Что мы получили от компромиссного закона о мобилизации: будет ли от него толк
Что мы получили от компромиссного закона о мобилизации: будет ли от него толк

Что мы получили от компромиссного закона о мобилизации: будет ли от него толк

В среду, 17 апреля, закон о мобилизации в Украине, подписанный президентом днем ранее, был опубликован в официальном парламентском издании "Голос Украины". Уже 18 мая он вступит в силу. Эксперты продолжают делиться с порталом "Комментарии" своими оценками как того, что происходило вокруг данного документа, так и того, чего ожидать от мобилизационных процессов далее.

Мобилизация в Украине. Фото: из открытых источников

Длинная дискуссия касательно мобилизации дезориентировала население

Старший лейтенант, рыцарь ордена Богдана Хмельницкого, бывший командир роты 47-й бригады, эксперт Аналитической группы "Левиафан" Николай Мельник рассуждает следующим образом:

"Если документ критикуют как военные, так и гражданские, он, действительно, является компромиссным. Вот только нужен ли нам в столь тяжелое военное время такой компромисс? Ведь это компромисс между системой, которая воюет за Украину (армией) — и теми, кто пытается не замечать эту войну, как-то укрыться от нее. Не смотреть на верх, если проводить аналогии с американским фильмов 2021 года. Ради чего нам такой компромисс? С моей точки зрения он был вреден!".

Более того, продолжает эксперт, длинная дискуссия касательно мобилизации дезориентировала население. Месседжи от власти не стимулируют идти воевать, акцентирует он. Ведь когда президент говорит, что мы проиграем, если нам не помогут, люди задаются вопросом – зачем воевать, если мы можем проиграть?

"Вся эта эпопея с изменениями мобилизационного законодательства, с заменой представителей ТЦК привела к фактическому саботажу мобилизации. Печальные результаты чего мы видим на фронте – Авдеевка и так далее. Когда позиции роты (80-200 военнослужащих, в зависимости от страны, рода войск и функционального назначения) защищает пять-шесть человек, – подчеркивает Николай Мельник. – Я считаю, что принятый законопроект, ставший законом, не сделает мобилизацию более эффективной. Более того – без изменения системы подготовки и очень многих элементов ВСУ, мы будем иметь серьезные проблемы".

У нас всё зависит от практики законоприменения

Аналитик, политтехнолог Александр Кочетков считает проблемой закона о мобилизации – его компромиссность, вытекающую из формы принятия данного документа.

"Сначала Офис президента Зеленского (по факту – Ставка верховного главнокомандующего, единственный центр власти в воюющей стране) долго думал, находился в какой-то прострации. И позволил депутатам набросать в первоначальный вариант более 4,2 тысячи правок. Если бы их рассматривали непрерывно, на это пошли бы месяцы. Затем от того же ОП поступила команда — срочно принимать во втором чтении и в целом. Второпях иного варианта, кроме как компромиссного, принять было невозможно. Физически не могли депутаты за ночь вдумчиво рассмотреть свыше четырех тысяч поправок, – поясняет эксперт. – Как следствие — в окончательном варианте расчленили тему мобилизации и демобилизации, чего быть не должно, ибо это процессы взаимосвязанные. Теперь закон о демобилизации обещают принять отдельно. Когда-нибудь. Или никогда. Что, естественно, напрягает тех, кто воюет на фронте".

По мнению Александра Кочеткова, хорошо, что в рамках мобилизационных новаций удалось избежать наиболее бестолковых предложений типа ареста имущества, блокирования счетов и так далее. Тем не менее, там преобладает карательный, принудительный подход.

"Не поощрение, не попытка привлечь потенциальных воинов, а попытка принудить того, кого власть автоматические считает уклонистами, – отмечает аналитик. – И этот перекос в сторону принуждения не будет работать, он раздражает украинцев. В том числе тех, кто находится за границей".

Но самое главное – у нас всё зависит от практики законоприменения, акцентирует эксперт. Каким бы закон ни был — хорошим или плохим — важно то, как его применяют.

"У нас нигде не прописано, что представителям ТЦК можно хватать людей на улице, паковать в бусы и везти в свои владения. Тем не менее, такое происходит. И есть опасения, что практика применения мобилизационных новаций ничем не будет отличаться о того, что мы видим в последний год. А именно — продолжаться принудительные меры, раздражающие общество. А пополнять ВСУ станут, мягко говоря, не самыми качественными бойцами. Нежелающими и неспособными воевать, – прогнозирует Александр Кочетков. – Тем не менее, любой закон, лучше, чем его отсутствие. Посмотрим, как новации будут действовать на практике".

Уровень дискредитации процесса мобилизации значительно вырос

Глава платформы Единый координационный центр, политолог Олег Саакян отмечает:

"Из позитива мы увидели, что власть способна обеспечить достаточное количество голосов для принятия законопроекта, который точно не относится к числу популярных. То есть, парламент дееспособен с точки зрения принятия решений".

Но, к сожалению, продолжает политолог, приходится констатировать, что с точки зрения выработки качественных решений весь госаппарат показал себя не в лучшем свете.

"Законопроект компромиссен лишь в том смысле, что одинаково не удовлетворяет всех. Он не отвечает на острые вопросы ни гражданских, ни военных. Ориентирован более на чиновников, для которых частично может улучшить организацию процесса мобилизации. Но ни коим образом не меняет принципов и системных проблем, присущих мобилизации", – подчеркивает эксперт.

Он напоминает, что мы и ранее видели системные злоупотребления полномочиями представителями ТЦК, нарушение ими действующего законодательства. И нет гарантий, что не увидим подобного уже с обновленными мобилизационными правилами.

"К сожалению, остался и принцип доминирования количества над качеством. Потому, по моему мнению, особо ситуация с мобилизацией не изменится – ни в лучшую, ни в худшую сторону. К сожалению, потеряно еще полгода, за которые уровень напряжения в обществе и на фронте возрос, как и уровень дискредитации процесса мобилизации", – заключает Олег Саакян.




Теги за темою
Армія
Джерело матеріала
loader
loader