/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F43%2F19dce77590d261f708937a44d8829825.png)
Можно ли путешествовать по Украине на электрокаре: эксперимент AIN.UA
Согласно последней статистике, в Украине уже более 20 000 электрокаров, а число зарядных станций для них превышает 3000 единиц по всей стране.
В сети в основном можно встретить восторженные отзывы: заряда для путешествия по городу хватает на несколько дней даже у машин с небольшим запасом батареи, а зарядка обходится дешевле заправки топливом.
Но потенциальных клиентов пугает не городской тип езды, а ограничения: насколько комфортно на машине ездить между городами, когда дистанция большая, а зарядок на каждом углу, как в Киеве, нет.
Этот материал редакция AIN.
UA готовила вместе с двумя партнерами — украинским поставщиком электроэнергии и решений по энергоэффективности YASNO, который управляет сетью скоростных зарядных станций для электромобилей YASNO E-mobility, и немецким автопроизводителем Audi, предоставившим для теста первый электрокар бренда — e-tron.
В рамках эксперимента главный редактор AIN.
UA Илья Кабачинский, задался целью отправится не в тривиальное место (оставить в покое Львов и Одессу, куда часто отправляются для подобных тестов), а поехать в более отдаленную точку.
Например, город Залещики, который находится на юге Тернопольской области.
Почему Залещики? Исключительно любопытство.
Ведь хочется путешествовать не только по Европе и миру, но и в родной стране.
Я много раз видел панораму Залещиков на фотографиях, давно хотел и сам увидеть город вживую с того же ракурса: вид действительно потрясающий.
![]()
Фото Антона Полескова.
Маршрут составили следующим образом: едем по житомирской трассе в сторону Львова, доезжаем до города Броды, а затем поворачиваем на юг и двигаемся по трассе в сторону Залещиков.
Такой маршрут составили не случайно.
От Киева до Львова у YASNO E-mobility есть 5 скоростных станции.
Каждая мощностью 50 к.
Здесь важно, что e-tron от станций YASNO E-mobility принимает всю заявленную мощность и может быть полностью заряжен за 2 часа.
От остальных ряда других станций машина будет заряжаться в разы дольше.
![]()
Первоначально мы хотели доехать до самого Львова, но по ходу маршрута стало понятно, что попросту не успеем в Залещики до наступления темноты, а сама машина в Залещиках будет «пуста» и шансов вернуться назад будет не много.
Поэтому по ходу дела маршрут скорректировали: это то, к чему нужно быть готовым, отправляясь в дорогу на электрокаре.
Немного теории:.
В дорогу мы отправились на Audi e-tron.
Емкость батареи — 95 к.
Вт (по аналогии с обычным авто, где объем бака, например, 50 литров).
«Расход» в городе — порядка 21-24 к.
Вт на 100 км, по трассе — около 26-29 к.
Вт на 100 км (аналогия 10 литров топлива на 100 км).
Почему по трассе расход больше? Дело в том, что электрокар заряжается за счет торможения, что часто бывает в городе и не так часто на трассе: там нет светофоров и пробок, к тому же есть постоянная высокая скорость.
В обычных авто все наоборот: в городе расход больше, на трассе — меньше.
Заряжается электрокар на специальных зарядных станциях.
У каждой разная мощность.
Большинство — это станции с мощностью 11-22 к.
Другими словами, чтобы полностью зарядить e-tron, нужно 4-9 часов.
Это нормально, если у вас зарядное устройство дома и вы заряжаете машину там, но не очень хорошо, если вы отправляетесь в долгое путешествие: представьте себе — ждать зарядку автомобиля 8 часов.
Выход — быстрые зарядные станции.
Как раз такие есть у нашего партнера —.
YASNO E-mobility.
Станции выдают мощностью в 50 к.
Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.
А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.
За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.
Это уже вполне неплохо.
В дорогу мы отправились на Audi e-tron.
Емкость батареи — 95 к.
Вт (по аналогии с обычным авто, где объем бака, например, 50 литров).
«Расход» в городе — порядка 21-24 к.
Вт на 100 км, по трассе — около 26-29 к.
Вт на 100 км (аналогия 10 литров топлива на 100 км).
Почему по трассе расход больше? Дело в том, что электрокар заряжается в том числе за счет торможения, что часто бывает в городе и не так часто на трассе: там нет светофоров и пробок, к тому же есть постоянная высокая скорость.
В обычных авто все наоборот: в городе расход больше, на трассе — меньше.
