Верховная Рада 20 марта отправила в отставку с поста министра образования Сергея Шкарлета. Соответствующее решение было поддержано 295 народными избранниками. Новым главой МОН стал директор Малой академии наук Оксен Лисовый (за его кандидатуру проголосовало 313 нардепов). Какие ошибки придется исправлять новому министру, и каких неотложных реформ требует система украинского образования - выяснял "Апостроф".
Порча на МОН
Пребывание Шкарлета в должности запомнилось рядом скандалов. Собственно, и само назначение этого министра уже началось со скандала. Журналисты и активисты определили, что докторская работа Шкарлета на 87% – это плагиат. Впрочем, это не помешало ВР в 2020 году взять Шкарлета на работу. Затем последовали скандалы с назначением ректором НАУ эксрегионала Максима Луцкого, непризнания выборов в Могилянке, меморандум о сотрудничестве МОН с букмекерской конторой и многое другое.
Но главный факап Шкарлета даже не в этих скандалах. За время своей каденции министр провалил реформу новой украинской школы: учебники по программе НУШ Минобразования не успело напечатать, а в 2023 году субвенция на НУШ в бюджете вообще не предусмотрена. Да, в стране война и денег не хватает. Однако не добиться выделения средств на стратегическую реформу в образовании – несомненный провал.
Читайте: В украинских школах хотят ввести преподавание на двух языках
Казалось бы, у нового министра идеальный бекграунд, чтобы все изменить к лучшему: доброволец, в начале широкомасштабной войны ушел на фронт в составе 95-й десантно-штурмовой бригады ВСУ, основатель музея науки на ВДНХ, который является одним из самых интересных в Украине. Но, видимо, на МОН все же наложена порча. После назначения Лисового в сети появилась информация, что и докторская диссертация Лисового по философии, которую он защитил в 2012 году, имеет признаки плагиата.
Впрочем, Лисовый не стал прятать голову в песок.
"В случае выявления в его работе нарушений добропорядочности, Оксен Лисовый готов отказаться от ученой степени кандидата наук", - заявили в Малой академии наук
Но как бы то ни было, перед новым министром стоят серьезные задачи, которые еще предстоит выполнить во время войны. Как же должна измениться система образования в Украине?
Коммуникационная реформа
Рыба, как известно, гниет из головы. Поэтому, по мнению экспертов, опрошенных "Апострофом", первые изменения должны произойти в самом министерстве.
"Министру нужно разобраться с тем, кто работает в МОН. Чрезмерная бюрократизация, унижение автономии учебных заведений – все идет из МОН. Министру нужно разобраться с кадрами", - объясняет "Апострофу" экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
Читайте: Голая ставка и никаких надбавок: как выжить учителям в 2023 году
Но более актуальная проблема даже не с кадрами, а с отсутствием коммуникации по линии МОН – педагоги.
"В первую очередь нужно начать слушать образовательное сообщество, образовательных экспертов, которые могут приобщаться к разработке решений. Предыдущий министр был абсолютно закрыт для этого, и очень много предложений по совместной работе над очень важными документами просто игнорировались", - объясняет "Апострофу" образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.
"Одна из сотни проблем со Шкарлетом - отсутствие коммуникации, - добавляет в комментарии изданию экс-замминистра образования, нардеп Инна Совсун. - Министерство, считайте, три года не говорило о том, делает, что оно планирует делать, что нужно сделать. Вся коммуникация была очень "комсомольская" - министр посетил какое-то заведение, перерезал ленту в школьном бассейне или в университетской столовой и т.д. Это было совсем не про реформы, не про коммуникацию, не про получение какой-то обратной связи. И точно так же, не про отчетность - Шкарлет ушел с должности без отчета, не рассказав, что он сделал, что удалось, что не удалось, без какого-либо анализа, без объяснения, для чего это все было".
"Нам нужно восстановление доверия к министерству, - добавляет "Апострофу" образовательный эксперт Николай Скиба. – МОН стало фактически токсичным из-за назначения Шкарлета, и сейчас стоит задача снова сделать его привлекательным для общества. Без этого невозможно подходить к решению других задач".
Реанимация НУШ
После налаживания коммуникации: "Министру нужно глубоко разобраться, что у нас происходит с НУШ, - отмечает Ликарчук. - Начиная от учебников и заканчивая самим смыслом образования. В вопросе НУШ мы идем не совсем так, как предполагалось концепцией".
"Самый насущный вопрос – учебники для 5-6 классов НУШ. Он до сих пор не решен", - объясняет "Апострофу" сопредседатель общественной организации "Родители SOS" Алена Парфенова.
Если у учеников нет первоочередного - учебников, то о чем дальше можно говорить? Кроме того, у экспертов вызывает озабоченность подготовка учителей НУШ, которую также провалило министерство.
"В начальной школе как-то эту подготовку закончили, но 5 класс стартовал - переподготовка учителей не проводилась, мы не знаем насколько учителя-предметники владеют методиками обучения НУШ, насколько они владеют материалом для новых учебных программ, насколько они вообще разделяют ценности НУШ. То есть у нас реально нет сейчас понимания, что с подготовкой учителей для базового образования", - объясняет Инна Совсун.
