Международный валютный фонд (МВФ) одобрил Мониторинговую программу с привлечением совета директоров для Украины.
Она не предусматривает траншей от фонда, однако должна способствовать стабилизации макроэкономической политики страны, а также привлечению новой поддержки от доноров.
Без траншей.
“Четырехмесячная программа, которая была одобрена руководством МВФ, призвана помочь Украине поддерживать стабильность, а также катализировать донорское финансирование в условиях очень больших потребностей в платежном балансе и чрезвычайно высоких рисков”, - говорят в фонде.
Программа сосредоточена на мобилизации доходов, а также восстановлении внутреннего долгового рынка.
“Вторжение России продолжает иметь разрушительное социальное и экономическое влияние на Украину.
В результате этого экономическая активность резко сократилась, инфляция остается высокой, а государственные финансы находятся под чрезвычайным давлением”, - заявила Гита Гопинат, первый заместитель управляющего директора МВФ.
Программа не предусматривает выделения новых траншей, но считается, что она будет способствовать привлечению финансирования от других международных доноров в 2023 г.
Украина надеется, что на смену этой программе уже в начале следующего года придет программа расширенного финансирования EFF, которая может частично покрыть дефицит госбюджета-2023, который оценен в 38 млрд долл.
В фонде эти надежды не развеивают.
“Программа поможет заякорить макроэкономические политики и ускорить донорскую поддержку.
Реализация этой программы откроет путь к полноценной поддержке Фондом Украины", - отметил глава миссии МВФ Гэвин Грей.
В свою очередь заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован назвал более четкие даты.
“Надеемся в марте выйти на большую программу, которая уже будет частью процесса реконструкции и помогать построить “макрофреймворк” для других доноров”, - сказал он.
Почему программа с финансированием задерживается?.
В то же время в Украине говорят об откладывании программы расширенного финансирования EFF.
У МВФ есть свое объяснение задержки.
По словам В.
Рашкована, в отличие от многих других международных финансовых организаций, МВФ не является банком развития, но “работает над созданием макрорамки, в которой можно что-то планировать” и которую аутсорсят другие доноры и кредиторы.
Речь идет о контроле над макроэкономической, бюджетной фискальной, монетарной политиками.
Он говорит, что в утвержденной программе содержатся условия, которые должны продемонстрировать другим донорам и партнерам, что Украина способна “не только воевать с Россией во время войны, но и в таких сложных условиях внедрять изменения в своей политике, чтобы делать макрокорекцию, приводить экономическую ситуацию в порядок, уменьшать бюджетный дефицит, не допускать монетарного финансирования в следующем году, больше работать с донорами”.
У экспертов разные мнения относительно того, почему программа с финансированием задерживается.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра говорит, что заявления фонда о привлечении инвестиций от доноров могли бы сработать до войны.
Тогда существование программы с МВФ было сигналом для инвесторов, что стране можно доверять.
А сейчас сам замысел, что мониторинг экономической ситуации в Украине и проверка того, как расходуются средства госбюджета со стороны МВФ приведут к тому, что инвесторы начнут вкладывать деньги в Украину выглядит издевкой.
Они говорят об этом, чтобы чем-то объяснить свое нежелание давать нам деньги.
По мнению эксперта, программа может задерживаться из-за того, что эксперты МВФ считают, что сейчас нам эти средства не нужны.
Украина и без того получает много денег от западных партнеров и сейчас у нас нормальный уровень золотовалютных резервов.
Возможно, они ждут пока ситуация ухудшится и тогда откроют программу финансирования.
В свою очередь Алексей Кущ, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина” говорит, что в МВФ пока не могут понять, как финансировать Украину в условиях полномасштабной войны с Россией.
Кредитные программы МВФ нацелены не на поддержание на плаву союзника, когда за счет практически безвозвратной помощи латаются дыры государственного бюджета и компенсируется его дефицит, а на то, чтобы бюджетные программы были нацелены на оздоровление экономики, выход из кризиса.
В таком случае создается определенная Дорожная карта изменений, которые должны привести к улучшению ситуации.
МВФ просто покупает время для страны получателя кредитов для проведения необходимых изменений, которые, по его мнению, улучшат ситуацию.
Но так происходит в мирные времена.
“Нынешняя ситуация кардинально отличается от обычной, потому что здесь вопрос не в покупке времени для проведения реформ, речь идет о покупке времени для проведения войны.
Деньги даются не для того, чтобы какие-то изменения проводить, они сейчас априори невозможны, а даются, чтобы мы продержались на плаву во время войны.
А это не функционал МВФ”.
- говорит А.
Однако, по мнению эксперта, такая ситуация даже к лучшему для Украины.
Нам выгоднее получить международную западную помощь от наших стран партнеров, чем от МВФ.
Она сейчас в значительной мере идет на безвозвратной основе в виде грантов или долгосрочных кредитов, которые более выгодны, чем кредиты МВФ, потому что там такой же низкий процент как у фонда, но сроки дольше.
Эксперт говорит, что была попытка отцепить нас от европейской и американской помощи и прицепить к кредитам МВФ, но это могло быть быстро сделано только в случае быстрого окончания войны.
Сейчас очевидно, что в первой половине 2023 г.
война вряд ли закончится, поэтому кредит МВФ пока не актуален.
По мнению эксперта, заявление аналитиков фонда о том, что наличие мониторинговой программы по Украине - сигнал для инвесторов абсурдно.
“С учетом колоссального уровня военных рисков, которые сейчас есть и горизонта планирования, который в Украине сузился до нескольких недель для инвесторов это программа ни о чем”, - говорит А.
В то же время Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm говорит, что с помощью мониторинговой миссии эксперты фонда оценивают эффективность работы правительства, НБУ и других государственных структур в плане поддержания макроэкономической и финансовой стабильности, а также оказывают техническую помощь и дают рекомендации в улучшении данных процессов.
По его мнению - это подготовка к программе, в которой уже будет непосредственно финансирование.
Эксперты Фонда изнутри оценят всю ситуацию, процессы и их динамику для того, чтобы понять, какой объем финансирования и на какие программы будет оптимальным, и как можно планировать показатели на будущее.
Принятие расширенной программы затягивается из-за того, что трудно делать прогнозы макроэкономического развития Украины.
Если в начале осени ожидания падения ВВП были на уровне 30-33% и были надежды на небольшой рост в 2023 г., то сейчас уже речь идет о 40-50% и продолжении падения в следующем году.
А от этого зависят наполняемость бюджета, курс, инфляция и другие важные показатели.
Учитывая то, что данная мониторинговая миссия запланирована на срок в четыре месяца, новая программа может быть принята не ранее марта 2023 г.
Виктория Хаджирадева.