Российский диктатор произнес вслух важные слова, которые помогают нам сформулировать послание к народам, порабощенных его режимом.
Цикл публикаций "Новая доктрина коммуникаций Украины" я начал весной 2022 года. Вот материалы, которые уже в него вошли:
- "Новая доктрина коммуникаций Украины",
- "Новая доктрина коммуникаций: как вести инфовойну с Россией",
- "Оно боится! Как построить новую доктрину коммуникаций Украины со всем миром одновременно",
- "Новая доктрина коммуникаций Украины: как и кому говорить о победе".
В годовщину полномасштабного российского вторжения в "Укринформе" мы представили результаты работы экспертов, работавших в рамках стратегической сессии, организованной Институтом постинформационного общества, а также "Манифест устойчивого мира", созданный огромным и очень уважаемым авторским коллективом. Материал о результатах этой работы уже был почти готов, когда в сети появилось видео Путина, на котором он фактически легитимизирует сценарий окончания войны, написанный нами. Поэтому статью пришлось переписывать, потому что то, о чем мы только мечтали, фактически же произошло.
Путин легитимизировал нарратив деколонизации России
В предыдущей статье я говорил, что нарратив, который мы должны продвигать на Запад, касается "трансформации России, которая может привести к возрождению подавленных идентичностей и деколонизации порабощенных империей народов".
В общении с десятками коллег из западноевропейских стран и США я слышал, что на эту тему никто даже говорить не будет, поскольку "не хотят давать питательный материал для кремлевской пропаганды". Ведь тогда придется якобы опровергать факт, что Запад хочет расчленить Россию.
Я пытался контраргументировать в двух направлениях. Во-первых, что то, чего боятся мои визави, и так уже произошло. Весь российский политический и медийный мейнстрим говорит о злобных планах Запада разорвать Российскую Федерацию. Во-вторых, что нельзя вести или не вести дискуссию об острых темах, исключительно ориентируясь на то, нравится ли это людям в Уремле или нет. Ведь, несмотря на десятилетия лелеяния нарратива анти-ЛГБТ в России, цивилизованный мир с Украиной включительно не прекратил вести дискуссию о необходимости и важности проведения ЛГБТ-прайдов. Почему же в таком случае мы игнорируем пропагандистскую истерию российских медиа вокруг ЛГБТ-прайдов, потому что права человека для нас превыше всего, но не хотим говорить о деколонизации народов, порабощенных Российской империей?
Очевидно, что прямого ответа у западных коллег на этот вопрос нет. Ну, кроме "вы не понимаете, это другое!" Однако на самом деле очевидной мотивацией отказа от продолжения этой дискуссии является парализующий страх. И сегодня сам Владимир Путин сделал мощный шаг к избавлению людей от этого страха, ведь сам проговорил вслух важные слова. Включая странный термин "раскассировать", который еще год назад пропагандистские телеграм-каналы использовали, чтобы объяснить политику в отношении Украины.
Ключевые тезисы, озвученные Путиным, точно отражают причины экзистенциальной необходимости украинской победы для всего мира.
Во-первых, он признал, что "Российская Федерация - это основная часть Советского Союза", тоталитарного государства, построенного на геноциде этносов, которые в него входили. Разрушение Советского Союза не завершено, пока Российская Федерация продолжает существовать как его главный монолит.
Во-вторых, Путин признает, что "этносы, порабощенные Российской Федерацией, будут приняты в семью цивилизованных народов". И это правда, потому что все люди, живущие на постсоветском пространстве, достойны демократического развития и способны сами определять свое будущее в равной степени. Но, пока существует имперская сущность Российской Федерации, включение этих народов (в том числе россиян, которые должны искупить свою вину за развязывание агрессии) в цивилизованную семью невозможно.
