Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA
Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA

Согласно последней статистике, в Украине уже более 20 000 электрокаров, а число зарядных станций для них превышает 3000 единиц по всей стране.

В сети в основном можно встретить восторженные отзывы: заряда для путешествия по городу хватает на несколько дней даже у машин с небольшим запасом батареи, а зарядка обходится дешевле заправки топливом.

Но потенциальных клиентов пугает не городской тип езды, а ограничения: насколько комфортно на машине ездить между городами, когда дистанция большая, а зарядок на каждом углу, как в Киеве, нет.

Этот материал редакция AIN.

UA готовила вместе с двумя партнерами — украинским поставщиком электроэнергии и решений по энергоэффективности YASNO, который управляет сетью скоростных зарядных станций для электромобилей YASNO E-mobility, и немецким автопроизводителем Audi, предоставившим для теста первый электрокар бренда — e-tron.

В рамках эксперимента главный редактор AIN.

UA Илья Кабачинский, задался целью отправится не в тривиальное место (оставить в покое Львов и Одессу, куда часто отправляются для подобных тестов), а поехать в более отдаленную точку.

Например, город Залещики, который находится на юге Тернопольской области.

Почему Залещики? Исключительно любопытство.

Ведь хочется путешествовать не только по Европе и миру, но и в родной стране.

Я много раз видел панораму Залещиков на фотографиях, давно хотел и сам увидеть город вживую с того же ракурса: вид действительно потрясающий.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 1

Фото Антона Полескова.

Маршрут составили следующим образом: едем по житомирской трассе в сторону Львова, доезжаем до города Броды, а затем поворачиваем на юг и двигаемся по трассе в сторону Залещиков.

Такой маршрут составили не случайно.

От Киева до Львова у YASNO E-mobility есть 5 скоростных станции.

Каждая мощностью 50 к.

Здесь важно, что e-tron от станций YASNO E-mobility принимает всю заявленную мощность и может быть полностью заряжен за 2 часа.

От остальных ряда других станций машина будет заряжаться в разы дольше.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 2

Первоначально мы хотели доехать до самого Львова, но по ходу маршрута стало понятно, что попросту не успеем в Залещики до наступления темноты, а сама машина в Залещиках будет «пуста» и шансов вернуться назад будет не много.

Поэтому по ходу дела маршрут скорректировали: это то, к чему нужно быть готовым, отправляясь в дорогу на электрокаре.

Немного теории:.

В дорогу мы отправились на Audi e-tron.

Емкость батареи — 95 к.

Вт (по аналогии с обычным авто, где объем бака, например, 50 литров).

«Расход» в городе — порядка 21-24 к.

Вт на 100 км, по трассе — около 26-29 к.

Вт на 100 км (аналогия 10 литров топлива на 100 км).

Почему по трассе расход больше? Дело в том, что электрокар заряжается за счет торможения, что часто бывает в городе и не так часто на трассе: там нет светофоров и пробок, к тому же есть постоянная высокая скорость.

В обычных авто все наоборот: в городе расход больше, на трассе — меньше.

Заряжается электрокар на специальных зарядных станциях.

У каждой разная мощность.

Большинство — это станции с мощностью 11-22 к.

Другими словами, чтобы полностью зарядить e-tron, нужно 4-9 часов.

Это нормально, если у вас зарядное устройство дома и вы заряжаете машину там, но не очень хорошо, если вы отправляетесь в долгое путешествие: представьте себе — ждать зарядку автомобиля 8 часов.

Выход — быстрые зарядные станции.

Как раз такие есть у нашего партнера —.

YASNO E-mobility.

Станции выдают мощностью в 50 к.

Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.

А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.

За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.

Это уже вполне неплохо.

В дорогу мы отправились на Audi e-tron.

Емкость батареи — 95 к.

Вт (по аналогии с обычным авто, где объем бака, например, 50 литров).

«Расход» в городе — порядка 21-24 к.

Вт на 100 км, по трассе — около 26-29 к.

Вт на 100 км (аналогия 10 литров топлива на 100 км).

Почему по трассе расход больше? Дело в том, что электрокар заряжается в том числе за счет торможения, что часто бывает в городе и не так часто на трассе: там нет светофоров и пробок, к тому же есть постоянная высокая скорость.

