Согласно последней статистике, в Украине уже более 20 000 электрокаров, а число зарядных станций для них превышает 3000 единиц по всей стране.
В сети в основном можно встретить восторженные отзывы: заряда для путешествия по городу хватает на несколько дней даже у машин с небольшим запасом батареи, а зарядка обходится дешевле заправки топливом.
Но потенциальных клиентов пугает не городской тип езды, а ограничения: насколько комфортно на машине ездить между городами, когда дистанция большая, а зарядок на каждом углу, как в Киеве, нет.
Этот материал редакция AIN.
UA готовила вместе с двумя партнерами — украинским поставщиком электроэнергии и решений по энергоэффективности YASNO, который управляет сетью скоростных зарядных станций для электромобилей YASNO E-mobility, и немецким автопроизводителем Audi, предоставившим для теста первый электрокар бренда — e-tron.
В рамках эксперимента главный редактор AIN.
UA Илья Кабачинский, задался целью отправится не в тривиальное место (оставить в покое Львов и Одессу, куда часто отправляются для подобных тестов), а поехать в более отдаленную точку.
Например, город Залещики, который находится на юге Тернопольской области.
Почему Залещики? Исключительно любопытство.
Ведь хочется путешествовать не только по Европе и миру, но и в родной стране.
Я много раз видел панораму Залещиков на фотографиях, давно хотел и сам увидеть город вживую с того же ракурса: вид действительно потрясающий.
Фото Антона Полескова.
Маршрут составили следующим образом: едем по житомирской трассе в сторону Львова, доезжаем до города Броды, а затем поворачиваем на юг и двигаемся по трассе в сторону Залещиков.
Такой маршрут составили не случайно.
От Киева до Львова у YASNO E-mobility есть 5 скоростных станции.
Каждая мощностью 50 к.
Здесь важно, что e-tron от станций YASNO E-mobility принимает всю заявленную мощность и может быть полностью заряжен за 2 часа.
От остальных ряда других станций машина будет заряжаться в разы дольше.
Первоначально мы хотели доехать до самого Львова, но по ходу маршрута стало понятно, что попросту не успеем в Залещики до наступления темноты, а сама машина в Залещиках будет «пуста» и шансов вернуться назад будет не много.
Поэтому по ходу дела маршрут скорректировали: это то, к чему нужно быть готовым, отправляясь в дорогу на электрокаре.
Немного теории:.
В дорогу мы отправились на Audi e-tron.
Емкость батареи — 95 к.
Вт (по аналогии с обычным авто, где объем бака, например, 50 литров).
«Расход» в городе — порядка 21-24 к.
Вт на 100 км, по трассе — около 26-29 к.
Вт на 100 км (аналогия 10 литров топлива на 100 км).
Почему по трассе расход больше? Дело в том, что электрокар заряжается за счет торможения, что часто бывает в городе и не так часто на трассе: там нет светофоров и пробок, к тому же есть постоянная высокая скорость.
В обычных авто все наоборот: в городе расход больше, на трассе — меньше.
Заряжается электрокар на специальных зарядных станциях.
У каждой разная мощность.
Большинство — это станции с мощностью 11-22 к.
Другими словами, чтобы полностью зарядить e-tron, нужно 4-9 часов.
Это нормально, если у вас зарядное устройство дома и вы заряжаете машину там, но не очень хорошо, если вы отправляетесь в долгое путешествие: представьте себе — ждать зарядку автомобиля 8 часов.
Выход — быстрые зарядные станции.
Как раз такие есть у нашего партнера —.
YASNO E-mobility.
Станции выдают мощностью в 50 к.
Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.
А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.
За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.
Это уже вполне неплохо.
В дорогу мы отправились на Audi e-tron.
Емкость батареи — 95 к.
Вт (по аналогии с обычным авто, где объем бака, например, 50 литров).
«Расход» в городе — порядка 21-24 к.
Вт на 100 км, по трассе — около 26-29 к.
Вт на 100 км (аналогия 10 литров топлива на 100 км).
Почему по трассе расход больше? Дело в том, что электрокар заряжается в том числе за счет торможения, что часто бывает в городе и не так часто на трассе: там нет светофоров и пробок, к тому же есть постоянная высокая скорость.