Заряжается электрокар на специальных зарядных станциях.
У каждой разная мощность.
Большинство — это станции с мощностью 11-22 к.
Другими словами, чтобы полностью зарядить e-tron, нужно 4-9 часов.
Это нормально, если у вас зарядное устройство дома и вы заряжаете машину там, но не очень хорошо, если вы отправляетесь в долгое путешествие: представьте себе — ждать зарядку автомобиля 8 часов.
Выход — быстрые зарядные станции.
Как раз такие есть у нашего партнера — YASNO E-mobility.
Станции выдают мощностью в 50 к.
Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.
А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.
За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.
Уже вполне неплохо.
Выход — быстрые зарядные станции.
Как раз такие есть у нашего партнера —.
YASNO E-mobility.
Станции выдают мощностью в 50 к.
Вт и могут зарядить e-tron полностью менее чем за 2 часа.
А поскольку они есть вдоль всех основных трасс в Украине, то на каждую зарядку можно тратить по 20-40 минут.
За это время можно размять ноги, выпить кофе, пообедать, получать дополнительные 100-150 км пути и отправляться дальше.
Это уже вполне неплохо.
Броды были важным для нас городом: здесь последняя на нашем пути скоростная заправка сети YASNO.
После — только медленные, на 11-22 к.
Вт, зарядные станции от других операторов по всей Тернопольской области.
Мы подготовились и были уверены, что все пройдет хорошо и даже более медленные заправки позволят добраться до нужной точки и обратно.
Здесь возникает первый нюанс длинных загородных поездок на электрокаре: к ним нужно готовиться и четко понимать, удастся ли доехать до нужной точки.
![]()
Фото Антона Полескова.
До Брод мы добрались без особых проблем, заправились в Житомире (зарядка установлена у салона Mitsubishi), Ровно (Socar Bila Krynitsya) и самих Бродах (на заправке Shell Bugaivka).
С нашей стороны ошибкой было выехать на машине, у которой было только 50% зарядки.
Как следствие, на всех точках нужно было заряжаться немного дольше, чтобы не ехать «на нуле».
Заправки YASNO E-mobility со своей задачей справлялись, машина заряжалась согласно регламенту: 50 к.
Подключив машину, запустить зарядку можно двумя способами: приложив карту или по номеру телефону.
В каждом из случаев необходимо скачать приложение YASNO E-mobility и пополнить там счет.
Лично я рекомендую получить именно карту, с ней включить/выключить зарядку можно в одно касание, не нужен интернет на телефоне.
Расскажу немного еще о самом e-tron.
Год назад мне удалось попасть на тест машины в Абу-Даби, о чем я уже рассказывал.
Тогда нам ничего не запрещали делать и просили гонять машину «в хвост и гриву».
Но по-настоящему узнать e-tron удалось лишь сейчас.
Для меня из всех Audi именно эта — наиболее комфортна.
Я проехал в ней несколько десятков часов, катался в городе, гонял по трассе и выезжал на поля (спасибо «пневма») — справляется со всем.
Места очень много, как спереди, так и на заднем диване.
![]()
Фото Антона Полескова.
Многих удивляет, что вместо обычных зеркал здесь можно выбрать опцию зеркала из будущего.
e-tron — это скорее семейное авто, не спорткар.
Но возможностей последнего ему не занимать.
В автомобиле есть режим dynamic (своего рода sport), в котором вы почти никогда не будете ездить.
Не только из-за экономии заряда.
Желая протестировать все возможности машины, я его конечно же включил.
И «притопил».
Было так страшно, что в один момент хотелось выпрыгнуть из машины прямо на ходу, динамика впечатляет (правила ПДД я не нарушал и вам не советую).
Переключился сразу обратно на efficiency — спокойный режим для комфортной и экономичной езды.
![]()
Фото Антона Полескова.
Зарядка YASNO E-mobility на Shell Bugaivka, это 12 км от Броды.
По плану мы должны были вернуться в Тернополь.
Если бы заряда не хватило, мы должны были зарядиться в городке недалеко от областного центра с романтическим названием Дружба, уже после этого отправившись в сам Тернополь.
Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.
Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.
Но вид потрясающий.
После полной зарядки в Бродах мы отправились в Залещики.
Три часа по дороге качества ниже среднего стали, на самом деле, большим плюсом: скорость небольшая, много торможения и, как следствие — постоянная дозаправки машины за счет рекуперации.
С Бродов в Залещики порядка 210 км, машина на момент выезда со станции показывала около 330 км доступного хода.
