Об этом сообщил директор Департамента политики межбюджетных отношений и местных бюджетов Министерства финансов Александр Корень во время организованной Программы U-LEAD с Европой информационной сессии для громад в рамках учебной программы «Шаги для финансистов. Пять ступеней к бюджету 2023», передает корреспондент Укринформа.
«Общие цифры, которые мы имеем в проекте Государственного бюджета на 2023 год: базовая дотация (перечисляется из государственного бюджета местным для повышения их фискальной способности – ред.) 29 миллиардов гривень, то есть рост почти на 13 миллиардов по сравнению с 2022 годом и реверсная дотация (финансы, которые местные бюджеты передают в государственный бюджет для горизонтального выравнивания налоговой способности громад – ред.) 19,1 миллиарда – это тоже увеличение по сравнению с 2022 годом на 9 миллиардов», - сказал представитель Минфина.
Он объяснил, что в Госбюджете сохраняется норма, согласно которой 64% НДФЛ будут оставаться в местных бюджетах территориальных громад.
«Особенности формирования местных бюджетов обусловлены продолжающейся войной в Украине. Она накладывает отпечаток не только на жизнь каждого из нас, но и на бюджетные отношения и все ресурсные вопросы, связанные с обеспечением обороноспособности страны и функционированием местного хозяйства каждой громады», - отметил Корень.
По его словам, проект бюджета-2023 как на государственном, так и на местном уровне - это фактически бюджет "с колес", ведь возможно существенное изменение ситуации в связи с военными действиями, и это влияет на расчетные показатели, потому что нельзя определить и достоверно сказать, какими они будут в следующем году. К примеру, освобождение территории Харьковской области влияет и на расчеты местных бюджетов.
«Производя расчеты, мы видим, как меняется ситуация, например, в Харьковской области в сентябре, когда имеем освобожденные территории, а за этим следует и изменение приоритетов в расходной политике и в вопросе доходов громад», - объяснил Корень.
Он добавил, что особенностью бюджетного законодательства на 2023 год является то, что не планируется среднесрочное планирование, то есть сразу на три года.
«То есть у нас о составлении прогнозов на сегодняшний день речь не идет, потому что мы можем спрогнозировать цифры одного года, а говорить о том, что будет в 2024 или 2025 году, не приходится», - сказал он.
Директор департамента отметил, что в громадах, где велись или ведутся боевые действия, происходит значительный спад поступлений в местные бюджеты, а в громадах, где не было боевых действий или они были неактивны, доходы растут.
По его словам, будет происходить выравнивание местных бюджетов в процессе года для территорий, имеющих существенное падение доходов по сравнению с 2021 и 2022 годами. Для этого будет разработан соответствующий порядок и будут распределяться дополнительные средства между территориальными громадами, учитывая падение доходов, также будут учитывать миграцию населения.
Как сообщалось, Программа для Украины по расширению прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развитию U-LEAD с Европой совместно финансируется ЕС и его государствами-членами Германией, Польшей, Швецией, Данией, Эстонией и Словенией для поддержки Украины на ее пути к укреплению местного самоуправления. U-LEAD способствует прозрачному, подотчетному и многоуровневому управлению в Украине, которое стособствует потребностям граждан и расширяет возможности громад.