Сотрясение мозга у ребенка: что надо знать родителям
Сотрясение мозга у ребенка: что надо знать родителям

Сотрясение мозга у ребенка: что надо знать родителям

Дети часто могут получить сотрясение мозга в возрасте до 4 лет, а затем пик травматизма приходится на подростковый возраст. Ребенок не способен самостоятельно распознать, что именно с ним происходит, поэтому родители должны внимательно следить за "красными флажками" при травме головы.

О том, что нужно знать родителям о сотрясении мозга, рассказал детский ортопед-травматолог Виктор Кирейко.

Что такое сотрясение мозга

Сотрясение мозга – это вид травмы головы, при которой временно нарушаются функции мозга, без изменений структуры мозга. Его могут вызвать не только ударом по самой голове, но и по телу, через которые голова может резко вернуться или наклониться, и даже падением на ягодицы за счет "гидродинамического удара" спинномозговой жидкости.

"Любая активность, которая может привести к удару по голове, туловищу или падению, может привести к сотрясению мозга. Это особенно актуально для контактных видов спорта, таких как футбол, хоккей, баскетбол, борьба, черлидинг и другие. Однако не только спорт может быть причиной травм, но и езда на велосипеде, катание на скейтборде или роликах, лазание по деревьям, прыжки на батуте и многое другое", - заверил врач.

Признаки сотрясения мозга

Ребенка нужно срочно показать врачу, если хотя бы один из нижеприведенных симптомов появился сразу после травмы головы или в течение 1-2 суток после нее:

  • Утрата сознания. Даже если она была кратковременной, к этому симптому следует относиться серьезно.
  • Ребенок не может узнать знакомых ему людей или место, где он находится;
  • Любое неадекватное поведение (например, немотивированное возбуждение).
  • Выглядит постоянно сонно или вы не можете разбудить ребенка.
  • Головная боль, которая усиливается или не проходит в течение нескольких часов.
  • Зрачки выражены разного размера при одинаковом освещении.
  • Слабость/онемение в руке/ноге.
  • Нарушение координации движений (неустойчивость при ходьбе, невозможность нормально пользоваться обычными предметами типа ложки, кружки, ручки и т.д.).
  • Нарушения речи.
  • Повторяющаяся тошнота или рвота.
  • Судороги.
  • Младенец не перестает плакать и вам не удается его успокоить.
  • Младенец не ест (грудь или смесь).

Общие симптомы сотрясения мозга

Дети (речь идет ко всем детям до 18 лет), которые говорят о плохом самочувствии после удара по голове/телу или падению, могут получить сотрясение мозга или другую серьезную травму головного мозга. Родители могут заметить один или несколько признаков и симптомов:

  • ребенок выглядит ошеломленным или заторможенным;
  • если травма произошла во время занятий спортом, ребенок может забыть инструкции по тактике во время игры, свою позицию в игре, может быть не уверен в счете или в том, кто соперник;
  • двигается неуклюже;
  • медленно отвечает на вопросы;
  • выявляет смену настроения или поведения;
  • не может вспомнить происходящее до или после травмы.

Дети могут самостоятельно говорить о таких симптомах:

  • головные боли или ощущение сдавления головы;
  • тошнота или рвота (однократная);
  • проблемы с равновесием или головокружение;
  • двоение в глазах или нечеткость зрения;
  • повышение чувствительности к яркому свету или шуму;
  • общее чувство вялости, спутанности, тумана или слабости;
  • сонливость;
  • спутанность сознания или проблемы с концентрацией внимания;
  • просто чувствует себя "плохо".

Эти симптомы могут возникать сразу после травмы, но иногда и через несколько дней после нее.

Диагностика сотрясения мозга

Что важно сообщить врачу:

  1. Подробное описание того, что и как произошло.
  2. Были ли травмы головы в прошлом.
  3. Есть ли какие-нибудь заболевания нервной системы.

