​Популизм вместо заботы: в Украине упала рождаемость, но власть не видит проблем/Системная политика по защите детства в Украине подменяется громкими обещаниями
​Популизм вместо заботы: в Украине упала рождаемость, но власть не видит проблем/Системная политика по защите детства в Украине подменяется громкими обещаниями

​Популизм вместо заботы: в Украине упала рождаемость, но власть не видит проблем/Системная политика по защите детства в Украине подменяется громкими обещаниями

С 1 декабря в Украине на 99 гривен был увеличен прожиточный минимум, а это значит, что выросли и основные льготные выплаты на детей, привязанные к размеру прожиточного минимума. На первый взгляд, конечно, позитив, ведь любой рост - это уже хорошо. С другой стороны, государственная финансовая поддержка детей в Украине развивается такими "впечатляющими" темпами, что прогнозировать бум рождаемости в ближайшее время демографы не рискуют. Сколько денег Украина тратит на инвестиции в будущее своих маленьких граждан и к чему может приводить политика игнорирования детских проблем - разбирался "Апостроф".

Льготы вместо стратегии

Итак, вслед за ростом прожиточного минимума, на 25,5 гривен, выросла помощь в связи с беременностью и родами и на 261 гривну увеличился денежный эквивалент пакета малыша (было 6039 гривен, стало 6300).

Поднялся и максимальный размер помощи на детей одиноким матерям. На детей до 6 лет помощь теперь составляет 2100 гривен (рост на 87 гривен), а на детей от 6 до 18 лет – 2618 гривен (рост на 108 гривен).

Вырос и минимальный размер алиментов: на детей до 6 лет нельзя будет платить меньше 1050 гривен (рост на 43,5 гривны), а на детей от 6 до 18 лет меньше 1309 гривен (рост на 54 гривны).

А вот помощь при рождении ребенка осталась неизменной – 41 280 гривен.

Да, государственные выплаты на детей растут из года в год. Но, во-первых, растут крайне скромно, и "съедаются" инфляцией, а, во-вторых, простое вливание денег в льготы — это еще не государственная политика в сфере охраны детства.

"Семейной политики, по моему мнению, на сегодняшний день в Украине не существует, - говорит "Апострофу" экс-уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба. – Правящая партия доказывает нам, что детям нужны интернаты. Как будто бы не задача государства сделать так, чтобы дети могли расти в любящей семье, а государство способствовало, чтобы ребенок был в семье независимо от состояния здоровья. О семье в Украине и укреплении семей уже очень давно не говорят. Последняя концепция семейной политики была разработана еще в 1999 году, а соответствующие нормативные акты вообще не создавались".

"Политика государства разбалансирована. Если у ребенка есть родители, то ситуация с ним не такая тяжелая, как с детьми, у которых нет родителей или они являются "вредными" для ребенка", - добавляет "Апострофу" эксперт по правам ребенка Людмила Волынец.

Новый орган

В теории вскоре все должно измениться. В последний день осени нардепы проголосовали за обращение к Кабмину создать центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав детей – "Государственную службу Украины по делам детей". За это требование к правительству проголосовало 349 народных избранников. И теперь до мая Кабмин должен проинформировать парламент о результатах создания нового органа.

По словам Людмилы Волынец, создание Госслужбы по делам детей – вынужденная мера.

"В Верховной Раде уже год работает временная следственная комиссия по вопросам нарушения прав детей во время деинституализации, когда детей выводят из интернатов, и децентрализации, когда полномочия по детям попадают в территориальные общины. Оба процесса очень проблемные для детей, - отмечает Волынец. – Децентрализация в стране прошла, территориальные общины созданы. Но до сегодняшнего дня не решено, какие вопросы детей общины будут решать. И это основная проблема. Случаев нарушений прав ребенка просто масса. Министерство соцполитики очень проблемно ведет защиту прав детей. Буквально все показатели по благополучию детей ухудшаются последние 7 лет подряд. Например, в 2020 году количество детей, которые были усыновлены гражданами Украины, было в два раза меньше, чем в 2019 году. В этом году, думаю, будет еще меньше, чем в 2020 году".

Впрочем, по словам Николая Кулебы, создание нового органа не заменит системной государственной политики.

"Это чисто популистская попытка политиков попиариться лишний раз на детской теме: вот сейчас мы создадим орган и все дети в Украине заживут другой жизнью. Но проблема не в органе. На сегодняшний день, каждый третий ребенок в Украине живет за чертой бедности в собственной семье. Вместо того, чтобы направить государственную политику на укрепление семей, разработать соответствующую государственную программу, мы просто создаем службу по делам детей. Но система остается постсоветской и карательной. То есть мы усиливаем карательные функции государства", - резюмирует Кулеба.