В обычных авто все наоборот: в городе расход больше, на трассе — меньше.

Заряжается электрокар на специальных зарядных станциях.

У каждой разная мощность.

Большинство — это станции с мощностью 11-22 к.

Другими словами, чтобы полностью зарядить e-tron, нужно 4-9 часов.

Это нормально, если у вас зарядное устройство дома и вы заряжаете машину там, но не очень хорошо, если вы отправляетесь в долгое путешествие: представьте себе — ждать зарядку автомобиля 8 часов.

Выход — быстрые зарядные станции.

Как раз такие есть у нашего партнера — YASNO E-mobility.

Станции выдают мощностью в 50 к.

Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.

А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.

За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.

Уже вполне неплохо.

Выход — быстрые зарядные станции.

Как раз такие есть у нашего партнера —.

YASNO E-mobility.

Станции выдают мощностью в 50 к.

Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.

А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.

За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.

Это уже вполне неплохо.

Броды были важным для нас городом: здесь последняя на нашем пути скоростная заправка сети YASNO.

После — только медленные, на 11-22 к.

Вт, зарядные станции от других операторов по всей Тернопольской области.

Мы подготовились и были уверены, что все пройдет хорошо и даже более медленные заправки позволят добраться до нужной точки и обратно.

Здесь возникает первый нюанс длинных загородных поездок на электрокаре: к ним нужно готовиться и четко понимать, удастся ли доехать до нужной точки.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 3

Фото Антона Полескова.

До Брод мы добрались без особых проблем, заправились в Житомире (зарядка установлена у салона Mitsubishi), Ровно (Socar Bila Krynitsya) и самих Бродах (на заправке Shell Bugaivka).

С нашей стороны ошибкой было выехать на машине, у которой было только 50% зарядки.

Как следствие, на всех точках нужно было заряжаться немного дольше, чтобы не ехать «на нуле».

Заправки YASNO E-mobility со своей задачей справлялись, машина заряжалась согласно регламенту: 50 к.

Подключив машину, запустить зарядку можно двумя способами: приложив карту или по номеру телефону.

В каждом из случаев необходимо скачать приложение YASNO E-mobility и пополнить там счет.

Лично я рекомендую получить именно карту, с ней включить/выключить зарядку можно в одно касание, не нужен интернет на телефоне.

Расскажу немного еще о самом e-tron.

Год назад мне удалось попасть на тест машины в Абу-Даби, о чем я уже рассказывал.

Тогда нам ничего не запрещали делать и просили гонять машину «в хвост и гриву».

Но по-настоящему узнать e-tron удалось лишь сейчас.

Для меня из всех Audi именно эта — наиболее комфортна.

Я проехал в ней несколько десятков часов, катался в городе, гонял по трассе и выезжал на поля (спасибо «пневма») — справляется со всем.

Места очень много, как спереди, так и на заднем диване.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 4

Фото Антона Полескова.

Многих удивляет, что вместо обычных зеркал здесь можно выбрать опцию зеркала из будущего.

e-tron — это скорее семейное авто, не спорткар.

Но возможностей последнего ему не занимать.

В автомобиле есть режим dynamic (своего рода sport), в котором вы почти никогда не будете ездить.

Не только из-за экономии заряда.

Желая протестировать все возможности машины, я его конечно же включил.

И «притопил».

Было так страшно, что в один момент хотелось выпрыгнуть из машины прямо на ходу, динамика впечатляет (правила ПДД я не нарушал и вам не советую).

Переключился сразу обратно на efficiency — спокойный режим для комфортной и экономичной езды.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 5

Фото Антона Полескова.

Зарядка YASNO E-mobility на Shell Bugaivka, это 12 км от Броды.

По плану мы должны были вернуться в Тернополь.

Если бы заряда не хватило, мы должны были зарядиться в городке недалеко от областного центра с романтическим названием Дружба, уже после этого отправившись в сам Тернополь.

Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.

Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.

Но вид потрясающий.

После полной зарядки в Бродах мы отправились в Залещики.

Три часа по дороге качества ниже среднего стали, на самом деле, большим плюсом: скорость небольшая, много торможения и, как следствие — постоянная дозаправки машины за счет рекуперации.

С Бродов в Залещики порядка 210 км, машина на момент выезда со станции показывала около 330 км доступного хода.

По плану мы должны были вернуться в Тернополь.