Самих же педагогов в контексте реализации НУШ беспокоит образовательная среда.
"Методическое оборудование кабинетов физики, химии, биологии реально вызывает беспокойство и оставляет желать лучшего, - говорит "Апострофу" учительница одной из столичных школ Оксана. - Кроме того, если мы внедрим младшую, среднюю и старшую школу, то как это делать, если не проводится аудит образовательных помещений".
Вызовы войны
Помимо проведения реформ новому министру придется приспосабливать систему образования к реалиям войны. И это еще один огромный вызов.
"Министерство должно обеспечивать доступ к образованию. Да, в условиях войны это сложно, но это был один из самых провальных участков работы предыдущего состава министерства. Это стратегический вопрос, ведь речь идет о подрастающем поколении, которое формирует свое представление о государстве и принимает решение, по дороге им с государством или нет", - добавляет Скиба.
Что следует сделать в этом поле, чтобы украинские дети действительно захотели вернуться в Украину после войны?
"Нужен пересмотр абсолютно всех образовательных программ, - уверяет Парфенова. - У нас есть дети, которые учатся за границей, и совершенно нет представления, как нам возвращать этих детей. Ведь нам нужно их будет перевести из класса в класс, а как их оценивать? Наши программы абсолютно не соответствуют учебным программам ЕС. И это огромная проблема: например, год ребенок провел в Германии, уехал в 7 классе, а возвращается уже в 8 класс, как его оценить и перевести? Есть вариант голосовать на педагогическом совете и переводить ребенка. И других вариантов на сегодняшний день нет. Огромный вопрос - поступление в первый класс для тех, кто не находится сейчас в Украине. Родители имеют право подавать документы о принятии ребенка в 1 класс по месту регистрации, но в законе сказано, что заявление нужно собственноручно принести в учебное заведение. А если они не могут его принести? Что делать?"
Во-вторых, крайне необходима цифровизация системы образования.
"Ведь концепция НУШ разрабатывалась до ковида, до большой войны", - говорит Скиба.
"Мы понимаем, что дистанционное образование, смешанные форматы - у нас будут и нужно к этому системно подходить. Возможно, нам действительно придется отказаться от печатных учебников и перейти на электронные, но для этого нужно обеспечить доступ, ведь у нас сейчас чрезвычайно усугубляется неравенство в отношении доступа к образованию между городами, которые находятся в относительно безопасной ситуации и городами на прифронтовой территории. Этот разрыв нужно как то решать", - резюмирует Парфенова.
Высшая школа
Это еще одно направление, которым почти не занимался предыдущий состав министерства.
"Пока ни один министр не смог предложить университетам полноценной автономии, включая финансовую и кадровую" , - отмечает Скиба.
"Нам нужно исправить ошибку в использовании результатов национального мультимедийного теста для поступления в высшие учебные заведения. Я считаю позорным, что у нас условия приема предполагают не подавать результаты ВНО на 72 специальности. Это шаг к разрушению ВНО и он уже сделан. Это нужно уже решать уже вчера, - добавляет Ликарчук. - Кроме того, нам нужно разработать критерии для оценки качества образования. Качество образования не может измеряться бумагами, рейтингами, как ученики clfkb ВНО или участием в олимпиадах. Нам нужно иметь систему оценки прогресса соискателей образования, учебных заведений".
Финансирование
Конечно, все вышеперечисленные реформы нуждаются в адекватном финансировании. А с этим беда.
В текущем году сфера образования получит 122 миллиарда гривен. Много ли это или мало? В начале 2022 года нардепы планировали потратить на образование 153,7 миллиарда, но затем вмешалась большая война, бюджет был пересмотрен, и для МОН остался 131 миллиард. То есть образовательный бюджет получил на 9 миллиардов меньше, чем даже сокращенный бюджет 2022 года.
Львиная доля бюджета МОН – образовательная субвенция. Это деньги, которые уходят на выплату заработной платы педагогам. В 2023 году образовательная субвенция составляет 87,5 миллиарда. Это на 10 миллиардов гривен меньше, чем в скорректированном бюджете в прошлом году. Таким образом, украинские учителя сейчас вынуждены затянуть пояса.
"Кроме того, должна быть сокращена пропасть между заработной платой молодых специалистов и учителей со стажем работы, которая иногда разнится втрое и даже больше, - добавляет учительница Оксана. - Именно это отпугивает молодых педагогов идти работать после выпуска в школу за 6-7 тысяч гривен максимум".
Бывший министр советовал учителям держаться.
"Возможно, бюджет несколько меньше, чем ожидали работники образования, но мы обязательно справимся", - отмечал Сергей Шкарлет.
Но ведь так дистанцироваться от проблем своего же министерства невозможно.
"Реформы никогда не работают автоматически, им нужны толчки, политическая воля, импульс, который бы их двигал вперед и постоянная оценка, проверка того, что то, что мы делаем правильно, что вообще работает. Ничего этого на самом деле за последние три года не происходило. И поэтому ко всему угасает импульс", - добавляет Совсун.
Хватит ли у Оксена Лисового лидерских качеств, чтобы придать новый импульс реформам и поддержать педагогов - покажет только время.