В США провела IPO американская компания Nikola.
Она занимается производством электрических грузовиков, а также инфраструктуры для них.
Обозреватель AIN.
UA коротко рассказывает, чем занимается компания, которая в ходе IPO получила капитализацию в $12 млрд.
Пока готовился материал, стоимость акций Nikola выросла в два раза и теперь составляет $73 за штуку.
Капитализация компании поднялась почти до $25 млрд, а оценка богатства основателя компании Тревора Мильтона — $8 млрд.
Грузовики компания все еще не выпускает.
Nikola — производитель электрогрузовиков.
Компания последние несколько лет разрабатывает машину для коммерческого использования, способную транспортировать большие грузы на длинные дистанции.
Транспорт, конечно же, экологически чистый.
План на будущее — создание грузовиков на водороде, а также построение большой собственной сети заправок для этих и электрических грузовиков.
Конкурентов компании хватает.
Во-первых, компания Tesla, которая также разрабатывает собственный грузовик Semi.
По плану он станет доступным для заказа через год-два, Tesla уже имеет коммерческие заказы на свои грузовики.
Nikola, к слову, уже судилась с Tesla из-за нарушения патентов и схоже дизайна грузовиков.
Во-вторых, своих экологически чистые грузовики делает Toyota и Hyundai, в ближайшем будущем они также станут доступны для заказа коммерческим клиентам.
Впрочем, основателя компании Nikola Тревора Мильтона это не пугает: объем предварительных заказов на его грузовики уже составляет $10 млрд, среди клиентов, например, международная компания Anheuser-Busch.
Тревор Мильтон.
Основатель и крупнейший держатель акций Nikola — Тревор Мильтон.
После того, как акции компании вышли на биржу, 38-летний предприниматель стал миллиардером: его состояние оценивается в $4 млрд (а с ходом торгов — уже $8 млрд).
Милтон занимался предпринимательством и до Nikola: он успел запустить 5 разных бизнесов, часть из них провалилась.
Как пишет CNBC, бизнесом Мильтон занялся с детства: перепродавал друзья конфеты.
Он так и не закончил школу, но в 2003 году создал бизнес, который продал спустя несколько лет.
Мильтон также планировал заниматься ритейлом, но компания не взлетела.
Свой проект Nikola молодой предприниматель начал в 2015 году.
В своем родном штате Юта предпринимателя знают не только по бизнес-проекту.
В 2019 году он купил за $32,5 млн огромный люксовый особняк: цена за недвижимость стала рекордной для Штата.
Эксцентричную покупку Мильтон оправдывает тем, что в отличие от современной молодёжи, которая убегает в города и снимает квартиры, он любит пространство и ценит частную собственность.
По сути работу над компанией Тревор начал 10 лет назад.
Только тогда проект назывался d.
Hybrid и его идея заключалась в том, чтобы модифицировать двигатели грузовиков и уменьшать расходы топлива, дополнительно делая их более экологичными.
Сам Мильтон уверяет, что набрал предварительных договоров на $100 млн, но инвестор, деньги которого привлекла компания, попросту украл его наработки.
Делать было нечего и Тревор закрыл компанию.
Но вместо отчаяния, он загорелся рынком грузовиков и грузовых перевозок.
Так появилась компания d.
Hybrid Systems, целью которой была уже не доработка старых двигателей, а создание полноценных систем, работающих на газу.
Компания имела успех, Мильтон ее продал и начал новую историю — Nikola Motor Company.
По словам предпринимателя, он активно взялся нанимать ученых, большее число которых не имело отношения к производству грузовиков, для разработки новых технологий и поскольку его идея была по сути новой, они охотно шли к нему на работу.
«Мне был важен не столько их опыт в автомотив (его не было), сколько желание сделать что-то новое и наивность, что все точно получится», — говорил Тревор Forbes.
Nikola Motor Company.
За время существования компания Nikola Motor Company провела несколько раундов инвестиций и суммарно привлекла порядка $467 млн инвестиций.
Seed — $2 млн.
Раунд A — $16 млн.
Раунд B — $44 млн.
Раунд С — $214 млн.
Раунд D — $250 млн.
Известно, что не все средства приходили «живыми» деньгами.
Так, к примеру, в раунде C компания CHN Industrial, один из лидеров рынка по созданию грузовиков на газу, входит в группу IVECO, инвестировал $100 млн «кешом» и еще $150 млн — предоставляя свои услуги и помощь в разработке грузовиков Nikola.
Свою помощь компании также предоставляют два других крупных инвестора — Bosch и Hanwha.
Сейчас в компании работает порядка 250 человек, которые и занимаются созданием грузовиков.
Nikola представила три модели: One, Two и Tre, которые отличаются габаритами и запасом хода.
В компании, как уверяет Мильтон, совсем нет продажников: по мнению основателя компании, нужно делать продукт, который сможет продавать себя сам.
Такого же мнения придерживается и основатель Tesla Илон Маск: его компания не покупает рекламу.
Пока Мильтону это неплохо удается: у компании предварительных заказов на 14 000 грузовиков и $10 млрд.
Как говорят эксперты, обойти своих конкурентов (а именно Tesla) Nikola удастся с появлением грузовиков на водороде, а также созданием большой инфраструктуры для них.
Ожидается, что это случится в ближайшие 5 лет.
До конца 2020 года компания планирует завершить постройку завода для сборки грузовиков в Аризоне, а в 2021 — начать производство самих грузовиков.
План максимум — к 2023 собирать до 30 000 грузовиков ежегодно.
Сейчас выручка компания, из последних данных, которые удалось найти, составляет около $80 млн, их компания получила за счет продажи прав на свои патенты.
План к 2024 году нарастить выручку до $3 млрд.
Инвесторы в обещания компании верят: за первые несколько дней стоимость акций компании удвоилась: с $37 до $73 за штуку.
Как пишут СМИ, в США и Европе спрос на экологически чистый грузовой транспорт невероятно высок и инвесторы верят, что создав успешный продукт, продажи Nikola вырастут до небес.
При этом компания еще как минимум год не покажет своего основного продукта — грузовиков.