В-третьих, Путин прогнозирует, что Запад стремится "поставить эти этносы под свой контроль". Очевидно, он имеет в виду тот мифический контроль, который, по его мнению, США имеет над Украиной. И это фейк, который легко опровергнуть. Ведь, если бы США контролировали Украину, то никакой Украины давно бы не было. Поскольку задокументирован факт, что западные разведки давали Украине 72 часа. А прошло уже более 365 дней. Это означает, что никакого контроля не существует.
В-четвертых, Путин признает, что в случае деимпериализации России "судьбы многих народов России, и в первую очередь русского народа, могут кардинально измениться". С этим невозможно не согласиться, поскольку без имперской системы управления развитие народов и этносов, населяющих Россию, будет происходить очень интенсивно, чему поспособствует быстрое восстановление торгово-экономических связей отдельных государственных или квазигосударственных образований, которые появятся на территории России, со странами мира. Постоянный политический риск, который генерировали кремль и "Газпром", просто исчезнет, оставив место нормальному business as usual.
В-пятых, Путин волнуется, что "такой этнос, как "русский народ", не сможет сохраниться в форме, в которой он есть сегодня". С этим тезисом также трудно не согласиться, поскольку действительно в такой форме, как сейчас, "русский народ" сохраниться не может. Потому что сейчас он выполняет роль титульной нации в империи, которая угнетает и ассимилирует другие этносы.
Поэтому Владимир Путин помог четче сформулировать нарратив для жителей территории России: "Разрушение имперского и тоталитарного наследия Советского Союза и Российской Федерации как его основной части является неотвратимым историческим процессом, который рано или поздно придет к своему завершению. Когда люди, живущие на территории, пораженной империализмом, смогут сбросить с себя тоталитарное ярмо, они станут частью цивилизованного мира, в котором не надо будет стесняться своего российского паспорта, а название "уральцы" или "сибиряки" и даже "московиты" (если кто-то захочет себя так называть) будет не каким-то ругательством или унижением, а будет вызывать уважительное отношение.
Никто больше не будет указывать этим людям, какого губернатора слушаться, куда и кому отдавать свои деньги, с кем идти воевать и куда отправлять на смерть своих сыновей и дочерей. Единственный контроль, который есть над этими людьми - это контроль имперцев-кагэбэшников. Ни США, ни любое другое государство мифического Запада не имеет целью кого-то контролировать или превращать в рабов. Такое намерение есть только у самого Путина.
Судьба народов, населяющих тоталитарную империю, изменится. Они станут свободными и будут определять свою судьбу. Если они захотят жить в составе федерации или конфедерации, то самостоятельно примут такое решение и создадут соответствующий конституционный договор об этом. Права всех этносов, в том числе "русского", будут сохранены. Но ни один из них больше не сможет господствовать над другими".
Как открыть конкурс на менеджеров по реструктуризации России
Наши западные партнеры не устают повторять, что будущее России должны решать сами россияне. Но именно Владимир Путин в своем заявлении подчеркнул, что такая сущность, как "народ России", является синтетической, то есть искусственно собранной из десятков других этносов, которым запретили быть самими собой и приказали быть русскими. Если русские имеют право определять свое будущее, то такое же право определять свое будущее имеют и татары, башкиры, чуваши, удмурты, чеченцы, марийцы, кабардинцы, балкарцы, осетины, буряты, якуты, ингуши, коми-пермяки, карачаевцы, калмыки, адыгейцы, понтийцы, ногайцы, хакасы, алтайцы, черкесы, эвенки, ханты, чукчи, месхетинцы, шапсуги и другие этносы. А их ни в Советском Союзе, ни в Российской Федерации никто и никогда не спрашивал, чего они хотят. Между тем, поражение России может стать и обязательно станет победой этих народов в борьбе за свою свободу.
Но чтобы услышать их видение будущего, нужно по крайней мере говорить с их представителями. К сожалению, реестровые российские либералы этого не озвучивают. Двенадцать месяцев войны понадобилось Алексею Навальному, чтобы подтвердить официально безальтернативность восстановления территориальной целостности Украины в границах 1991 года.
