Два танка в учебке. Почему "Оплот" так и не доехал до нашей армии
Два танка в учебке. Почему "Оплот" так и не доехал до нашей армии

Два танка в учебке. Почему "Оплот" так и не доехал до нашей армии

Появлению танка «Оплот» на вооружении украинской армии постоянно мешают самые разные причины.

Казалось бы, война на Донбассе с Россией должна была интенсифицировать процессы принятия на вооружение новых образцов.

Однако так не происходит.

И крайне примечательна в этом плане история с «Оплотом».На днях генеральный директор ГП «Завод имени Малышева» Василий Крылас подтвердил информацию, которая гуляла по военным и околовоенным изданиям уже не первый год — армия закупать «Оплоты» не будет.

Это если по существу.

Хотя гендиректор высказался дипломатичнее: Минобороны готово заказывать БМ «Оплот», но при условии полной замены в данной боевой машине российских комплектующих.

«Дело в том, что в составе этих боевых машин находится ряд приборов, деталей и материалов, производимых в России.

Сейчас проводятся опытно-конструкторские работы по импортозамещению, вместе с ГП «ХКБМ» и другими соисполнителями», — сказал гендиректор.

Это не было большой проблемой в 2009 г., когда танк формально был принят на вооружение ВСУ, был даже заключен контракт на поставку 10 единиц.

Однако из-за недостатка финансирования (а танк на тот момент стоил 29,5 млн грн при курсе доллара 8) ограничились всего парой танков, которые ныне находятся в учебных подразделениях.

Затем был знаменитый таиландский контракт на 49 машин, заключенный в сентябре 2011 г.

По разным причинам, прежде всего, конечно, из-за войны с РФ, он был завершен только в марте 2018 г.

Танк, кстати, получил название «Оплот-Т» и отличался от стандартного варианта установкой оборудования связи и шлемофонов западного образца, а также кондиционера для комфортной работы экипажа в условиях тропического климата.

После начала войны на Донбассе началась целая эпопея с массовым принятием танка на вооружение отечественной армии.

Впервые о том, что для ВСУ уже в 2015 г.

будут выпущены 40 машин, заявил в феврале 2015 г.

тогдашний генеральный директор ГК «Укроборонпром» Роман Романов.

В декабре того же года Кабинет Министров даже принял постановление о предоставлении Заводу им.

Малышева государственных гарантий с целью обеспечить выполнение программы производства танков «Оплот».Однако тут оказалось, что без российских комплектующих серийное производство начать невозможно.

Поэтому харьковчане периодически стали отчитываться о начале программы импортозамещения.

Последний по времени всплеск интереса военных к танку датируется 2017 г., когда Петр Порошенко заявил о выделении 300 млн грн на закупку партии «Оплотов».

Но никаких контрактов заключено не было, танки не включили в государственный заказ.

Только в 2019 г.

Министерство обороны заявило, что не заключает контракты на производство танков «Оплот», поскольку не была завершена работа по замещению российских комплектующих в танке на украинские или нероссийские иностранные аналоги.

И с того времени, как видим по заявлению Крыласа, ничего не изменилось.

Объективные причины для этого тоже есть — в какой-то момент был сделан упор на модернизацию наличного парка Т-64, Т-72 и Т-80.

Ведь за цену нового «Оплота» вполне возможно провести работы по модернизации шести танков Т-64.

Причем, как оказалось, по своим характеристикам и боевым возможностям условный Т-64БВ образца 2017 г.

не будет уступать «Оплоту».Также следует учитывать, что Украине досталось от распавшегося Союза просто огромное количество танков, которые можно модернизировать, и украинские генералы все чаще говорят о том, что переход на новый основной боевой танк — просто лишняя трата государственных денег, которые можно вложить в разработку обвеса для старого корпуса Т-64.С другой стороны, производство танков вполне может иметь экспортную направленность, а для этого делать «Оплоты» хотя бы в минимальных количествах — необходимое условие для продвижения на зарубежных рынках.

Ведь как иначе потенциальный заказчик сможет узнать, что предприятие реально способно производить танки?Тем более что мы понемногу танковый рынок теряем — все больше стран из наших постоянных заказчиков выбирает более дешевую китайскую технику.

Яркий пример этого — Пакистан.

Еще в 2017 г.

из уст официальных лиц страны звучала информация о готовности Пакистана закупить партию из 100 «Оплотов», но весной 2020 г.

после серии полигонных испытаний Исламабад сделал выбор в пользу китайского танка VT-4.

Который, кстати, имеет отчасти украинское происхождение — по крайней мере на танках первых выпусков часть механизмов произведена в Харькове, в частности коробка передач.

Сейчас, конечно, Китай уже наладил производство собственных аналогов — у них с импортозамещением проблем меньше.

Таким образом, с одной стороны принятие на вооружение армии новой техники всегда огромный прорыв, с другой – недостаток финансирования требует сбалансированных подходов.

Как это сработает с «Оплотом», покажет только время.

Ну а «Оплот» с каждым годом не становится ни новее, ни современнее, его не хотят покупать ни украинская армия, ни иностранные заказчики — хоть и по разным причинам.

И может так статься, что таиландский контракт так и останется единственным крупным заказом, поступившим на «Оплот».

Джерело матеріала
loader
loader