Реагируя на массированную ракетную атаку российских оккупационных войск по Украине, жертвами которой (убиты и ранены) сталиоколо ста человек, посол США в нашей стране Бриджит Бринк призвала продолжить финансирование Украины, которая борется с российской агрессией. Однако в 2024-й год мы входим с "подвисшими" многомиллиардными пакетами помощи как со стороны США, так и со стороны Евросоюза. И с очередной волной российского наступления и мрачными прогнозами со стороны некоторых западных деятелей и медиа. Своим видением того, как ситуация в российско-украинской войне и вокруг нее может развиваться в 2024 году, с порталом "Комментарии" поделились эксперты.
Война в Украине. Фото: Генштаб ВСУ
Если поставки западной техники будут мощными и быстрыми – открывается перспектива для наступательных операций
Генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ (2006-2010 гг.) Игорь Романенко поясняет:
"Перспективы 2024 года в большой степени связаны с тем, насколько и каким образом будет развиваться обеспечение наших боевых действий со стороны союзников. Многие решения будут приниматься в январе-феврале. И не только финансовые. Речь, к примеру, о передаче нам натовских истребителей поколения 4+ (американские F-16, а возможно и шведские Gripen). О поставках ракет дальностью более 300 км (ATACMS, Storm Shadow / SCALP, а возможно и немецких TAURUS)".
По словам эксперта, если такие поставки будут мощными и быстрыми – открывается перспектива для наступательных деоккупационных операций. В том числе с перерезанием сухопутного коридора в Крым. Если же помогать нам будут скромно, придется больше думать о стратегической обороне с проведением контрударов на отдельных направлениях, делая акцент на понижении потенциала группировки войск противника на территории Украины, прогнозирует генерал.
"Кроме расширения поставок необходимых нам видов вооружения и боеприпасов со стороны партнеров, важно и увеличение мощностей работы отечественного ВПК. Не зависеть ни от кого всегда – более эффективно", – подчеркивает
Игорь Романенко.
Но нам, продолжает он, нужно еще и пополнить ряды вооруженных сил. И тех, кто уже на фронте. И в ракурсе формирования новых бригад. Как чтоб иметь возможность проводить ротации (и этот момент поднимается в проекте нового закона о мобилизации), так и для проведения контрнаступательных операций.
"Достаточно остро обсуждается законопроект о мобилизации.
Но, думаю, он будет принят в ближайшее время. Откладывать такое – чревато тяжелыми последствиями, – предупреждает Игорь Романенко. – Хоть модернизация подходов, скорее всего, произойдет не в полном объеме. На полную мобилизацию власть не пойдет. Впрочем, к этому могут подвигнуть неприятные для нас обстоятельства – и на фронте, и в целом в мире".
Мы максимально стараемся беречь людей, технику
Экс-спикер Генштаба ВСУ, военный эксперт, полковник Влад Волошин акцентирует, что война не где-то там, она – здесь. Это, поясняет он, касается всей Украины, всех украинцев.
"Война постоянно трансформируется. И мы уже видим, что на первую роль выходят дроны всех видов. Россия эффективно использует дроны-камикадзе, КАБы, управляемые снаряды типа "Ланцет". Если в 2022-м такого массового применения не было, то в 2023 дроновые средства и средства противодействия им выходят на первый план, – отмечает полковник. – Некоторые эксперты рисуют удручающие картины на 2024 год. Я так не считаю. Мы ведем успешные оборонительные действия, проводим удачные контрудары".
Влад Волошин обращает внимание, что Россия бросила, чтобы остановить украинское наступление, огромные силы и средства. Потому сумела его сдержать, а затем начать свое наступление.
"РФ воюет против нас в основном "мясными штурмами", не жалея людей. Нам приходится противопоставлять этому профессионализм и технологический противовес в некоторых видах вооружений. Это продолжится и в новом году, – прогнозирует Влад Волошин. – Возможно, на некоторых направлениях, где у нас имелось продвижение, придется остановить наступательные действия. В целом больше уходить в оборону. Накапливать силы и средства для более эффективного продолжения в будущем. Линия фронта огромна. Наступать на нескольких направлениях сложно. Тем более, имея ограничения в силах и средствах. Союзники прекрасно видят, что наша цель – не освобождение тех или иных территорий любой ценой. Мы максимально стараемся беречь людей, технику. Так, кстати, действует любая армия стран-членов НАТО… Учась на ошибках прошлого – смотрим в будущее с оптимизмом".
Полковник уверен, что каждая операция ВСУ в 2024-м будет теперь тщательнее подготовлена, а соответственно – завершится большим успехом.
Нам нужно срочно переводить экономику на военные рельсы
Управляющий партнер "Национальной антикризисной группы", экономический и политический эксперт Тарас Загородний предполагает, что наиболее вероятный сценарий в 2024-м – следующий: после очередных выборов Путина российская власть усилит мобилизацию. И попытается захватить как можно больше украинских территории, в надежде, что Запад, погружающийся во внутренние политические и социально-экономические процессы, снизит поддержку нашей страны.
"Затем Кремль станет добиваться своих условий. К примеру, если к власти в США придет Трамп. В Москве надеются, что он значительно сократит помощь Украине, а Европе сама не вывезет. Скорее всего, РФ будет пытаться полностью оккупировать Донецкую, Запорожскую, Херсонскую области. Луганщина и так почти вся захвачена, там бои буквально на ее административной границе. Не исключено, что русские вновь попрут на Харьков", – считает
Тарас Загородний.
В этой ситуации, акцентирует он, нам нужно срочно переводить экономику на военные рельсы. Тем более, что Запад уже открыто дает понять – Украине следует становиться более самостоятельной в смысле обеспечения себя для ведения войны.
"Нужно расширять оборонку, оборонный заказ. Делать дроны, ракеты, снаряды, военную технику. Нам помогут с самолетами. Но оснащение к ним мы должны делать сами. Нам нужно максимально милитаризироваться, как уже давно делает РФ. И делает она это явно не ради прекращения войны", – констатирует эксперт.