Михаил Ходорковский и Владимир Милов - представители российской либеральной оппозиции за рубежом - публично выражают неприятие концепции, когда с кем-то нужно договариваться. Они упорно обращаются исключительно к государствам Запада со своими предложениями, для воплощения которых Украина сначала должна победить Путина в войне. При этом в детали этого плана самих украинцев они не посвящают и вообще избегают дискуссии с нами.
Это означает, что несмотря на отсутствие в украинском обществе здоровой дискуссии о так называемых "хороших русских", потребность в такой дискуссии отпадает сама по себе, как и потребность в "хороших русских". Как оказывается, настоящим "хорошим русским" является, например, тот самый "уралец", которого ненавидит Владимир Путин. Но не просто "уралец", а тот, кто осознает себя уральцем и понимает, в чем он похож на "хорошего русского", а в чем отличается от него.
К слову, так сложилось, что Москва системно генерирует ненависть к Уралу в целом и к Екатеринбургу в частности. Так, например, очередной виток скандалов вокруг Евгения Пригожина касался именно его очередной распри с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Эта ненависть отразилась и в коротком заявлении Путина, в котором он приравнял московитов и уральцев к людям второго сорта.
Это подводит нас к мысли, что среди тех же уральцев и других этносов, населяющих Россию, есть много тех, кто поддерживает развязанную Путиным войну против Украины. Но в определенный момент они захотят и смогут стать менеджерами по реструктуризации России и превращению ее в нечто отличное от империи, в государство, в котором регионы имеют свои права и могут их отстаивать.
Нашей задачей является знать этих потенциальных менеджеров и найти возможность сотрудничать с ними в тот момент, когда процессы реструктуризации России станут неотвратимыми и очень быстрыми.
Победа Украины как франшиза
Не секрет, что, с коммуникационной точки зрения украинская война стала своеобразной "палочкой-выручалочкой" для многих европейских политиков, которые имели внутриполитические проблемы у себя на родине. Киев стал для них местом силы, а паломничества к Владимиру Зеленскому играли роль индульгенций за внутриполитические проколы.
В обмен на энергию, которую им предоставляло это место силы, они давали деньги, оружие, политическую поддержку и добрые слова в адрес украинцев. Нашей задачей является усовершенствовать и максимизировать этот честный обмен.
Победа Украины должна стать победой всего мира над экзистенциальным злом. Европейцы должны рассматривать это как победу европейской идеи, которая именно благодаря Украине продемонстрировала свою способность. Африканцы должны видеть в этом свою победу как утверждение недопустимости колониальной политики в отношении другого государства или народа. Индийцы должны понимать свои выгоды от победы Украины так, чтобы она принесла им понятную выгоду.
Очевидно, что Евросоюз будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей, и именно к нему обращены наши коммуникационные возможности. Несмотря на это, Париж, Берлин и Брюссель пока не демонстрируют полного понимания сценариев выхода из ситуации. А Вена и Будапешт (которых сами россияне называют в телеграм-каналах "потомками Австро-Венгерской империи") подыгрывают российским имперцам в продолжении агрессии против Украины.
Важно убеждать Западную Европу, что желанный business as usual может вернуться к ним исключительно после победы Украины. Только после украинской победы он будет еще более прибыльным, безопасным и системным, без непредсказуемых партнеров в виде "Газпрома" или Кремля. Не говоря уже о ситуации безопасности на границах Евросоюза, которая была замечательным образом протестирована, когда Россия и Беларусь использовали "миграционное оружие" против литовцев и поляков, обеспечив коридоры беженцев с Ближнего Востока через территорию Беларуси. Победа Украины в войне обеспечит усиление и отодвижение границ Евросоюза вплоть до восточных границ Украины.
От победы Украины в этой войне может выиграть каждый житель этой планеты, включая тех, кто сейчас живет на территории России под внутренней оккупацией тоталитарно-террористического режима.