В обычных авто все наоборот: в городе расход больше, на трассе — меньше.
Заряжается электрокар на специальных зарядных станциях.
У каждой разная мощность.
Большинство — это станции с мощностью 11-22 к.
Другими словами, чтобы полностью зарядить e-tron, нужно 4-9 часов.
Это нормально, если у вас зарядное устройство дома и вы заряжаете машину там, но не очень хорошо, если вы отправляетесь в долгое путешествие: представьте себе — ждать зарядку автомобиля 8 часов.
Выход — быстрые зарядные станции.
Как раз такие есть у нашего партнера — YASNO E-mobility.
Станции выдают мощностью в 50 к.
Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.
А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.
За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.
Уже вполне неплохо.
Выход — быстрые зарядные станции.
Как раз такие есть у нашего партнера —.
YASNO E-mobility.
Станции выдают мощностью в 50 к.
Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.
А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.
За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.
Это уже вполне неплохо.
Броды были важным для нас городом: здесь последняя на нашем пути скоростная заправка сети YASNO.
После — только медленные, на 11-22 к.
Вт, зарядные станции от других операторов по всей Тернопольской области.
Мы подготовились и были уверены, что все пройдет хорошо и даже более медленные заправки позволят добраться до нужной точки и обратно.
Здесь возникает первый нюанс длинных загородных поездок на электрокаре: к ним нужно готовиться и четко понимать, удастся ли доехать до нужной точки.
Фото Антона Полескова.
До Брод мы добрались без особых проблем, заправились в Житомире (зарядка установлена у салона Mitsubishi), Ровно (Socar Bila Krynitsya) и самих Бродах (на заправке Shell Bugaivka).
С нашей стороны ошибкой было выехать на машине, у которой было только 50% зарядки.
Как следствие, на всех точках нужно было заряжаться немного дольше, чтобы не ехать «на нуле».
Заправки YASNO E-mobility со своей задачей справлялись, машина заряжалась согласно регламенту: 50 к.
Подключив машину, запустить зарядку можно двумя способами: приложив карту или по номеру телефону.
В каждом из случаев необходимо скачать приложение YASNO E-mobility и пополнить там счет.
Лично я рекомендую получить именно карту, с ней включить/выключить зарядку можно в одно касание, не нужен интернет на телефоне.
Расскажу немного еще о самом e-tron.
Год назад мне удалось попасть на тест машины в Абу-Даби, о чем я уже рассказывал.
Тогда нам ничего не запрещали делать и просили гонять машину «в хвост и гриву».
Но по-настоящему узнать e-tron удалось лишь сейчас.
Для меня из всех Audi именно эта — наиболее комфортна.
Я проехал в ней несколько десятков часов, катался в городе, гонял по трассе и выезжал на поля (спасибо «пневма») — справляется со всем.
Места очень много, как спереди, так и на заднем диване.
Фото Антона Полескова.
Многих удивляет, что вместо обычных зеркал здесь можно выбрать опцию зеркала из будущего.
e-tron — это скорее семейное авто, не спорткар.
Но возможностей последнего ему не занимать.
В автомобиле есть режим dynamic (своего рода sport), в котором вы почти никогда не будете ездить.
Не только из-за экономии заряда.
Желая протестировать все возможности машины, я его конечно же включил.
И «притопил».
Было так страшно, что в один момент хотелось выпрыгнуть из машины прямо на ходу, динамика впечатляет (правила ПДД я не нарушал и вам не советую).
Переключился сразу обратно на efficiency — спокойный режим для комфортной и экономичной езды.
Фото Антона Полескова.
Зарядка YASNO E-mobility на Shell Bugaivka, это 12 км от Броды.
По плану мы должны были вернуться в Тернополь.
Если бы заряда не хватило, мы должны были зарядиться в городке недалеко от областного центра с романтическим названием Дружба, уже после этого отправившись в сам Тернополь.
Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.
Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.
Но вид потрясающий.
После полной зарядки в Бродах мы отправились в Залещики.
Три часа по дороге качества ниже среднего стали, на самом деле, большим плюсом: скорость небольшая, много торможения и, как следствие — постоянная дозаправки машины за счет рекуперации.
С Бродов в Залещики порядка 210 км, машина на момент выезда со станции показывала около 330 км доступного хода.
