статистику банкоматов 'Приват.
Банка', - фантазирует Дубилет.
'Поэтому в бюджете-2020 мы снизили расходы на перепись с 3,4 млрд грн до 1,4 млрд.
Если все пойдет, как запланировано, думаю, потом мы сможем сэкономить еще 1 млрд.
Сэкономленные деньги пошли на медицину и другие важные программы', - умиляется чиновник.
Почему участие 'Приват.
Банка' в переписи - плохая идея.
Пока Дубилет обещает накреативить новые способы проведения переписи, специалисты берутся за голову от того алгоритма, который предлагает правительство.
Идея изучать языковые предпочтения украинцев на основе распечаток 'Приват.
Банка' мало кому пришлась по вкусу.
'Я категорически против замены полноценной переписи населения оценками его численности.
Аргументов очень много, и, откровенно говоря, я уже устала их приводить', - отмечает в соцсети директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова.
Либанова пишет о том, что методы исчисления, предложенные Дубилетом, могут иметь право на существование, но они отнюдь не заменяют собой перепись населения.
'В большинстве развитых стран существуют демографические регистры, содержащие разнообразную информацию, но и там переписи проводятся.
Проводятся с использованием данных регистров по более узким кругам вопросов, но проводятся.
В Украине же таких регистров просто не существует, и оценка численности населения, проведенная с огромным количеством предположений, их не может заменить.
При отсутствии надежной информации о генеральной совокупности (обо всем населении страны и его размещении по территории) невозможно обеспечить надлежащую репрезентативность выборочных (социологических) исследований.
А не имея разносторонней информации о населении, невозможно обеспечить надлежащее качество управления страной', - резюмирует она.
Неудачные пробы.
- Ее результаты изменят социологические выборки, ограничат возможности спекуляций с бюллетенями.
В целом создадут проблемы для власти'.
А Владимир Пилипенко, юрист и представитель Украины в Венецианской комиссии 2013-2017 годов, считает, что проблема не только в выборах.
Правда слишком сильно потрясет всех, кому она откроется.
Так, приводит он пример, 'по данным Госстата, на учете стоят 17 млн граждан, из которых 16 млн – трудоустроены.
Но при численности населения в 42,5 млн трудоспособных должно быть около 23 млн.
То есть безработных у нас не один миллион, а семь.
При этом мы планируем масштабную пенсионную реформу, не имея представления о том, сколько именно человек могут платить взносы в Пенсионный фонд'.
'Если у нас действительно 7 млн потенциальных плательщиков, то пенсионная реформа приобретает другую форму.
Надо тогда не повышать пенсионный возраст, а просто дать людям работу.
Мы же исходим из того, что трудовые резервы исчерпаны, потому что у нас нет достоверных данных о демографической ситуации.
Если будем знать правдивые цифры, то надо будет пересматривать также реформу здравоохранения, монетизацию льгот, программу 'Социальное жилье' и т.
Но сколько из них реально живет на подконтрольной территории и в каких именно регионах, ведомство не знает.
Замечу также, что в Украине до сих пор не создан единый реестр льготников.
Одних только транспортных льготников у нас 12 млн.
А динамику миграционных процессов последних лет из-за конфликта на востоке вообще никто не отслеживает', – говорит эксперт.
Пилипенко резюмирует: 'Понятно, что обнародование правдивой статистики отразится на имидже Украины, ведь Запад увидит, куда направлялись все те миллиарды средств, которые годами получала Украина на реформирование.
Это еще один имиджевый удар, без которого, однако, мы не сможем двигаться вперед и строить нового качества партнерские отношения с западными коллегами'.
Ее начали проводить с 1 декабря, только теперь непонятно - зачем, ведь правительство отстаивает другую концепцию вычислений.
Полигоном для эксперимента выбран Оболонский район Киева и Песковская ОТГ Бородянского района Киевской области.
Известный блогер Виталий Чепинога так прокомментировал все это действо: 'Хороший термин: 'пробная'..
То есть получится или нет, а попробовать можно..
- Стук-стук! - Кто там? - Перепись населения! - Чего надо? - Хотим вас посчитать и переписать.
Не получилось...'.
Вот только, если честно, в этой ситуации - совсем не до смеха.