Если бы заряда не хватило, мы должны были зарядиться в городке недалеко от областного центра с романтическим названием Дружба, уже после этого отправившись в сам Тернополь.

Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.

Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.

Но вид потрясающий.

Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.

Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.

Но вид потрясающий.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 6

Этот вид на Залещики напомнил испанский Толедо.

На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.

До ближайшей заправки — порядка 115 км.

Не буду скрывать, было тревожно.

Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.

В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.

И здесь скрывается сразу две большие проблемы.

И одна маленькая.

На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.

До ближайшей заправки — порядка 115 км.

Не буду скрывать, было тревожно.

Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.

В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.

И здесь скрывается сразу две большие проблемы..

Во-первых, что было бы, если нужная мне зарядка была бы занята? Мне бы оставалось просто ждать.

По нужному мне пути станция с нужным адаптером зарядки была всего одна.

Если она занята — ты ждешь.

Или заряжаешься от розетки, что займет приблизительно всю жизнь.

Благо мне повезло: станция свободна, я подключил свое авто.

Во-вторых, операторы.

Все ставят станции так, как им хочется.

В одном месте она была за кустами, через которые довелось пробираться в дождь.

В упомянутом выше отеле ее поставили так, что я практически закрывал выезд остальным из парковки.

Не стоит забывать, что часто станция — это небольшая зарядка: над ней нет крыши и если идет дождь — ты подключаешь машину под дождем.

К тому же рядом нет никого, кто может помочь в случае проблем.

Я специально указал, что это маленькая проблема, но когда ты ночью в дождь пытаешься припарковать машину за 2 млн гривен так, чтобы ее никто не поцарапал, а потом пробираешься сквозь кусты с зарядным кабелем — проблема становится большой.

YASNO E-mobility — увы, быстрых зарядных станций этой сети нет в Тернополе.

Это мы выяснили заранее, но все равно решили рискнуть.

Всего в сети YASNO 23 станции, 11 из которых установлены в Киеве.

На трассе между Киевом и Львовом у этой сети 5 скоростных зарядных станций.

Они расположены в местах, где можно отдохнуть, выпить кофе или перекусить.

Видимо, оператор специально выбирал локации для зарядных станций на современных АЗС и автосалонах.

В отличие от топливных операторов, для зарядки электрокара нужны приложения на смартфон.

В каждом из них нужно регистрироваться и следить, чтобы на счету были деньги.

На случай, если на трассе не будет интернета, YASNO E-mobility выдает клиентам чиповую карту, привязанную к персональному аккаунту, чтобы машину можно было зарядить и офлайн.

Наличка для этого не понадобится.

Отель «Гранд» не отличался гостеприимностью, поэтому получив дополнительные 20 км хода, мы отправились в Тернополь, до которого рукой подать.

Согласно карте, в Тернополе никаких проблем с зарядкой не должно было быть: станций много, они работают 24/7.

При этом сам город вполне хорош собой: много хороших заведений, ресторанов и баров, цены такие, словно доллар все еще по 8.

В любом случае, рекомендую заехать и погулять на выходные.

Вот только для нас сюрпризы не закончились.

Зарядку мы выбирали, как и полагается, через приложение.

Там указывается локация, время работы, цена, а также другая дополнительная информация: например, занята ли зарядка прямо сейчас, и работает ли вообще.

Мы выбрали нужную нам точку и, приехав, получили закрытые ворота и слова охранника «зарядка не работает», хотя в самом приложение указывалось, что она доступна 24/7.

История повторилась со следующей: в приложении она 24/7, но персонал заведения ее выключил и включать обратно не хотел.

В результате, уже во второй раз к зарядке мы приезжали практически на нуле.

Благо, с третьей попытки все получилось.

Подобные поиски изматывают.

На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.

До ближайшей заправки — порядка 115 км.

Не буду скрывать, было тревожно.

Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.

В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.

И здесь скрывается сразу две большие проблемы.

И одна маленькая.

Во-первых, что было бы, если нужная мне зарядка была бы занята? Мне бы оставалось просто ждать.

По нужному мне пути станция с нужным адаптером зарядки была всего одна.

Если она занята — ты ждешь.

Или заряжаешься от розетки, что займет приблизительно всю жизнь.

Благо мне повезло: станция свободна, я подключил свое авто.

