Это произошло в результате Киевской наступательной операции, которая длилась с 3 по 13 ноября 1943 года и была составной частью Битвы за Днепр – одной из самых масштабных и кровопролитных военных операций в мировой истории. В ней было задействовано до четырех миллионов человек с обеих сторон, а потери составляли более двух миллионов человек.
Самые ожесточенные бои шли за Букринский плацдарм, который, в противоположность Лютежскому, не был успешным. Ночь с 5 на 6 ноября оказалась решающей в битве за Киев. Брест-Литовское шоссе (проспект Победы) в город прорвались первые танки. К четырем утра сопротивление противника в городе было сломлено. После обеда в Киев вошли основные части советской армии.
Город был разрушен и почти пуст. Всего в нем насчитывалось около 100 тысяч жителей, то есть лишь десятая часть довоенного населения. Гитлеровская оккупация Киева продолжалась 778 дней – с 19 сентября 1941-го по 6 ноября 1943 года.
События дня
В этот день в 1960 году состоялся пуск первой очереди метрополитена в Киеве - Святошинско-Броварской линии (от станции "Вокзальная" до станции "Днепр"), протяженностью 5,2 км. Интересно, что это стало радостным событием для киевлян, но еще не решало проблему связи между центральной частью и отдаленными промышленными и жилыми районами Левобережья. Ее принципиальное решение было связано со строительством моста метро, который вступил в строй уже в 1965 году. Вопрос о строительстве метрополитена в столице Украины поднимался в 1936 году (хотя идея создания подземной железной дороги возникла еще в далеком 1884-м), но воплощению амбициозных планов помешала война. Окончательное решение о строительстве подземки в Киеве было принято в конце 1944 года, а само строительство началось в 1949 году. Сегодня метрополитен состоит из трех действующих линий общей протяженностью почти 70 километров и 52 станций.
6 ноября 1961 года, в Киеве, на Крещатике, 26, открыли первый в Украине телецентр. Его строительство началось в 1949-м, оборудование было украинского производства. Киевский телецентр стал пионером в сфере современных стандартов телетехники в мире. Интересно, что в то время в городе насчитывалось всего 662 телевизора. В первые годы не было жесткого графика выхода передач в эфир. Они, как правило, транслировались дважды в неделю в объеме 1,52 часа. Через год у киевлян стало уже около 2 тысячи телеприемников.
В этот день родились
Маркиян Шашкевич (1811-1843), поэт, писатель, духовный просветитель, вдохновитель национального пробуждения Галичины.
Родился в селе Подлесье (ныне – Львовская область) в семье греко-католического священника. Был вольнослушателем Львовского университета, окончил духовую семинарию.
Во время учебы в семинарии Шашкевич с Яковом Головацким и Иваном Вагилевичем (известны как «Русская троица») сплотил национально сознательную молодежь, на борьбу за национально-культурное возрождение на западноукраинских землях, в частности, за украинский язык в литературе и церковных проповедях.
Результатом их деятельности была подготовка рукописей, сборников, авторских стихов слушателей семинарии «Син Руси» и «Зоря», которые из-за цензуры не увидели свет, а главное – изданный в Будапеште альманах «Русалка Дністрова», оказавшего решающее влияние на национальное возрождение и развитие украинской литературы в Галичине.
Первое опубликованное стихотворение Шашкевича «Голос галичан» появилось в 1835 году. Не считая нескольких интимно-лирических стихов («До милої», «Туга за милою», «Думка»), Шашкевич писал преимущественно стихи патриотического характера («Руська мова», «Дайте руки», «Слово до чтителей руського язика», «Побратим», «Лиха доля» и др.), также на исторические темы: «Хмельницького обступлення Львова», «О Наливайку», «Болеслав Кривоустий». Его «Псалми Русланові» - чрезвычайного поэтического мастерства и пророческой силы.
В 1836 г. Шашкевич опубликовал польскоязычную научную статью «Азбука и Abecadlo» (1836), направленную против попыток заведения в украинском языке латинского алфавита.
Умер Маркиян Шашкевич в бедности от туберкулеза в селе Новоселки. Похоронен там же без соблюдения предписаний церкви о погребении священников.
Михаил Цегельский (1848-1944), церковный и общественный деятель.
Один из учредителей «Руського педагогічного товариства» в Каменке-Струмиловой и Украинского католического союза (1931). В 1917–1918 годах отец Михаил был генеральным викарием митрополита Андрея Шептицкого. Сын Михаила Цегельского – Лонгвин в 1919 году на Софийской площади в Киеве от имени Западно-Украинской Народной Республики объявлял Акт воссоединения.
Дмитрий Яворницкий (1855-1940), археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, исследователь истории украинского казачества, которого современники уважительно называли «казацким батьком».
Родом с Харьковщины, из семьи священника. Начальное образование получил дома, лучшие воспоминания детства – сказки и легенды о казаках, которые рассказывала бабушка, а также чтения, которые устраивал отец почти каждый вечер для всей семьи. Затем учился на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказали Потебня и Сумцов.