По плану мы должны были вернуться в Тернополь.
Если бы заряда не хватило, мы должны были зарядиться в городке недалеко от областного центра с романтическим названием Дружба, уже после этого отправившись в сам Тернополь.
Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.
Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.
Но вид потрясающий.
Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.
Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.
Но вид потрясающий.
Этот вид на Залещики напомнил испанский Толедо.
На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.
До ближайшей заправки — порядка 115 км.
Не буду скрывать, было тревожно.
Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.
В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.
И здесь скрывается сразу две большие проблемы.
И одна маленькая.
На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.
До ближайшей заправки — порядка 115 км.
Не буду скрывать, было тревожно.
Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.
В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.
И здесь скрывается сразу две большие проблемы..
Во-первых, что было бы, если нужная мне зарядка была бы занята? Мне бы оставалось просто ждать.
По нужному мне пути станция с нужным адаптером зарядки была всего одна.
Если она занята — ты ждешь.
Или заряжаешься от розетки, что займет приблизительно всю жизнь.
Благо мне повезло: станция свободна, я подключил свое авто.
Во-вторых, операторы.
Все ставят станции так, как им хочется.
В одном месте она была за кустами, через которые довелось пробираться в дождь.
В упомянутом выше отеле ее поставили так, что я практически закрывал выезд остальным из парковки.
Не стоит забывать, что часто станция — это небольшая зарядка: над ней нет крыши и если идет дождь — ты подключаешь машину под дождем.
К тому же рядом нет никого, кто может помочь в случае проблем.
Я специально указал, что это маленькая проблема, но когда ты ночью в дождь пытаешься припарковать машину за 2 млн гривен так, чтобы ее никто не поцарапал, а потом пробираешься сквозь кусты с зарядным кабелем — проблема становится большой.
YASNO E-mobility — увы, быстрых зарядных станций этой сети нет в Тернополе.
Это мы выяснили заранее, но все равно решили рискнуть.
Всего в сети YASNO 23 станции, 11 из которых установлены в Киеве.
На трассе между Киевом и Львовом у этой сети 5 скоростных зарядных станций.
Они расположены в местах, где можно отдохнуть, выпить кофе или перекусить.
Видимо, оператор специально выбирал локации для зарядных станций на современных АЗС и автосалонах.
В отличие от топливных операторов, для зарядки электрокара нужны приложения на смартфон.
В каждом из них нужно регистрироваться и следить, чтобы на счету были деньги.
На случай, если на трассе не будет интернета, YASNO E-mobility выдает клиентам чиповую карту, привязанную к персональному аккаунту, чтобы машину можно было зарядить и офлайн.
Наличка для этого не понадобится.
Отель «Гранд» не отличался гостеприимностью, поэтому получив дополнительные 20 км хода, мы отправились в Тернополь, до которого рукой подать.
Согласно карте, в Тернополе никаких проблем с зарядкой не должно было быть: станций много, они работают 24/7.
При этом сам город вполне хорош собой: много хороших заведений, ресторанов и баров, цены такие, словно доллар все еще по 8.
В любом случае, рекомендую заехать и погулять на выходные.
Вот только для нас сюрпризы не закончились.
Зарядку мы выбирали, как и полагается, через приложение.
Там указывается локация, время работы, цена, а также другая дополнительная информация: например, занята ли зарядка прямо сейчас, и работает ли вообще.
Мы выбрали нужную нам точку и, приехав, получили закрытые ворота и слова охранника «зарядка не работает», хотя в самом приложение указывалось, что она доступна 24/7.
История повторилась со следующей: в приложении она 24/7, но персонал заведения ее выключил и включать обратно не хотел.
В результате, уже во второй раз к зарядке мы приезжали практически на нуле.
Благо, с третьей попытки все получилось.
Подобные поиски изматывают.
На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.
До ближайшей заправки — порядка 115 км.
Не буду скрывать, было тревожно.
Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.
В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.
И здесь скрывается сразу две большие проблемы.
И одна маленькая.
Во-первых, что было бы, если нужная мне зарядка была бы занята? Мне бы оставалось просто ждать.
По нужному мне пути станция с нужным адаптером зарядки была всего одна.
Если она занята — ты ждешь.
Или заряжаешься от розетки, что займет приблизительно всю жизнь.
