Пенсионеров поставят в позу: когда в Украине будут отбирать пенсии/Многие пенсионеры окажутся в положении просителей
Пенсионеров поставят в позу: когда в Украине будут отбирать пенсии/Многие пенсионеры окажутся в положении просителей

Пенсионеров поставят в позу: когда в Украине будут отбирать пенсии/Многие пенсионеры окажутся в положении просителей

В Украине хотят расширить перечень оснований для прекращения выплаты пенсий. Часть из них вызывают, по меньшей мере, удивление. "Апостроф" разбирался, какие новые законодательные инициативы в сфере пенсионного обеспечения предлагает Верховная Рада, и почему они могут быть неприемлемыми, как для граждан, так и для государства.

В Пенсионном фонде рассказали, повысят ли в 2023 году минимальную пенсию

Пять новых причин

После начала полномасштабного российского вторжения 24 февраля 2022 года активизировался процесс расторжения многочисленных договоров, которые связывали Украину со страной-оккупантом. В частности, были расторгнуты и договоры, которые регулировали выплату пенсий для граждан, работавших в свое время в РФ.

Кроме того, Украина вышла из соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в области пенсионного обеспечения. Из-за этого пропали основания для назначения пенсий также гражданам, которые приобрели трудовой стаж в других государствах СНГ - Беларуси, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане.

Поэтому возникла необходимость урегулировать этот вопрос внутренним законом Украины. Соответствующий документ был подан в Верховную Раду Кабинетом министров, и он уже принят в первом чтении. После того, как закон будет окончательно принят и подписан президентом, пенсионеры, которые до распада Советского Союза или уже после него работали в бывших республиках СССР, смогут получать такие же пенсии как и раньше.

Исключение, конечно же, сделано для предателей и коллаборантов. Тем лицам, которые, пребывая на оккупированных территориях, после 19 февраля 2014 года находились на службе в российской армии, органах безопасности, МВД или в любых органах власти, образованных оккупационными администрациями, трудовой стаж засчитываться не будет. Причем не только за те периоды, когда лицо непосредственно находилось на службе у агрессора, а вообще за все время оккупации. То есть, если человек в течение года работал в местной администрации, а затем уволился и перешел на другую работу, ему при начислении пенсии не будет засчитан трудовой стаж ни там, ни там.

Впрочем, урегулированием выплаты пенсий людям, которые работали в государствах СНГ, правительство не ограничилось, воспользовавшись своеобразным приемом "троянского коня": внутри законопроекта содержится ряд положений, которые касаются других вопросов пенсионного обеспечения и вызывают довольно много вопросов.

"В последнее время в нашем законодательстве часто используется прием, когда законопроект посвящен правильным вопросам и содержит правильные нормы, но в дополнение к ним в текст включают положения, которые не имеют отношения к теме, заявленной в названии, и являются контраверсионными с точки зрения восприятия обществом", – сказал "Апострофу" бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины Павел Розенко.

В частности, законопроект расширяет перечень оснований для прекращения выплаты пенсий. Предлагается лишать пенсионеров выплат в случаях:

- временного проживания за границей по заявлению пенсионера о прекращении выплаты пенсии;

- если лицо признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим в установленном законом порядке;

- если пенсионеру предоставлен статус лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах, в соответствии с законом Украины "О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах";

- если пенсию не получали в течение 6 месяцев подряд в организациях, которые осуществляют выплату и доставку пенсий, или в случае отсутствия в течение 6 месяцев подряд расходных операций в учреждениях банков по текущим счетам, на которые производится выплата пенсий;

- если получатели пенсии не проходили физическую идентификацию в случаях, предусмотренных законодательством.

Пункты, касающиеся пропавших без вести лиц, особых вопросов не вызывают. Если человек длительное время отсутствует, и неизвестно, где он находится, и жив ли он, то прекращение ему пенсионных выплат до выяснения обстоятельств вполне логично.

Остальные пункты менее однозначны. Трудно представить себе человека в здравом уме, который, находясь за границей, добровольно отправится в украинское консульство и напишет заявление: "Прошу не платить мне больше пенсию". Поэтому можно предположить, что этот пункт внесен в закон с какой-то неочевидной целью. Возможно, в дальнейшем правительство намерено каким-то образом побуждать сограждан такие заявления писать.

Не тратишь, значит, тебе не нужно

Больше всего вопросов вызывают нормы о том, что выплата пенсии будет прекращаться, если человек в течение 6 месяцев не снимал ее со счета, а уже выплаченная за это время сумма будет принудительно изыматься со счета пенсионера и перечисляться в Пенсионный фонд.

"Такая норма откровенно антиконституционна, ведь выплаченная гражданину пенсия является его собственностью, - говорит Павел Розенко. - И, согласно Конституции, он имеет право распоряжаться ею любым способом, который считает нужным. А государство не имеет права никоим образом указывать ему, каким именно образом он должен это делать: снимать деньги со счета, осуществлять платежи, перечислять другим людям, экономить и так далее".

Согласно законопроекту, если гражданин обнаружит, что пенсионные средства пропали с его счета, он имеет возможность обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о возврате средств. И, если проверка установит, что такие основания есть, деньги вернутся на счет.