Другие вопросы, которые могут интересовать врача:

  • признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • проблем с обучением;
  • мигрени;
  • нарушений сна;
  • аутизма;
  • расстройств настроения.

Также важно знать, что любое обследование является дополнительным, а его задача – ответить на конкретный клинический вопрос врача, поэтому для их выполнения должны быть причины.

Лечение и восстановление

Основным методом лечения сотрясения мозга является ограничение физической и умственной активности на время.

"Есть миф о том, что ребенка после травмы головы обязательно нужно будить каждые несколько часов. Этого делать не надо! Дайте ребенку, да и взрослому, отдохнуть. Только если сон длится слишком долго или появились какие-нибудь опасные симптомы (рвота, спазм мышц в руке/ноге/ асимметрия лица, выраженное нарушение дыхания), тогда стоит пострадавшего разбудить, и если это не получается, то срочно обратиться за медицинской помощью", - подчеркнул Кирейко.

Большинство детей полностью выздоравливают после сотрясения мозга в течение 3-4 недель, однако у 10-15% детей симптомы могут длиться дольше. Время, необходимое для восстановления, зависит от различных факторов, таких как серьезность травмы, того как именно травма произошла, наличия других заболеваний (включая сотрясение мозга в прошлом), какие методы лечения использовались и насколько хорошо ваш ребенок следовал советам врача.

Симптомы сотрясения мозга и школа

Сотрясение мозга – это травма, временно нарушающая нормальную функцию мозга, и это влияет на способность думать, концентрироваться, запоминать и в целом эффективно усваивать школьный материал.

Головная боль

Самый распространенный симптом при сотрясении мозга, который может проходить в течение дня, но он провоцируется такими факторами, как флуоресцентное освещение, громкие звуки, необходимость концентрации внимания.

Головокружение

Может осложнять быстрое изменение положения тела и передвижения среди людей. Часто провоцируется визуальным стимулом (быстрые движения, просмотр видео и т.п.).

Нарушение зрения

Светочувствительность, двоение в глазах, нечеткость – ц и симптомы могут приводить к трудностям при обучении и восприятии

Чувствительность к шуму

Может провоцировать возникновение других симптомов сотрясения мозга и тем самым мешать нахождению в школе (шум в коридоре во время перерыва, шум в столовой во время еды, музыка и голоса на уроках пения, шум на уроках труда или физкультуры).

Трудности с концентрацией

Недостаточное внимание во время обучения и проблемы с оценкой имеющихся знаний, в частности, стандартизированным тестированием.

Нарушение сна

Чрезмерная усталость может препятствовать запоминанию новых знаний, способности концентрироваться. Недостаток сна может привести к опозданию или частым прогулам. Трудности с засыпанием или частые пробуждения ночью могут привести к тому, что ребенок уснет на уроке. Чрезмерный дневной сон из-за ощущения усталости может привести к дальнейшему нарушению цикла сна.

Следует ориентироваться на состояние ребенка, а затем решать, нужно ли ему побыть несколько дней без школы. Обычно этот срок менее 7 дней.

"Нет абсолютно точных критериев готовности ребенка к школе после сотрясения головного мозга. Интенсивность симптомов может существенно меняться ежедневно. Поэтому важно наблюдать за изменением симптомов сотрясения мозга и подробно описывать эти изменения врачу. Для возвращения в школу не обязательно полное отсутствие симптомов сотрясения мозга. Для того чтобы ребенок мог вернуться к занятиям, симптомы должны быть выражены не сильно и продолжаться не более 30-40 минут", – пояснил врач Кирейко.

В то же время возвращение в школу не означает возвращения к спорту, поэтому для снижения риска другой травмы головного мозга до полного восстановления ребенок должен быть освобожден от какой-либо физической активности, а также следует на время прекратить активные игры на переменах.

