Польша снова перекрыла западную границу: виноваты политики, страдает экономика, расплачиваются украинцы
Польша снова перекрыла западную границу: виноваты политики, страдает экономика, расплачиваются украинцы

Польша снова перекрыла западную границу: виноваты политики, страдает экономика, расплачиваются украинцы

Вслед за зерновыми проблемами наши соседи создают сложности для дальнобойщиков, экспортеров и топливного рынка

Две недели, как перекрыты ключевые пункты пропуска на польской границе. Местные забастовщики жалуются на недобросовестную конкуренцию со стороны украинцев, на деле же хотят больше преференций. Пока поляки бастуют, экономика Украины несет убытки. Ситуация отражается и на простых гражданах. Страдает деловая репутация страны.

Помимо прочего, растут напряжение и взаимная неприязнь между еще вчера "лучшими друзьями и союзниками". Клубок социальных, экономических и прежде всего политических причин распутал UBR.ua.

Забастовка на польско-украинской границе: что происходит

В понедельник, 6 ноября, польские перевозчики начали блокировать пункты пропуска на границе с Украиной. На протяжении двух недель практически перекрыто движение фур в направлении от пунктов пропуска "Краковец", "Ягодин" и "Рава-Русская". Здесь образовались многокилометровые очереди из сотен грузовых машин.

Проезд заблокирован в обе стороны, исключения сделаны для автобусов и легкового транспорта. Из дальнобойных грузов в Украину пропускают только гуманитарную и военную помощь, а также скоропортящиеся продукты и скот.

Очередь из габаритных фур продвигается со скоростью около километра в час. У украинских дальнобойщиков заканчиваются топливо, продукты и деньги. Посол Украины в Польше Василий Зварич уже назвал происходящее "ударом в спину" со стороны местных перевозчиков. А замминистра инфраструктуры Сергей Деркач предположил, что поляки хотят выбить для себя преференции от ЕС.

Чего хотят польские забастовщики

Вскоре после начала полномасштабной агрессии Евросоюз отменил все ограничения на въезд для украинских перевозчиков. В результате, как сообщают польские дальнобойщики, большую часть местного рынка уже прибрали к рукам наши соотечественники.

Отметим, Украина в весьма обозримом будущем, скорее всего, станет полноправным членом ЕС. Уже сейчас некоторые ограничения для нечленов Евросоюза на нее не действуют. Между тем прием в цивилизованный мир стран из бывшего соцлагеря проходит по накатанной схеме. Разберем на примере той же условной Польши.

После вступления в ЕС и открытия границ наиболее предприимчивые поляки переехали в условную же Германию – поднимать (еще выше) местную экономику. Те, кому претят заработки на чужбине, остались дома проедать дотации от ЕС, частично генерируемые теми, кто выехал.

Теперь же, когда в Польшу попали украинцы, имеющие официальное право демпинговать на стоимости своих услуг – тех же перевозок, например, – положение дотационных стало не совсем комфортным.

Так что поляки хотят, чтобы все было по-старому. Чтобы ограничить количество украинских фур, пересекающих границы Польши, они требуют восстановления системы разрешений. Что местная власть может сделать только в одностороннем порядке без одобрения Евросоюза. За что получит реакцию со стороны европейских наднациональных структур и создаст опасный прецедент для других соседей.

Есть, впрочем, у протестующих и более справедливые условия. Так, они считают, что нынешняя система онлайн-очереди для покидающих пределы Украины грузовиков отдает предпочтение именно украинцам. Эту систему требуют изменить, намекая на коррупцию со стороны наших таможенников.

Игры в большую политику, или Что там в Польше

С момента начала полномасштабной войны Польша не то чтобы прошла путь от друга Украины до противника и обратно. Скорее, немного не дошла – и сейчас ее понемногу "возвращает". Связаны подобные метаморфозы с попыткой правящей партии удлинить себе предвыборный рейтинг.

В Польше у власти пребывала "Право и справедливость", или ласково PiS, основанная Лехом Качиньским еще в 2001 году. Действующий президент Анджей Дуда – оттуда же. Изначально партия, а с ней и вся страна, занимала активную проукраинскую позицию. Но потом начались неурядицы.

В апреле Польша запретила ввоз украинской сельхозпродукции, в том числе зерна. К такой идее тут же подключились и другие соседи – Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария. Транзит зерна был сохранен. Свое решение польская власть мотивировала бедственным положением местных фермеров, несущих убытки из-за более дешевой украинской продукции.