"Таким образом, государство сразу ставит пенсионера в позу просителя, - говорит Розенко. - Оно сначала без предупреждения забирает его деньги, а потом он должен ходить в Пенсионный фонд, выстаивать очереди, что-то доказывать чиновникам и просить вернуть ему отобранные государством деньги. И, если чиновник согласится с доказательствами, он может принять решение о возврате отобранных средств. А может и не принять".

По мнению эксперта, существует множество жизненных ситуаций, в которых человек в течение определенного времени может не пользоваться своим пенсионным счетом. К примеру, если он проживает вместе с детьми, которые обеспечивают его жизненные потребности.

"Или, например, человек остался на оккупированных территориях, - добавляет в разговоре с изданием бывший нардеп, эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. - Он лишен возможности пользоваться украинской карточкой, выезд на свободную территорию связан с риском для жизни. Но он все равно имеет право на пенсию, и на то, чтобы после деоккупации была возможность пользоваться деньгами на своем счете, а не выстаивать очереди в Пенсионном фонде, пытаясь вернуть то, что у него отобрало государство".

Из-за этой нормы законопроекта проблемы могут возникнуть у наследников умерших пенсионеров, считает Павел Розенко.

"Для того, чтобы оформить наследство, нужно больше полугода, - говорит эксперт. - Тем временем, средства без движения лежат на счете. И согласно новому закону, государство их просто заберет. Поэтому, когда наследники наконец закончат оформление необходимых документов, они обнаружат, что денег уже нет. И будут вынуждены проходить тяжелые бюрократические процедуры для того, чтобы их вернуть. Причем никакой уверенности, что эти усилия дадут результат".

Мотивы, которые побудили правительство вставить в закон такую неоднозначную норму, достаточно спорны. Скорее всего, таким образом правительство пытается сэкономить средства Пенсионного фонда и создать предохранитель, чтобы не платить пенсию уже умершим людям.

"Но это выдуманная проблема, - утверждает Павел Розенко. - У нас с этим никогда никаких проблем не было. Местные органы власти, которые регистрируют факт смерти, в автоматическом режиме сообщают об этом Пенсионному фонду. В 2015-2017 годах я как министр проводил верификацию этой системы. И не было практического ни одного случая, когда она не сработала" .

По словам эксперта, теоретически могут существовать определенные схемы, когда местные чиновники скрывают факты смерти пенсионеров, чтобы присвоить выплаты. Но это уже преступление, которое предусмотрено не пенсионным законодательством, а Уголовным кодексом.

"К тому же предложенная правительством норма не решает этой проблемы, потому что там, где существует такая схема, деньги как раз снимаются со счета вовремя и в полном объеме", - добавил он.

Впереди суды

Упомянутым законопроектом также вводится процедура физической идентификации пенсионеров за границей. Раз в год каждый гражданин должен будет засвидетельствовать свою личность либо лично предоставив документы в консульские учреждения Украины, либо на портале электронных услуг Пенсионного фонда при помощи электронной подписи, сгенерированной в приложении "Дія".

Если в течение года гражданин такой идентификации не пройдет, это станет основанием для прекращения выплаты.

"Логика такого решения понятна, - говорит Павел Розенко. - Сегодня наши граждане рассеялись по многим странам мира. И рассчитывать на то, что органы власти всех этих стран будут сообщать украинскому правительству о смерти наших граждан, не приходится. Поэтому приходится внедрять периодическую идентификацию для того, чтобы понимать, кому нужно платить пенсию".

Однако технически провести идентификацию всех выехавших за границу пенсионеров будет не так просто. Ведь после полномасштабного вторжения из Украины уехали миллионы людей. В некоторых странах (в частности в Польше и Германии) количество отечественных пенсионеров может измеряться десятками, а то и сотнями тысяч.

"Рассчитывать на то, что пенсионеры массово воспользуются электронными возможностями, довольно трудно, - говорит Андрей Павловский. - Многие из них не имеют достаточно совершенных смартфонов. Кроме того, пожилые люди часто испытывают трудности с освоением новых технологий. Поэтому многие из них будут вынуждены лично обращаться в украинские консульства. И в странах, где наших пенсионеров много, это может привести к образованию огромных очередей. Поэтому потребуется создать специальную инфраструктуру, и увеличить персонал консульств, чтобы проводить эту процедуру. Однако вряд ли правительство станет этим заниматься".

По мнению эксперта, новые нормы, если они будут введены в законодательство, вызовут лавину исков в суд от пенсионеров, у которых отберут пенсию или прекратят выплаты из-за невозможности вовремя пройти идентификацию.

"И предыдущий опыт показывает, что в 90% случаев суд становится на сторону пенсионера, – говорит Павловский. – Однако власть, как правило, решение судов – вплоть до Верховного – не исполняет. Поэтому пенсионеры будут обращаться в Европейский суд по правам человека. Там они также с вероятностью 90% будут выигрывать".

Таким образом, если правительство с помощью новых норм пытается сэкономить бюджетные средства, то, скорее всего, результат будет противоположным. И государству придется дополнительно тратиться на сопровождение многочисленных исков в отечественных и зарубежных судах, а затем еще выплачивать потерпевшим назначенные судами компенсации.

Теги за темою
Верховна Рада Закон
Джерело матеріала
loader
loader