Как помочь ребенку восстановиться после сотрясения мозга

В идеале должны быть четыре команды, которые помогают ребенку восстановиться после сотрясения мозга:

  1. Семейная команда (родители, бабушки, дедушки, братья сестры, друзья, сверстники, одноклассники, товарищи по спортивной команде);
  2. Медицинская команда (врачи лечебных заведений);
  3. Академическая команда (логопед, школьный психолог, школьная медсестра, врач в школе, администратор, социальный);
  4. Команда физкультуры (сертифицированные спортивные тренеры, школьная медсестра, врач в школе, учитель физкультуры);

Рекомендуется, чтобы семья помогала обеспечивать обратную связь между командами.

Как облегчить адаптацию в школе

Если симптомы полностью не прошли, но ребенок уже вернулся в школу, то следует помочь ему легче адаптироваться.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

→Частые перерывы.

→Обнаружение провоцирующих факторов и снижение их влияния.

→Отдых в тихом месте (запланированный или при необходимости).

ПОЛОЖЕНИЕ

→Разрешить ученику опустить голову и не так строго держать осанку, если обостряются симптомы.

→Дайте ученику досрочное освобождение от занятий и дополнительное время, чтобы перейти из одного класса в другой, чтобы избежать переполненных коридоров во время перерыва.

ЗРЕННЫЕ СИМПТОМЫ:

→Уменьшить влияние компьютеров, умных досок, видео и т.д.

→Уменьшить яркость экранов.

→Разрешить учащемуся носить головной убор или солнцезащитные очки для защиты от яркого света ламп.

→Рассмотрите возможность использования аудиокниг с учебными материалами вместо бумажных или электронных книг.

→Выключайте люминесцентные лампы, если это возможно.

→Посадите ученика поближе к центру класса (облегчит восприятие при нечеткости зрения).

→Закройте 1 глаз повязкой при двоении в глазах.

ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ШУМУ:

→Разрешить ученику пообедать в тихом месте с одноклассником.

→Ограничивайте или избегайте групповых, хоровых занятий и уроков труда.

→Избегайте громких спортивных залов и организованных спортивных тренировок/игр.

→Рассмотрите возможность использования беруш.

→Дайте ученику досрочное освобождение от занятий и дополнительное время, чтобы перейти из одного класса в другой, чтобы избежать переполненных коридоров во время перерыва.

ТРУДНОСТИ С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ:

→По возможности избегайте тестирования (и других форм итоговой оценки знаний) или завершения крупных проектов при восстановлении.

→Уделите дополнительное время для выполнения нестандартных задач.

→Отложите стандартное тестирование для оценки знаний.

→Рассмотрите возможность проведения 1 теста или одной оценки знаний за один день во время экзаменационного периода.

→Рассмотрите возможность использования заметок для устной оценки знаний.

НАРУШЕНИЕ СНА

→Позвольте приходить на занятие позже или уходить из них раньше.

→Разрешите дополнительные перерывы.

Как предотвратить травмы головы

"Некоторые подростки думают, что сотрясение мозга – это несерьезно, или боятся потерять место в команде или того, что будет выглядеть слабыми среди сверстников, если скажут о травме. Каждый ребенок должен знать, насколько важно сообщить своему тренеру или родителям, если он ударился головой или имеет симптомы травмы головы, даже если это означает остановку тренировок или участия в соревнованиях или игре", - сказал доктор

Рекомендации:

  • Дети должны носить шлемы во время любых активностей, связанных с повышенным риском травм головы. Шлем должен быть правильно подобран, правильно фиксирован и в хорошем состоянии.
  • Спортсменов следует учить соблюдению правил игры и безопасным приемам игры. Это снизит частоту опасных контактов, которые могут привести к травмам головы.
  • Поговорите со своим ребенком о сотрясении мозга.

Ранее "Апостроф" сообщал, как правильно укладывать ребенка спать. Семейный врач дала советы, которые помогут наладить режим сна и активностей.

Теги за темою
Діти лікарі
Джерело матеріала
loader
loader