Также поляки озвучивали гипотезу, что в ходе экспорта украинского зерна имела место такая схема, как "оборванный транзит" – когда зерно по документам шло в порты для условных третьих стран, но по дороге "терялось" и продавалось на местном рынке.

А политологи, в свою очередь, поведение польской власти мотивировали тем, что на 15 октября в стране были назначены парламентские выборы. И PiS стремилась сохранить избирателей, обеспечив себя поддержкой фермеров и перетянув антиукраинский электорат у правой партии ("Конфедерации").

За месяц до выборов в правящих кругах Польши наступил апофеоз. Тогда премьер Моравецкий заявил, что Киев от Варшавы больше оружия не получит. А президент Дуда решил пойти еще дальше и просто сравнил Украину с утопающим.

"Нужно ли нам действовать так, чтобы обезопасить себя, дабы не пострадать от утопающего? Конечно, мы должны действовать так, чтобы защитить себя от того, чтобы утопающий не нанес нам вреда. Мы должны заботиться о своих интересах и будем делать это эффективно и решительно", – вещал Дуда 20 сентября на Генассамблее ООН.

Результаты выборов в Польше и перспектива взаимоотношений с Украиной

Выборы прошли, и PiS благополучно получила свои 35,4% голосов – что на 8,2% меньше предыдущей каденции. Оппозиция же суммарно набрала большинство мест в Сейме. С тех пор власть Польши – судя по всему, теперь уже временная – снова "подобрела" к Украине. Проблемы бастующих польских перевозчиков уже не настолько рьяно ее заботят.

Как передают местные источники, в результате выборов намечаются благоприятные для нас перестановки. Так, один из ключевых постов в стране может занять политик с благозвучной украинскому уху фамилией – Радослав Сикорский. Ему прочат должность министра иностранных дел.

Сикорский занимал данный пост в 2007-2014 годах. Политик остро критиковал предыдущее правительство за дипломатический конфликт с Украиной, говоря, что ему "стыдно" за действия PiS, от которых выиграет только Путин.

Но это не прямо сейчас и даже не завтра. По прогнозам, президент Дуда предложит оппозиции сформировать новую коалицию не раньше декабря. А это значит, что, с высокой долей вероятностью, пункты пропуска на польско-украинской границе будут заблокированы до конца года. У организаторов есть право на проведение своей забастовки до января.

Другое дело, что PiS в своей погоне за электоратом могла расшатать и без того не слишком стабильную обстановку в стране. Где одновременно, вот уже полтора года, как оказалось, слишком много заезжих украинцев и слишком много местных шовинистов.

По слухам, польские фермеры снова взялись за оружие – вилы и тракторы – и планируют сменить перевозчиков в блокировании границы. Поддерживаемые все теми же ультраправыми из "Конфедерации". Во всем происходящем можно если не усмотреть невидимую длань Кремля, то отметить, во всяком случае, игру этой длани на руку.

Удар по экономике и репутации Украины

То, что украинские водители, оказавшиеся в заложниках польских обстоятельств, несут убытки, вполне очевидно. Но подобные безобидные или не очень протесты влияют на каждого жителя страны и на ее международный имидж. Ключевых аспекта здесь два: это топливо и металлургия.

Из-за блокировки Россией морских путей дорога на Запад именно через Польшу стала основной для многих видов украинского экспорта. Продукцию металлургического комплекса, например, сейчас можно вывезти только по суше. В Польшу именно металла больше всего экспортирует Украина.

В то же время ключевой статьей импорта из Польши за два года войны стало топливо – после отказа от рынков РФ и Беларуси. Еще в начале забастовки директор “Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн предупреждал, что из-за забастовки в Украине может сильно подскочить к зиме цена на бензин.

"Украина формирует огромный спрос на польские товары, в том числе нефтепродукты (загружая, в частности, и польские морские порты), и дает транзит огромной номенклатуры других товаров. Теперь поляки хотят зарабатывать не просто на продаже и транзите, а еще и на перевозках этих грузов", – указывает на корень проблемы Сергей Куюн в соцсети.

После начала блокирования границы некоторые компании с немецким капиталом поставили вопрос о выходе из Украины. Об этом сообщает ВВС со ссылкой на Spiegel. Так что забастовка польских водителей до января может обернуться слишком дорогим удовольствием для ставшей живым щитом для остальной Европы страны.

Джерело матеріала
loader
loader