Госдолг Украины установил новый исторический рекорд
Госдолг Украины установил новый исторический рекорд

Госдолг Украины установил новый исторический рекорд

Госдолг Украины увеличился за год на 34 млрд долл.

и установил новый исторический рекорд.

Сейчас он вдвое больше, чем до полномасштабного вторжения России в Украину.

Чем это грозит государству и населению и способна ли Украина оплачивать долги?.

Почему долг вырос вдвое.

Государственный долг Украины по итогам прошлого года превысил 5,5 трлн.

Это вдвое больше, чем в начале полномасштабной войны.

В настоящее время госдолг установил новый исторический рекорд.

в валютном эквиваленте).

За год он увеличился в гривне на 35,4%, в валютном эквиваленте – на 30,4%.

В в пресс-службе Минфина уточнили, что среди доноров Украины были: Япония, ЕС, МВФ, Норвегия, Германия, США, Швейцария, Всемирный банк.

Доля обязательств в евро на конец 2023 г.

выросла до 32,32%, тогда как в американских долларах снизилась до 26,21%, в гривне – до 27,21%, в специальных правах заимствования – до 11,34%, в канадских долларах – до 2,26%, в иене – до 0,65%, в британских фунтах осталась на уровне 0,02%.

С начала полномасштабной войны основной рост госдолга обуславливается внешними ссудами от официальных кредиторов.

По словам главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, наибольшее влияние на рост задолженности в 2023 г.

оказало получение 18 млрд евро макрофинансовой помощи (льготных кредитов) от ЕС.

Это привело к росту госдолга на 55% в гривне и на 61% – в валюте.

На рост госдолга Украины также повлияло получение кредитов по программам МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, от правительства Канады.

Львиная доля (около 6/7) роста всего госдолга в 2023 г.

была обусловлена увеличением внешней задолженности.

Остальные (1/7) – за счет ОВГЗ.

Итак, с начала полномасштабной войны основной рост госдолга обуславливается внешними ссудами от официальных кредиторов.

В целом, в прошлом году Украина привлекла 42 млрд долл.

внешнего финансирования только на покрытие бюджетных нужд и осуществила рекордный объем заимствований на внутреннем рынке.

Об этом сообщил министр финансов Сергей Марченко.

Прогнозы на будущее и чем грозит долг.

К сожалению, прогнозы по росту долга на будущее неутешительны.

Так, в МВФ прогнозируют, что общий государственный долг Украины будет расти до 98,6% в текущем году и достигнет пикового значения 100,7% в 2025-м, после чего ожидается его постепенное уменьшение.

Считается, что долг более 100% создает опасности для экономики.

Восходящий показатель соотношения государственного долга к ВВП приводит к неплатежеспособности страны, грозит уменьшением доверия к ней на международных финансовых рынках, увеличивает расходы по обслуживанию долга.

Следствием роста задолженности может быть замедление экономического развития и рост инфляции.

Главным фактором роста государственного долга является увеличение бюджетных расходов и, как следствие, бюджетный дефицит.

Наличие высокого долга приводит к обнищанию страны.

Ведь чем больше государство тратит на выплату процентов по долгу, тем меньше остается на социальные нужды населения: образование, инфраструктуру, здравоохранение и т.

Это значительно ухудшает качество жизни.

“Это очень опасная ситуация для украинской экономики.

Это состояние, предшествующее банкротству государства.

При таком положении вещей оно не сможет исполнять обязанности перед кредиторами, обслуживать долги ему будет не по силам”,- говорит Алексей Кущ, эксперт аналитической компании “Объединенная Украина”.

В то же время следует иметь в виду, что 55% внешней помощи на финансирование бюджета поступает в виде долгосрочных льготных кредитов, что делает ситуацию не такой критичной, какой она кажется на первый взгляд.

Поэтому не так важен уровень долга, как возможность его платить.

Выход есть.

Некоторые эксперты считают, что Украине нужно немедленно добиваться реструктуризации долга.

“Надо, опираясь на форс-мажор в виде войны с РФ, вести переговоры с кредиторами и добиваться списания долга на лучших условиях и на более длительный срок.

Нужно достичь трех позиций: списание 50% долга, реструктуризации оставшейся суммы на 15-20 лет и снижения государственного обслуживания долга до 2-3%.”, - считает Кущ.

Проблема еще и в том, что после войны кредиторы смогут настаивать на выплате всех своих долгов.

Это сейчас, пока она продолжается, можно договариваться о реструктуризации, после окончания войны это будет сделать труднее.

В свою очередь Гетманцев говорит, что часть по внешнему долгу уже реструктуризирована.

Перед официальными кредиторами из G7 и Парижского клуба – до конца марта 2027 г.

А перед коммерческими кредиторами (еврооблигации, ВВП-варранты) – до августа 2024 г.

(но по программе МВФ также запланировано продление до 2027 г.).

“Это существенно уменьшает нагрузку на бюджет: благодаря реструктуризации ожидается экономия на погашении и обслуживании госдолга в 2024 г.

в сумме 4,6 млрд долл., суммарно к 2027 г.

- 14,8 млрд долл.”, - говорит Гетманцев.

Также есть надежда на то, что Украина сможет вернуться на рынок внешних заимствований.

“Задача у нас ключевая: не получить дефолт; иметь возможность заимствовать на рынке капитала, нам такая необходимость потребуется, я думаю, начиная с 25-26 года; выполнить обязательства в рамках программы с МВФ, следуя нашим показателям по долгу ВВП, другим показателям, которые предусматриваются на среднесрочную перспективу”, – сказал министр финансов Сергей Марченко.

Он напомнил, что отсрочка по выплатам по еврооблигациям Украины истекает 1 сентября 2024 г.

“У нас есть время, мы готовим соответствующие решения”, - отметил министр, добавив, что пока еще нет полной картины, но есть несколько планов действий.

Виктория Хаджирадева.

Теги за темою
Бюджет МВФ Мінфін
Джерело матеріала
loader
loader