Более того, еще не факт, что Госслужба по делам детей реально заработает, ведь в правительстве просто не хотят ее создавать. Дело в том, что парламентский комитет по вопросам гуманитарной и информационной политике ранее неоднократно обращался в Минсоцполитики с требованием создать Госслужбу по делам детей.

"В ответ на обращение комитета Министерство социальной политики Украины сообщило о нецелесообразности создания такого государственного органа", - значится в выводе комитета к принятому постановлению.

Денег на детей нет

Почему же Минсоцполитики было против? Возможно, в Украине уже действуют замечательные программы по поддержке детства и семьи, и плодить новые органы действительно бессмысленно?

Ранее в Украине действительно принимались государственные целевые программы по поддержке семьи и детства, но все они закончились. Сейчас действует только "Национальный план действий о реализации Конвенции ООН о правах ребенка", но эта программа истекает в 2021 году.

Еще летом министр соцполитики Марина Лазебная раскрыла планы ведомства по усовершенствованию государственной поддержки семей с детьми. Но никакой революционной программы украинцы не увидели. Все опять свелось к банальному повышению выплат: по рождению ребенка и по инвалидности. Ну, пусть хоть так, но где же деньги?

Что касается повышения выплат по рождению ребенка, то в мае Кабмин подал в ВР законопроект в котором предлагалось не просто увеличить сумму за первого ребенка с 41 280 гривен, до 50 тысяч гривен, но и ежегодно ее индексировать. Но эта инициатива провалилась в комитетах – денег на повышение нардепы не нашли. Тогда "слуги" подали альтернативный законопрокет суть которого сводилась к тому, что Бог с ней той индексацией, хотя бы просто увеличить размер помощи до 50 тысяч гривен. Но и депутатский законопроект постигла та же судьба – в Минфине ответили, что денег нет.

Что касается повышения выплат для детей с инвалидностью, то еще в феврале правительство подало в парламент соответствующий законопроект, но он так и остался лежать в ВР с резолюцией комитета – "денег нет".

Рождаемость ниже – популизма больше

Отсутствие системной политики поддержки государства по отношению к детям, приводит к тому, что рождаемость в Украине катастрофически падает. Насколько плохо положение дел, можно проследить по статистике Минюста. Так, в 2015 году в Украине было зарегистрировано 414 тысяч новорожденных. И с того времени, каждый год статистика рождаемости только падала: 2016 год – 399 тысяч; 2017 год – 366 тысяч; 2018 год – 337 тысяч; 2019 год – 310 тысяч; 2020 год – 295 тысяч. Вероятно, в этом году ситуация с рождаемостью будет еще хуже, ведь за первое полугодие 2021 года в стране было зарегистрировано всего 133 тысячи новорожденных.

"Да и нагнетание того, что Россия скоро нападет, кроме всех социально-экономических проблем, заставляет людей воздерживаться от рождения детей", - добавляет Людмила Волынец.

Системную политику в отношении детства и семьи власть решила заменить громкими обещаниями создания института, так называемых, экономических паспортов. Это механизм, в соответствии с которым плата за использование недр будет накапливаться на персональных счетах детей украинских граждан. Политики обещают, что к наступлению совершеннолетия на счету каждого украинского гражданина, родившегося после 2019 года, накопится около 10 тысяч долларов.

Впрочем, про мнению Кулебы, это не просто популизм, а "убийственный популизм".

Все дело в том, что решать проблемы детей нужно было еще "вчера".

"Государство готово брать деньги у олигархов и как бы давать на будущее детей. Чисто марксистская идеология. Но вопрос в том, что дети живут сегодня и никто не знает, что будет через 18 лет, когда новорожденный достигнет совершеннолетия. Каждый третий ребенок живет за чертой бедности, а это значит, что он не имеет нормальных условий в доме для взросления, питания, медицинского обслуживания. Это значит, что ребенок не сможет нормально сформироваться. В возрасте 6-ти лет, уже 30% детей в Украине уже имеют хронические заболевания. И это из-за того, что дети проживают в неблагополучных условиях. То есть мы не готовы поддержать ребенка от рождения в его собственной семье, обеспечив его всем необходимым. Вместо этого мы будем направлять какие-то мифические деньги на какой-то воображаемый счет, чтобы через 18 лет ребенок что-то получил. Но в каком состоянии этот ребенок будет? – сетует Кулеба. – До 3 лет у ребенка формируется 80% мозга. 75% еды, которую получает в это время ребенок – идет на формирование мозга. Поэтому если мы сегодня не обеспечим базовые потребности детей с рождения, этот ребенок не сможет нормально развиваться. Более того, останется ли этот ребенок по достижении 18 лет в Украине?".

Теги за темою
Україна Діти виплати
Джерело матеріала
loader
loader