По плану мы должны были вернуться в Тернополь.
Если бы заряда не хватило, мы должны были зарядиться в городке недалеко от областного центра с романтическим названием Дружба, уже после этого отправившись в сам Тернополь.
Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.
Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.
Но вид потрясающий.
Как я уже говорил выше, в Залещики мы доехали, правда, подвела погода: дождь и туман.
Сделать фото, достойные мировых премий, не удалось.
Но вид потрясающий.
![]()
Этот вид на Залещики напомнил испанский Толедо.
На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.
До ближайшей заправки — порядка 115 км.
Не буду скрывать, было тревожно.
Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.
В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.
И здесь скрывается сразу две большие проблемы.
И одна маленькая.
На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.
До ближайшей заправки — порядка 115 км.
Не буду скрывать, было тревожно.
Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.
В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.
И здесь скрывается сразу две большие проблемы..
Во-первых, что было бы, если нужная мне зарядка была бы занята? Мне бы оставалось просто ждать.
По нужному мне пути станция с нужным адаптером зарядки была всего одна.
Если она занята — ты ждешь.
Или заряжаешься от розетки, что займет приблизительно всю жизнь.
Благо мне повезло: станция свободна, я подключил свое авто.
Во-вторых, операторы.
Все ставят станции так, как им хочется.
В одном месте она была за кустами, через которые довелось пробираться в дождь.
В упомянутом выше отеле ее поставили так, что я практически закрывал выезд остальным из парковки.
Не стоит забывать, что часто станция — это небольшая зарядка: над ней нет крыши и если идет дождь — ты подключаешь машину под дождем.
К тому же рядом нет никого, кто может помочь в случае проблем.
Я специально указал, что это маленькая проблема, но когда ты ночью в дождь пытаешься припарковать машину за 2 млн гривен так, чтобы ее никто не поцарапал, а потом пробираешься сквозь кусты с зарядным кабелем — проблема становится большой.
YASNO E-mobility — увы, быстрых зарядных станций этой сети нет в Тернополе.
Это мы выяснили заранее, но все равно решили рискнуть.
Всего в сети YASNO 23 станции, 11 из которых установлены в Киеве.
На трассе между Киевом и Львовом у этой сети 5 скоростных зарядных станций.
Они расположены в местах, где можно отдохнуть, выпить кофе или перекусить.
Видимо, оператор специально выбирал локации для зарядных станций на современных АЗС и автосалонах.
В отличие от топливных операторов, для зарядки электрокара нужны приложения на смартфон.
В каждом из них нужно регистрироваться и следить, чтобы на счету были деньги.
На случай, если на трассе не будет интернета, YASNO E-mobility выдает клиентам чиповую карту, привязанную к персональному аккаунту, чтобы машину можно было зарядить и офлайн.
Наличка для этого не понадобится.
Отель «Гранд» не отличался гостеприимностью, поэтому получив дополнительные 20 км хода, мы отправились в Тернополь, до которого рукой подать.
Согласно карте, в Тернополе никаких проблем с зарядкой не должно было быть: станций много, они работают 24/7.
При этом сам город вполне хорош собой: много хороших заведений, ресторанов и баров, цены такие, словно доллар все еще по 8.
В любом случае, рекомендую заехать и погулять на выходные.
Вот только для нас сюрпризы не закончились.
Зарядку мы выбирали, как и полагается, через приложение.
Там указывается локация, время работы, цена, а также другая дополнительная информация: например, занята ли зарядка прямо сейчас, и работает ли вообще.
Мы выбрали нужную нам точку и, приехав, получили закрытые ворота и слова охранника «зарядка не работает», хотя в самом приложение указывалось, что она доступна 24/7.
История повторилась со следующей: в приложении она 24/7, но персонал заведения ее выключил и включать обратно не хотел.
В результате, уже во второй раз к зарядке мы приезжали практически на нуле.
Благо, с третьей попытки все получилось.
Подобные поиски изматывают.
На момент отъезда из Залещиков машина показывала 123 км оставшегося хода.
До ближайшей заправки — порядка 115 км.
Не буду скрывать, было тревожно.
Искать номера эвакуатора в Тернополе не стал, но притормаживал больше обычного.
В отель «Гранд» города Дружба мы добрались с запасом хода в 8 км.
И здесь скрывается сразу две большие проблемы.
И одна маленькая.
Во-первых, что было бы, если нужная мне зарядка была бы занята? Мне бы оставалось просто ждать.
