Офис президента так и не ответил на запрос "Радио Свобода", отправленный еще в сентябре, о том, почему документ "пропал" после голосования в парламенте.
20 мая Верховная Рада приняла проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права" (так называемый закон "о военных преступниках").
Он вносит в восьмую статью Уголовного кодекса Украины преступления, в отношении которых действует универсальная юрисдикция – это преступления агрессии, геноцида, преступления против человечности и военные преступления.
Универсальная – означает не связанная с местом совершения преступления, гражданством, постоянным местом жительства подозреваемого или потерпевшего.
Также отменяется срок давности по этой категории преступлений.
Украина шла к принятию этого закона 7 лет: его важность постоянно отмечали правозащитники, а в последний раз – и председатель парламентского комитета по правоохранительной деятельности Денис Монастырский, который теперь возглавляет МВД:.
"Законопроект стал поворотным моментом для того, чтобы потерпевшие обращаются в правоохранительные органы Украины и приезжают с оккупированных территорий, получили и реализовали право на справедливый суд.
Например, приезжающий с востока человек, которого пытали, обращается в правоохранительные органы с заявлением, а они пока определенным образом ограничены в возможности расследовать и привлекать к ответственности", – заявлял Монастырский перед голосованием в мае 2021 года.
Законопроект находится "на подписи у президента" с 7 июня.
Согласно статье 94 Конституции президент должен в пятнадцатидневный срок либо подписать его, либо вернуть на рассмотрение в парламент, сопровождая мотивированными замечаниями.
Этот срок истек 22 июня.
В октябре Радио Донбасс.
Реалии опросили трех депутатов-членов фракции "Слуга народа" и комитетов, через которые проходил законопроект, известно ли им, что происходит.
Однако они не предоставили никакой информации.
И только глава подкомитета по вопросам деятельности органов прокуратуры комитета по вопросам правоохранительной деятельности Владлен Неклюдов ответил журналисту, что выяснит, в чем дело.
"Хочу это узнать.
Возможно, там есть какие-то недостатки, о которых мы не знали, и сейчас они всплыли.
Поэтому некорректно давать комментарий, потому что я не знаю полной картины, почему это происходит.
Я узнаю, это однозначно – и мы определимся.
Этот закон, насколько я знаю, нужен, он долго обсуждался.
Возможно, есть какие-то недостатки", – ответил Неклюдов.
Это было полтора месяца тому назад.
Разработку и принятие закона поддерживали "Центр гражданских свобод", Харьковская правозащитная группа, Хельсинкский союз по правам человека, Центр политико-правовых реформ, ОО "Голубая птица", которая работает с родственниками тех, кто находится сейчас в плену.