Съемочная команда фантастического боевика “Дюна” рассказала изданию Wired о создании видео- и звуковых эффектов к фильму. Самым сложным оказалась работа над образом песчаного червя.
Режиссер фильма Дени Вильнев хотел, чтобы картина выглядела максимально реалистично, поэтому команде приходилось отходить от традиционных киношных методов и изобретать свои. Так, специалист по визуальным эффектам Пол Ламберт рассказал, что в пустынях Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов, где снималась большая часть “Дюны”, вместо хромакея он использовал коричневые экраны. Благодаря этому Вильнев мог спокойно снимать людей в пустыне, а на постпродакшене легко было добавлять другие необходимые элементы — здания, фоны или животных. Так же снимались и кадры с песчаными червями, которых Фрэнк Герберт в своей книге, по которой снят фильм, описывал как огромных существ, живущих в бескрайних песках Арракиса и производящих “спайс” — самое ценное вещество в фантастической вселенной. Поскольку они служили также транспортным средством для фрименов, коренных жителей Арракиса, с помощью “песчаных экранов” Ламберт мог снимать актеров в пустыне, “едущими” на специальной платформе, а затем добавить под ними червя с помощью компьютерной графики.
Прототипом самого червя, над которым Вильнев работал с художником-постановщиком Патрисом Верметтом, послужил кит. Чтобы изобразить его движения под поверхностью, команда прибегла к рендерингу текстуры в Clarisse и анимации с помощью Maya с последующей компоновкой каждого кадра в Nuke.
Еще большим испытанием стала работа над аудиоэффектами червей, которой занимались звукорежиссеры Марк Манджини и Тео Грин. Они работали с Вильневым над “Бегущим по лезвию 2049” и, поскольку режиссер предпочитает органическое и акустическое звучание, команда выработала принцип, благодаря которому у зрителя должно создаваться ощущение, что все звуки в кино принадлежат вымышленной вселенной. Чтобы добиться нужного эффекта, Марк и Тео разработали концепцию “фальшивого документального реализма” (fake documentary realism, или сокращенно FDR). Идея заключалась в том, чтобы “Дюна” “звучала как документальный фильм, снятый командой, отправленной на Арракис”, а не созданной с помощью саунддизайна. Приближение червя должно было отражать “опасность на расстоянии”, для этого команда записала звук движущегося песка в Долине Смерти с помощью гидрофонов. Чтобы передать открывающийся рот монстра, звукорежиссеры, накладывая десятки обработанных звуков человека и животных. Для передачи движения песчаных червей также использовались звуки скрипящей коры деревьев и скрученных лоз. А чтобы изобразить шум, который существо издает, когда проглатывает машину для сбора специй, Манджини засунул микрофон в рот и всасывал много воздуха.
Саундпродюсеры также отметили, что при подготовке к съемкам Дени Вильнев не давал конкретных референсов. “Он использовал другие фильмы только в качестве примеров того того, как не нужно делать”, — добавляет Манджини. Благодаря этому песчаные черви не похожи ни на одного из монстров из фантастических фильмов.
Напомним, “Дюна” — первая часть экранизации книжного цикла американского писателя Фрэнка Герберта о вселенной Duniverse. Картина рассказывает о далеком будущем, где после восстания машин человечество отказалось от компьютеров и искусственного интеллекта в пользу развития личных и экстрасенсорных способностей. Действие первого романа развивается на планете Арракис, а в центре сюжета — противостояние между Великими Домами Атрейдес и Харконнен. Премьера фильма состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля.
"Это только начало": У "Дюны" официально будет продолжение.
Американские зрители посмотрели "Дюну" и шутят, что Зендеи в кадре меньше, чем финальных титров.