По нужному мне пути станция с нужным адаптером зарядки была всего одна.
Если она занята — ты ждешь.
Или заряжаешься от розетки, что займет приблизительно всю жизнь.
Благо мне повезло: станция свободна, я подключил свое авто.
Во-вторых, операторы.
Все ставят станции так, как им хочется.
В одном месте она была за кустами, через которые довелось пробираться в дождь.
В упомянутом выше отеле ее поставили так, что я практически закрывал выезд остальным из парковки.
Не стоит забывать, что часто станция, это небольшая зарядка: над ней нет крыши и если идет дождь — ты подключаешь машину под дождем.
К тому же рядом нет никого, кто может помочь в случае проблем.
Я специально указал, что это маленькая проблема, но когда ты ночью в дождь пытаешься припарковать машину за 2 млн гривен так, чтобы ее никто не поцарапал, а потом пробираешься сквозь кусты с зарядным кабелем — проблема становится большой.
ДТЭК: «У YASNO E-mobility — быстрых зарядных станций нет в Тернополе.
Всего в сети YASNO 23 станции, 11 из которых установлены в Киеве.
На трассе между Киевом и Львовом у этой сети 5 скоростных зарядных станций.
Они расположены в местах, где можно отдохнуть, выпить кофе или перекусить.
В отличие от топливных операторов, для зарядки электрокара нужны приложения на смартфон.
В каждом из них нужно регистрироваться и следить, чтобы на счету были деньги.
На случай, если на трассе не будет интернета, YASNO E-mobility выдает клиентам чиповую карту, привязанную к персональному аккаунту, чтобы машину можно было зарядить и оффлайн.
Наличка для этого не понадобится».
Отель «Гранд» не отличался гостеприимностью, поэтому получив дополнительные 20 км хода, мы отправились в Тернополь, до которого рукой подать.
Согласно карте, в Тернополе никаких проблем с зарядкой не должно было быть: станций много, они работают 24/7.
При этом сам город вполне хорош собой: много хороших заведений, ресторанов и баров, цены такие, словно доллар все еще по 8.
В любом случае, рекомендую заехать и погулять на выходные.
Вот только для нас сюрпризы не закончились.
Зарядку мы выбирали, как и полагается, через приложение.
Там указывается локация, время работы, цена, а также другая дополнительная информация: например, занята ли зарядка прямо сейчас, и работает ли вообще.
Мы выбрали нужную нам точку и, приехав, получили закрытые ворота и слова охранника «зарядка не работает», хотя в самом приложение указывалось, что она доступна 24/7.
История повторилась со следующей: в приложении она 24/7, но персонал заведения ее выключил сильно раньше и включать обратно не хотел.
В результате, уже во второй раз к зарядке мы приезжали практически на нуле.
Благо, с третьей попытки все получилось.
Подобные поиски изматывают.
![]()
Фото Антона Полескова.
Под капотом есть небольшая ниша для вещей.
После поездки мне удалось еще немного поездить по городу.
Ощущения, конечно же, совсем другие.
Во-первых, в Киеве сильно больше заправок, они здесь буквально на каждом углу.
Например, у меня нет станций возле дома, но раз в неделю я заезжаю в ЦУМ и River Mall, где есть скоростные станции YASNO E-mobility: пока я хожу по своим делам, машина заряжается на парковке.
А заряда в 300-400 км хватит, чтобы целую неделю ездить по городу (если вы не таксист).
Знакомые владельцы электрокаров, у которых нет частных домов, говорят о том же: заряжают машину на парковках ТЦ, БЦ или возле ресторанов.
Благо мест хватает.
А еще нужно перестать говорить о том, что энергия ничего не стоит: заправка электричеством пусть и дешевле, но экономии x10 (и даже x5) здесь нет.
Как показывает мой опыт, в больших городах инфраструктуры достаточно, но для дальней и комфортной поездки электрокар подходит лишь человеку, который прямо хочет этого, фаната своего автомобиля.
Напомним, у этого материала есть два партнера:.
YASNO, поставщик энергетических услуг, который развивает одноименную сеть заправок для электрокаров YASNO E-mobility, а также дает возможность установить себе домашнюю станцию.
Детальнее о продукции компании и ее возможностях можно прочесть на сайте компании.
Компания Audi, которая начинает продажу в Украине своего первого электрокара — e-tron.
Ознакомиться с возможностями авто можно на сайте компании, стоимость — от 1,8 млн грн.

