По результатам апреля Украина достигла довоенных объемов экспорта зерна.
Случилось это в первую очередь благодаря водным путям.
В то же время в мае ситуация меняется: сухопутные коридоры набирают обороты.
Диверсификация путей экспорта зерна за границу помогает Украине во время войны сохранять нужные объемы.
Морской экспорт стабилизировался.
Украине удалось стабилизировать показатели морского экспорта Это связано с тем, что россияне теперь не могут контролировать движение судов в южной и юго-западной части Черного моря.
Раньше путь через Дунай играл существенную и важную роль в украинском экспорте, сейчас ситуация наоборот.
“Если раньше ситуация была наоборот, и именно река нас тогда спасала, то сейчас морской трафик больше”, - заявил начальник Центра стратегических коммуникаций Сил обороны юга Дмитрий Плетенчук в эфире “Киев 24”.
Он пояснил, что за счет того, что были перекрыты другие пути морской коммуникации водного транспорта, инфраструктура реки Дунай претерпела изменения.
“Они понимают, что как только они выйдут в море, они встретятся не с гражданскими судами, а с Силами обороны Украины.
Соответственно, в южную и юго-западную часть Черного моря они просто не дойдут”,– сказал Плетенчук.
Благодаря тому, что ВСУ удалось оттеснить русский флот с Черного моря, Украина смогла обеспечить беспрепятственный проход кораблей с нашими аграрными товарами.
Поток зерновых судов через порты Одесской области в Украине стал важным шагом по восстановлению экономики страны.
Это привело к увеличению объемов экспорта зерновых и масличных культур к показателям до полномасштабного вторжения России в Украину.
В целом, по информации The New York Times, Украина экспортировала 27,6 млн.
тонн зерна и масличных культур через Черное море в течение последних шести месяцев.
Эта цифра приближается к показателям довоенного периода.
Сегодня Украина имеет доступ только к портам Одесской области для отгрузки зерна морским путем.
Несмотря на это ограничение, ежемесячно эти три порта в среднем отправляют примерно 4,1 миллиона тонн зерна и масличных культур, приближаясь к предыдущим объемам морского экспорта, которые имели место до войны.
По информации Lloyd's List, в марте текущего года количество прибытий зерновых судов в три порта Одесской области – Одессу, Южный и Черноморск – увеличилось до 231 из пяти в сентябре.
К этому привело соглашение, которое Украина заключила с мировыми страховщиками, чтобы обеспечить страхование судов.
“Расширение страхования на все невоенные грузы, такие как контейнерные перевозки, железная руда, сталь, чрезвычайно важно для Украины”, -считает министр экономики Юлия Свириденко.
По ее словам, увеличению объемов экспорта способствовало внедрение уникального механизма страхования судов от военных рисков.
В прошлом году Украине вместе с британским правительством и пулом 14 страховых компаний удалось создать механизм UNITY для судов, пользующихся украинским морским коридором.
Сначала он действовал только на агропродукцию, но мы расширили его на все невоенные грузы.
Компания Dragon Capital даже прогнозирует, что возвращение Одесских портов к полноценной работе может способствовать увеличению ВВП Украины на 4%.
В то же время Украина продолжает сталкиваться с рядом проблем.
Это в первую очередь российские атаки на портовые постройки.
Во-вторых, в этом году ожидается меньший урожай.
Эксперты говорят, что, несмотря на эти трудности, экспорт зерновых остается критически важным для Украины.
“Очевидно, что без экспорта зерна экономика страны будет барахтаться”, -сказал Тариэл Хаджишвили, председатель ООО “Новик” в комментарии Obozrevatel.
В то же время, Министерство сельского хозяйства США прогнозирует сокращение экспорта украинского зерна в ближайшем будущем.
Объемы экспорта сухопутным путем растут.
Эксперты говорят, что хорошо то, что у нас есть несколько путей экспорта агропродукции за границу.
“Зерно из Украины экспортируется по морю, реке, автомобильным дорогам и железной дороге.
Когда есть проблемы у одного пути, пользуемся другими.
Во время войны это особенно важно.”, - говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
В апреле морской путь лидировал.
В то же время в начале мая ситуация начала меняться.
В настоящее время наблюдается уменьшение темпов экспорта из Украины водным транспортом.
В то же время сухопутные пути увеличивают объемы перевозок нашего зерна.
Так, грузовые перевозки на польской границе выросли втрое.
“За первые 6 дней мая экспортные отправки сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом увеличились на 9% до 81 тыс.
тонн”,- говорят аналитики Spike Brokers.
По их информации, значительный рост наблюдается именно на польской границе, где объемы перевозок выросли почти в три раза с 7 400 тонн в апреле до 19 134 тонн в мае.
Среднесуточный показатель пропуска на всех границах вырос до 13 538 тонн по сравнению с аналогичным показателем в апреле, который составлял 12 420 тонн за соответствующий период.
Наибольший объем экспорта автотранспортом занимают сахар – 14679 тонн и подсолнечное масло – 12322 тонн.
В то же время экспортные отгрузки железнодорожным транспортом на сухопутных границах продолжают снижаться.
В мае среднесуточный показатель передачи вагонов через западные границы составил всего 255 вагонов, что является самым низким показателем за последний сезон.
На румынской границе наблюдается снижение на 46% до 25 вагонов в сутки.
В направлении порта Измаил также наблюдается уменьшение нагромождения вагонов на 285 единиц.
Среднесуточный показатель выгрузки вагонов с зерном в порту Измаил составляет 112 вагонов в сутки.
В тот же период среднесуточная погрузка вагонов в портах Большой Одессы уменьшилась до 1260 в сутки.
Рекордное снижение наблюдается в количестве вагонов с зерном, двигающихся в направлении глубоководных портов.
Этот показатель снизился на 1 195 вагонов и составил 6 735 вагонов.
“Железнодорожный фрахт в Украине снизился на 2-4 дол.
за тонну из-за стремительного снижения темпов экспортных отгрузок”,- пишет Obozrevatel.
Виктория Хаджирадева.