Жил и работал в Петербурге, Москве, Харькове, Запорожье, Екатеринославе. С 1902 года заведовал Музеем древностей Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровский исторический музей им. академика Д.И.Яворницкого). В 1918 году Яворницкий стал профессором Екатеринославского университета на кафедре истории Украины. Организовывал археологические раскопки в Запорожье. Собрал богатейший фольклорный и этнографический материал. В 1920-1933 гг. работал в Днепропетровском университете. С 1927-го – ответственный руководитель постоянного археологического надзора и археологических раскопок на территории строительства Днепрогэса. Опубликовал сборник стихов «Вечірні зорі» (1910), роман «За чужий гріх» (1907), повесть «Де люди – там і лихо» (1911) и другие.
За работу по изучению и пропаганде истории украинского народа Дмитрий Яворницкий подвергался преследованиям со стороны царской власти, но и при большевиках стало не лучше. В 1933 году ученого обвинили в «украинском буржуазном национализме» и выгнали из музея. Некоторое время ему – ученому с мировым именем и профессору – не платили даже пенсию, что было для пожилого мужчины не только материальным, но прежде всего моральным ударом, огромным оскорблением. Яворницкий заболел и на полгода оказался на больничной койке. Выздоровев, ученый больше не переступал порога музея, вернувшись к творческому труду (в частности написал «Историю города Екатеринослава» и воспоминания о лучшем друге Илье Репине).
Матвей Коган-Шац (1911-1989), художник, мастер пейзажа.
Родился в городе Могилев-Подольский Винницкой области. Окончил Киевский художественный институт. Участник Второй мировой войны, служил художником при штабе 20-й армии. После демобилизации вернулся в Киев.
И почти сразу на него заведено дело как на «декадента и очернителя советской власти». Художника причислили к «сосюровцам» – в пейзажах Когана «не изображалась индустриальная и аграрная действительность». Однако в 1950-х, во время борьбы с «безродным космополитизмом», «сосюровца» Когана уже не трогали.
Жил и работал в столице, творил преимущественно в пейзажном направлении. Участвовал в отечественных и зарубежных выставках – в Италии, Франции, Югославии, Японии.
О художнике Когана-Шаца тут: http://www.prostir.museum/ua/post/29258
Николай Петренко (1925-2020), писатель и поэт.
Родился в городе Лохвица Полтавской области в семье рабочего.
Во времена Голодомора семья выжила, потому что отец был не крестьянином, а рабочим и получал хлебный паек. В целом в жизни Николая Петренко прослеживается вся история Украины. От большого голода – до немецкого концлагеря и принудительных работ на шахтах советских Донбасса и Камчатки. От выживания в цензурной клетке Советской Украины до огромной популярности джазового хита «Намалюй мені ніч».
Николай Петренко - автор более 100 книг: стихов, прозы, юмора, публицистики, стихов для детей, сказок, песенных текстов (всего – до 200 песен, некоторые из них признаны лучшими песнями года).
Хит Мирослава Скорика на слова Петренко: https://www.youtube.com/watch?v=y1A8hfLq3v8
И современное исполнение этой песни: https://www.youtube.com/watch?v=fK5v8H7c5PQ
Интересный материал о судьбе поэта, в котором приводятся его воспоминания и стихи: https://m.day.kyiv.ua/uk/article/istoriya-i-ya/spochyv-poet-shcho-perezhyv-golodomor
Олесь Пошивайло (1958), историк, керамист, директор Института керамологии, глава Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне.
Родился в селе Опошне Полтавской области в семье наследственных гончаров. Окончил Киевский государственный педагогический институт, аспирантуру Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Рыльского АН УССР. Проходил стажировку в ведущих керамологических и музейных центрах Европы.
В наследии ученого – многочисленные научные труды по проблемам украинского гончарства. Являлся организатором национальных симпозиумов гончарства и всеукраинских гончарских фестивалей в Опошне. Олесь Пошивайло – главный редактор «Украинского керамологического журнала», национальных научных ежегодников «Украинская керамология» и «Библиография украинского гончарства».
Лариса Пиша (1964), художница, представительница Новой волны.
Родилась в Киеве. Ее старший брат Сергей Иванов был известным актером («Кузнечик» в фильме Быкова «В бой идут только «старики»). Окончила Киевский художественный институт. Затем прошла стажировку во французском художественном центре «Cité internationale des arts», Париж.
Большое пространство – ее стихия, она выбирает стены домов, крупные полотна для живописи, на которых документирует момент осознания единения с миром.
Так, ее проект «Крылья» демонстрировал большие, почти гипереалистические изображения будто препарированных зоологом деталей. Художница объясняла: «Человек рождается – видит небо, умирает – видит землю, а в течение жизни примеряет разные крылья, бабочки, орла, еще кого-то…»
Все произведения художницы по-разному утверждают ценность человеческой жизни, как она комментирует свой проект «Письма. Люди. Направления»: «Мятые стеклянные пластинки без текстов, с датами внизу – это то, что уже было; то, что никуда не исчезло, потому что сплавляется с пространством, соединяется с ним, как бы остается в эфире, забыто и незабыто одновременно».
Посмотреть работы можно на авторском сайте http://pisha-art.com.ua/ua/golovna.html