Как менялся государственный долг Украины в течение 30 лет независимости Украины
Как менялся государственный долг Украины в течение 30 лет независимости Украины

Как менялся государственный долг Украины в течение 30 лет независимости Украины

По состоянию на начало 2024 года Украина столкнулась с весомым ростом госдолга, который теперь достиг $145,3 млрд. Эти цифры, обнародованные Министерством финансов, отражают сложный путь страны из-за финансовых вызовов, усиленных войной и необходимостью восстановления инфраструктуры.

Государственный долг Украины (фото из открытых источников)

Как менялся долг украинского государства на протяжении более 30 лет независимости, и что на этот показатель больше всего повлияло, рассмотрим более подробно в нашем материале.

 

От "нулевого варианта" до долговых тяжестей: Украина в первые годы независимости

 

В момент обретения независимости Украина стояла на пороге новой эры без внешнего долга, согласно так называемому "нулевому варианту" распределения пассивов и активов СССР. Однако начало 90-х ознаменовалось для молодого государства серией финансовых вызовов: от хронического бюджетного дефицита до гиперинфляции и отсутствия опыта в секторе международных кредитных отношений.

 

Рыночные реформы, разрыв экономических связей с бывшими советскими республиками, а также падение производства – это привело к катастрофическому снижению налоговых поступлений. Это, в свою очередь, сократило бюджет на социальные нужды и зарплату работникам государственного сектора. В ответ на эти вызовы правительство обратилось за финансовой помощью к внешним кредиторам, что привело к стремительному накоплению госдолга.

 

Внешний государственный долг рос вследствие займов от отдельных стран, в том числе России, и через кредиты Национального Банка. Но отсутствие прозрачного механизма оценки кредитных проектов и коррупционные схемы усугубляли ситуацию. Для покрытия долга за энергоносители государство переносило задолженность из частного сектора на свои плечи, усугубляя финансовый кризис.

 

Постановление КМУ с 1995 г. стало попыткой упорядочить хаос в сфере внешнего кредитования, ограничив государственные гарантии и разработав инструменты долговой политики. Тем не менее, внутренний рынок госзаймов не развивался, и доля внешнего долга к 1996 году достигла 80%.

 

Роль МФИ, таких как Всемирный Банк и МВФ, начала расти, и только за 1995 год внешний долг увеличился на $3,2 млрд. Такие действия были вынужденным шагом для выхода Украины на новые рынки ссудного капитала, однако они повлекли за собой рост долговой нагрузки, с какой страной пришлось бороться в течение следующих десятилетий

 

Новый этап в финансовой системе Украины начался с введением национальной валюты, гривны, в 1996 году. Собственная валюта позволила Украине расширить источники кредитования от международных финансовых институтов до выпуска еврооблигаций и привлечения кредитов от иностранных банков.

 

Тем не менее, рост направлений финансирования не смог изменить фундаментальной проблемы — новые ссуды шли на погашение старых долгов, создавая замкнутый круг долговых обязательств. В 1997 году Международные финансовые институты стали основным источником ссудных ресурсов, а кредиты от правительств других стран продолжали оставаться значительным долговым бременем.

 

Таким образом, Государственный долг Украины достиг в 2000 году $15,2 млрд или 48,8% ВВП страны.

 

Экономические виражи Украины: от реструктуризации долгов до сырьевой зависимости

 

На рубеже тысячелетий Украине трудно было управлять гарантированным государственным долгом, а выплаты по кредитам под госгарантии значительно тяготили бюджет. Просроченные долги предприятий-заемщиков, не выполнявших своих обязательств, повышали финансовые риски государства и его бюджета, приводя к необходимости поиска новых путей выхода из долгового кризиса.

 

После периода накопления долгов и финансовых затруднений в 90-х, в 200-х годах Украина смогла снизить свой государственный долг до ВВП до 12% в 2007 году. Это было значительным достижением по сравнению с 61% в 1999 году. Как же удалось добиться такого результата?

 

Изменения в финансовой политике и реструктуризация долгов, несомненно, сыграли свою роль. Но основной ответ следует искать в глобальных экономических тенденциях того времени. Высокая конъюнктура мировых цен на сырье стала решающим фактором, способствовавшим экономическому росту Украины. Рост экспорта, особенно в металлургии и машиностроении, помог увеличить государственные доходы и уменьшить потребность во внешнем кредитовании.

