/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2F475213d14dbe570115ac7d227b1de95e.jpg)
Хитрый работяга: что ЗИЛ-130 забрал у Ford, Dodge и Chrysler
Сравниваем знаменитый советский ЗИЛ‑130 с американскими аналогами: много ли у них общего?.
Автор Сергей Канунников.
В рейтинге самых массовых грузовиков СССР трудяга ЗИЛ‑130 занимает почетное второе место после не менее легендарного ГАЗ‑51.
А по продолжительности конвейерной жизни «сто тридцатый» и вовсе рекордсмен.
Серийно его производили с 1962 года, когда выпустили установочную партию, по 2010‑й, правда, уже под именем УАМЗ‑431410.
Так что равных этому грузовику в советской истории нет!.
Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной.
Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года.
При разработке 130‑го на ЗИЛе тщательно исследовали и испытывали несколько зарубежных аналогов, в основном – американских.
Насколько они повлияли на окончательную конструкцию «сто тридцатого»?.
Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году.
Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку её кабина была заметно сложнее и не устраивала военных.
Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину – более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом.
Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность.
Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно всё же пошло в серию.
Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х.
Но у этого «американца» пока не было панорамного ветрового стекла.
#tdi_22_a9c .td-double.
Slider-2 .td-item1 {.
#tdi_22_a9c .td-double.
Slider-2 .td-item2 {.
#tdi_22_a9c .td-double.
Slider-2 .td-item3 {.
1 из 3.
Аналог ЗИЛ‑130 – Ford серии F, помимо панорамного стекла и буквы V (от V8) на передке, не имел с советской машиной практически ничего общего.
Ford серии F.
В 1959 году в серию пошел американский International с новой кабиной и панорамным стеклом.
Но эта машина навевает ассоциации скорее с ГАЗ‑53, чем с ЗИЛ‑130.
Один из аналогов будущего ЗИЛ‑130 – грузовик Dodge серии С. Конструкция ветрового стекла на советском автомобиле именно от него.
Но сама кабина – иная.
Кстати, капот у Доджа открывался, в отличие от зиловского, поднимающегося целиком вертикально, подъемом вверх лишь левой и правой частей.
Узкая средняя часть капота у американской машины оставалась неподвижной.
Dodge серии С.
Рама ЗИЛ‑130 – оригинальная.
Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции.
Как, например один из одноклассников советского грузовика – Ford серии F. Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах – до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом.
Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании – автокроссе на грузовиках.
ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое.
Мотор V8 был совершенно новым, рама – заметно усиленная.
Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача – 6,45) внедрили, правда, ещё в 1961 году на ЗИЛ‑164А.
Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика – на 25 мм.
Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.
Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 – модернизированный от ЗИЛ‑164.
Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года.
Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.
Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111.
При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность – с 200 до 150 л.
при 3200 об/мин.
ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным.
Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.
Корни зиловской «восьмерки» уходят в 1952 год.
Предок советского мотора – агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 дюйма) марки Chrysler.
Правда, советский агрегат заметно изменили.
ТРУДОВАЯ КНИЖКА.
ЗИЛ‑130 для 1960‑х был современным, удачным, гармоничным по дизайну автомобилем.
Это не копия конкретной модели – скорее «собрание сочинений» в вольном переводе.
Водители ценили ЗИЛ‑130 за надежность, прочность и простоту обслуживания.
Но уже лет через десять после начала производства машина с бензиновым двигателем, в сравнении с зарубежными аналогами, выглядела безнадежно архаичной.
А ведь её, включая десятки модификаций, выпускали ещё два десятилетия, остановив производство на отметке 3 388 312 автомобилей.
После снятия с конвейера в Москве в 1995 г.
модель еще 15 лет выпускалась в Новоуральске.
Те, кто в конце 1950‑х годов проектировали ЗИЛ‑130, на это, конечно, не рассчитывали.
ЗА РУЛЕМ №02 2021.