Во-вторых, операторы.

Все ставят станции так, как им хочется.

В одном месте она была за кустами, через которые довелось пробираться в дождь.

В упомянутом выше отеле ее поставили так, что я практически закрывал выезд остальным из парковки.

Не стоит забывать, что часто станция, это небольшая зарядка: над ней нет крыши и если идет дождь — ты подключаешь машину под дождем.

К тому же рядом нет никого, кто может помочь в случае проблем.

Я специально указал, что это маленькая проблема, но когда ты ночью в дождь пытаешься припарковать машину за 2 млн гривен так, чтобы ее никто не поцарапал, а потом пробираешься сквозь кусты с зарядным кабелем — проблема становится большой.

ДТЭК: «У YASNO E-mobility — быстрых зарядных станций нет в Тернополе.

Всего в сети YASNO 23 станции, 11 из которых установлены в Киеве.

На трассе между Киевом и Львовом у этой сети 5 скоростных зарядных станций.

Они расположены в местах, где можно отдохнуть, выпить кофе или перекусить.

В отличие от топливных операторов, для зарядки электрокара нужны приложения на смартфон.

В каждом из них нужно регистрироваться и следить, чтобы на счету были деньги.

На случай, если на трассе не будет интернета, YASNO E-mobility выдает клиентам чиповую карту, привязанную к персональному аккаунту, чтобы машину можно было зарядить и оффлайн.

Наличка для этого не понадобится».

Отель «Гранд» не отличался гостеприимностью, поэтому получив дополнительные 20 км хода, мы отправились в Тернополь, до которого рукой подать.

Согласно карте, в Тернополе никаких проблем с зарядкой не должно было быть: станций много, они работают 24/7.

При этом сам город вполне хорош собой: много хороших заведений, ресторанов и баров, цены такие, словно доллар все еще по 8.

В любом случае, рекомендую заехать и погулять на выходные.

Вот только для нас сюрпризы не закончились.

Зарядку мы выбирали, как и полагается, через приложение.

Там указывается локация, время работы, цена, а также другая дополнительная информация: например, занята ли зарядка прямо сейчас, и работает ли вообще.

Мы выбрали нужную нам точку и, приехав, получили закрытые ворота и слова охранника «зарядка не работает», хотя в самом приложение указывалось, что она доступна 24/7.

История повторилась со следующей: в приложении она 24/7, но персонал заведения ее выключил сильно раньше и включать обратно не хотел.

В результате, уже во второй раз к зарядке мы приезжали практически на нуле.

Благо, с третьей попытки все получилось.

Подобные поиски изматывают.

Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA - Фото 7

Фото Антона Полескова.

Под капотом есть небольшая ниша для вещей.

После поездки мне удалось еще немного поездить по городу.

Ощущения, конечно же, совсем другие.

Во-первых, в Киеве сильно больше заправок, они здесь буквально на каждом углу.

Например, у меня нет станций возле дома, но раз в неделю я заезжаю в ЦУМ и River Mall, где есть скоростные станции YASNO E-mobility: пока я хожу по своим делам, машина заряжается на парковке.

А заряда в 300-400 км хватит, чтобы целую неделю ездить по городу (если вы не таксист).

Знакомые владельцы электрокаров, у которых нет частных домов, говорят о том же: заряжают машину на парковках ТЦ, БЦ или возле ресторанов.

Благо мест хватает.

А еще нужно перестать говорить о том, что энергия ничего не стоит: заправка электричеством пусть и дешевле, но экономии x10 (и даже x5) здесь нет.

Как показывает мой опыт, в больших городах инфраструктуры достаточно, но для дальней и комфортной поездки электрокар подходит лишь человеку, который прямо хочет этого, фаната своего автомобиля.

Напомним, у этого материала есть два партнера:.

YASNO, поставщик энергетических услуг, который развивает одноименную сеть заправок для электрокаров YASNO E-mobility, а также дает возможность установить себе домашнюю станцию.

Детальнее о продукции компании и ее возможностях можно прочесть на сайте компании.

Компания Audi, которая начинает продажу в Украине своего первого электрокара — e-tron.

Ознакомиться с возможностями авто можно на сайте компании, стоимость — от 1,8 млн грн.

Теги за темою
електромобілі
Джерело матеріала
loader
loader