 

Однако этот экономический рост был в основном экстенсивным и базировался на старом промышленном потенциале, который перешел под контроль олигархических структур после приватизации. Отсутствие инвестирования в новейшие технологии и переоснащение производства сделали этот рост неустойчивым.

 

Мировой финансовый кризис 2008 года выявил всю хрупкость такой модели развития, и Украине пришлось снова обращаться за поддержкой в международные финансовые институты. Страна оказалась перед новыми вызовами, связанными с поиском путей выхода из финансового кризиса и уменьшением зависимости от внешнего финансирования. История повторилась: недальновидная долговая политика и отсутствие структурных реформ снова поставили Украину перед необходимостью реструктуризации долгов и поиском путей экономической независимости.

 

Дорога в долговую яму: как Украина оказалась в объятиях международных кредитов

 

Украинская экономика всегда была как на минном поле: один неверный шаг, и можно взорвать не только настоящее, но и будущее страны. Особенно это стало заметно в период правления Юлии Тимошенко, когда за менее чем два года Украина привлекла впечатляющие $26 млрд от МВФ, Всемирного банка и других кредиторов.

 

В 2008-2009 годах программа Stand-by открыла для страны финансовые потоки в размере $10,6 млрд, из которых первый транш в $4,5 млрд пошел в поддержку золотовалютных резервов Нацбанка. Что же произошло с остальными средствами?

 

Однако деньги были использованы с недальновидностью, ведь значительная их часть пошла на спасение отдельных банков, которые уже балансировали на грани банкротства из-за своей сомнительной политики. Такой ход не способствовал уменьшению долговой нагрузки, а сокращение экспортных доходов и замедление внутренних экономических процессов только усугубляли проблему.

 

2010 год принес дополнительных $14 млрд долга, из-за кредитов, привлеченных как правительством Тимошенко, так и следующим кабинетом Николая Азарова, пришедшим к власти после президентских выборов. Хотя в 2011 году произошло определенное улучшение, к 2013 году ситуация снова стала критической. Несмотря на 2 транша от МВФ на общую сумму $3,4 млрд, правительство продолжало накапливать внешние и внутренние заимствования, несмотря на растущие финансовые риски.

 

Но самой большой ошибкой, пожалуй, стали "российские миллиарды для Януковича", которые не смогли стать действенным инструментом решения экономических проблем. Вместо того чтобы стать источником стабилизации, они лишь усилили уязвимость экономики.

 

Пустая государственная казна и попытки преодолеть финансовую удавку

 

В начале 2014 года новые власти Украины столкнулись с гигантским долгом в $73,23 млрд, по наследству от "бумажников". Из этой суммы $27,83 млрд приходились на внешние заимствования, прогнозам Международного валютного фонда, может превысить 100% ВВП к 2025 году. Еще несколько лет назад этот показатель не превышал 50%. Эта ситуация стала результатом значительного финансового бремени из-за войны войны, что негативно повлияло на экономику страны.

С одной стороны, рост госдолга в абсолютных цифрах является результатом падения экономического производства, а не только из-за увеличения долговых обязательств. С другой – Украине удалось привлечь значительные средства в форме грантов, что позволило избежать критического роста долга в краткосрочной перспективе. Однако, несмотря на стабильный спрос на облигации внутреннего государственного займа, большинство которых находится в собственности НБУ, и низкие проценты по международным займам, внешний долг остается большим бременем.

 

Платежи по еврооблигациям приближаются, и без реструктуризации этого долга, в 2024 году Украине придется оплатить коммерческим кредиторам значительные суммы, которые могут оказаться непосильными для страны, которая и так находится в условиях вооруженного конфликта.

 

Реструктуризация долга является важной частью программы МВФ и, похоже, правительство начало переговоры с кредиторами ранее запланированного срока, чтобы обеспечить стабильное финансовое будущее для Украины.

 

Пока вопрос государственного долга остается одной из главных экономических проблем нашего государства, от которого будет зависеть экономическое будущее Украины.




Джерело матеріала
loader
loader