Благо мне повезло: станция свободна, я подключил свое авто.
Во-вторых, операторы.
Все ставят станции так, как им хочется.
В одном месте она была за кустами, через которые довелось пробираться в дождь.
В упомянутом выше отеле ее поставили так, что я практически закрывал выезд остальным из парковки.
Не стоит забывать, что часто станция, это небольшая зарядка: над ней нет крыши и если идет дождь — ты подключаешь машину под дождем.
К тому же рядом нет никого, кто может помочь в случае проблем.
Я специально указал, что это маленькая проблема, но когда ты ночью в дождь пытаешься припарковать машину за 2 млн гривен так, чтобы ее никто не поцарапал, а потом пробираешься сквозь кусты с зарядным кабелем — проблема становится большой.
ДТЭК: «У YASNO E-mobility — быстрых зарядных станций нет в Тернополе.
Всего в сети YASNO 23 станции, 11 из которых установлены в Киеве.
На трассе между Киевом и Львовом у этой сети 5 скоростных зарядных станций.
Они расположены в местах, где можно отдохнуть, выпить кофе или перекусить.
В отличие от топливных операторов, для зарядки электрокара нужны приложения на смартфон.
В каждом из них нужно регистрироваться и следить, чтобы на счету были деньги.
На случай, если на трассе не будет интернета, YASNO E-mobility выдает клиентам чиповую карту, привязанную к персональному аккаунту, чтобы машину можно было зарядить и оффлайн.
Наличка для этого не понадобится».
Отель «Гранд» не отличался гостеприимностью, поэтому получив дополнительные 20 км хода, мы отправились в Тернополь, до которого рукой подать.
Согласно карте, в Тернополе никаких проблем с зарядкой не должно было быть: станций много, они работают 24/7.
При этом сам город вполне хорош собой: много хороших заведений, ресторанов и баров, цены такие, словно доллар все еще по 8.
В любом случае, рекомендую заехать и погулять на выходные.
Вот только для нас сюрпризы не закончились.
Зарядку мы выбирали, как и полагается, через приложение.
Там указывается локация, время работы, цена, а также другая дополнительная информация: например, занята ли зарядка прямо сейчас, и работает ли вообще.
Мы выбрали нужную нам точку и, приехав, получили закрытые ворота и слова охранника «зарядка не работает», хотя в самом приложение указывалось, что она доступна 24/7.
История повторилась со следующей: в приложении она 24/7, но персонал заведения ее выключил сильно раньше и включать обратно не хотел.
В результате, уже во второй раз к зарядке мы приезжали практически на нуле.
Благо, с третьей попытки все получилось.
Подобные поиски изматывают.
Фото Антона Полескова.
Под капотом есть небольшая ниша для вещей.
После поездки мне удалось еще немного поездить по городу.
Ощущения, конечно же, совсем другие.
Во-первых, в Киеве сильно больше заправок, они здесь буквально на каждом углу.
Например, у меня нет станций возле дома, но раз в неделю я заезжаю в ЦУМ и River Mall, где есть скоростные станции YASNO E-mobility: пока я хожу по своим делам, машина заряжается на парковке.
А заряда в 300-400 км хватит, чтобы целую неделю ездить по городу (если вы не таксист).
Знакомые владельцы электрокаров, у которых нет частных домов, говорят о том же: заряжают машину на парковках ТЦ, БЦ или возле ресторанов.
Благо мест хватает.
А еще нужно перестать говорить о том, что энергия ничего не стоит: заправка электричеством пусть и дешевле, но экономии x10 (и даже x5) здесь нет.
Как показывает мой опыт, в больших городах инфраструктуры достаточно, но для дальней и комфортной поездки электрокар подходит лишь человеку, который прямо хочет этого, фаната своего автомобиля.
Напомним, у этого материала есть два партнера:.
YASNO, поставщик энергетических услуг, который развивает одноименную сеть заправок для электрокаров YASNO E-mobility, а также дает возможность установить себе домашнюю станцию.
Детальнее о продукции компании и ее возможностях можно прочесть на сайте компании.
Компания Audi, которая начинает продажу в Украине своего первого электрокара — e-tron.
Ознакомиться с возможностями авто можно на сайте компании, стоимость — от 1,8 млн грн.