Увечье или бессрочная служба: почему в Украине невозможна справедливая демобилизация
Увечье или бессрочная служба: почему в Украине невозможна справедливая демобилизация

Увечье или бессрочная служба: почему в Украине невозможна справедливая демобилизация

Сообщения военнослужащего, общественного активиста, основателя фестиваля "ВилкаFest" Сергея Гнездилова о том, что он самовольно покидает военную часть фактически из-за истощения - возмутил сеть. Военные соглашаются, что установление сроков службы необходимо, однако критикуют избранный Сергеем способ привлечения внимания к проблеме. Эксперты, с которыми пообщался Апостроф, считают, что проблема ротации и демобилизации должна и может быть решена.

Военнослужащий 56-й отдельной мотопехотной Мариупольской бригады Сергей Гнездилов заявил, что самовольно покидает воинскую часть, чтобы привлечь внимание к проблеме отсутствия сроков службы для мобилизованных. "С сегодняшнего дня я иду в СЗЧ, к установлению четких сроков службы, или к своему 25-летию, имея за своей спиной 5 лет безупречной солдатской службы. Подчеркну: безупречной. Надеюсь, этим поступком удастся донести до власти и общества необходимость разговора и разрешения этой ситуации" .Моя позиция остается неизменной: мы должны создать мобилизационную очередь из числа всех военнообязанных украинцев, и тогда демобилизация станет реальностью", - написал он в соцсети.

Проблема передышки пехоты и установления четких сроков службы на "нуле" - вопрос национальной безопасности, подчеркнул он. Гнездилов считает несправедливым отсутствие возможности для демобилизации для военных в то время, как другие граждане получают фейковые инвалидности, фиктивно женятся на женщинах с инвалидностью, фиктивно усыновляют и уклоняются от выполнения конституционного гражданского долга.

Военные уже отреагировали на его решение самовольно покинуть службу. "Это безнравственно по отношению к погибшим и раненым: они отдали жизнь и здоровье не для того, чтобы потом просто сдать фронт. И нечестно по отношению к собратьям, которые остались на линии фронта, на службе", - прокомментировал ветеран ВСУ, адвокат Маси Найем.

Вместе с тем он согласился с необходимостью определения сроков службы для военных. Военный летчик Василий Мулик отметил , что войну тянет на себе пехота. "Если у кого и есть право говорить на эту тему – то это пехота", - убежден он.

Заместитель командира Третьей штурмовой бригады Максим Жорин раскритиковал решение Гнезделова. "Это показательно-медийное “добровольное СЗЧ” будет иметь очень печальные последствия, о которых, видимо, автор этого поступка не очень думает. Если это привлекает к чему-то внимание, то лишь к тому, что нарушение дисциплины это "нормально". Дисциплина - одна из основ любой армии", - отметил он.

Жорин подчеркнул, что “война не закончилась и пока ничего о ее окончании не говорит. Напротив, на неких участках фронта русская армия достаточно удачно ведет наступательные деяния. Поэтому домой мы пока себе позволить не можем.

Бессрочная мобилизация: почему до сих пор нет четких сроков службы

За самовольное уход воинской части или места службы, как известно, предусмотрена уголовная ответственность. Да, согласно ч.5. статьи 407 УК, “самовольное оставление воинской части или места службы военнослужащим, а также неявка его вовремя на службу без уважительных причин, совершенные в боевой обстановке, а так же те же действия продолжительностью свыше трех суток, совершенные в условиях военного положения, - караются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет”.

По мнению некоторых экспертов, четких сроков службы в условиях войны быть не может. "Где вы видели, чтобы во время войны были сроки службы? Служба идет до окончания войны. Он [Сергей Гнездилов] провоцирует колеблющихся людей на то, чтобы они пошли на преступление и сели в тюрьму", - прокомментировал “Апострофу” военный эксперт Олег Жданов.

Народный депутат, член комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александр Федиенко уверен: вопрос сроков службы должен решать Генштаб ВСУ, "ни один политик не должен вмешиваться в военные".

"Пока Генеральный штаб не определится, ни один народный депутат в Украине не занимается войной - на поле боя, тактического, оперативно-стратегического… Откуда народные депутаты во время активной фазы войны могут знать о сроках? Будь у меня телефон Путина, я бы позвонил и сказал: когда ты закончишь войну? Эта война может быть один – два – десять лет или вообще до уничтожения Украины или России", - объяснил он свою позицию “Апострофу”.

В Генштабе не комментируют заявления Гнездилова. Между тем проблема истощения военных – их компетенция. "Вопрос ротации и отпусков, отдыха личного состава - это к [Главнокомандующему Вооруженными силами Украины Александру] Сырскому. Он обещал, что стал искать внутренние резервы военнослужащих, которыми можно пополнить передний край. И он обещал, что грамотно организует ротацию", – подчеркнул Жданов.

Какой должна быть ротация военных

Находиться длительное время в водовороте боевых действий невозможно, говорит "Апострофу" военный эксперт, бывший пресс-секретарь Генштаба ВСУ Владислав Селезнев. "Сейчас возникает правильный вопрос: а как украинские граждане, которые с февраля 2022-го находятся в армии, могут вернуться к родным? Ответ не слишком обнадеживающий. Есть исчерпывающий перечень оснований, по которым можно демобилизоваться из армии. Он обычно связан с серьезными проблемами семейного характера или травмированием, заболеванием, увечьем. Это не выход".

Он напомнил, что в свое время депутаты предлагали разрешение на увольнение со службы после 36-месячного срока пребывания в рядах ВСУ. Однако законопроект 11460 до сих пор не был вынесен в сессионный зал.

Между тем у украинской армии уже есть опыт проведения ротаций. "Между 2014-м и 2017 годом произошло шесть волн мобилизации и соответственно демобилизации военнослужащих, ранее призывавшихся в рамках мобилизационной кампании. Это отработанная практика, – объясняет Селезнев. - Почему нынешнее руководство Минобороны и Генерального штаба отказываются от такой практики - мне точно не известно".

К тому же, у нас мобилизационный потенциал достаточный для проведения ротаций, говорят специалисты и предполагают, что стоит менять подход к мобилизации. "Отсутствие ротации – это комплексная проблема, и мобилизации в том числе , – говорит Олег Жданов. - Если есть проблемы в мобилизации, это говорит, что мотивация не соответствует ситуации… Среди тех, кто был “бусифицирован” (принудительно задержан ТЦК – ред.), процент желающих самовольно покинуть часть наибольший".

Ситуацию могло бы улучшить увеличение поощрения военных. Однако в Кабмине не знают, откуда брать дополнительный ресурс - в правительственном проекте госбюджета-2025 расходы на оборону - после внесения изменений в главную смету-2024 в сентябре - практически равны нынешним.

Вместе с тем, в вопросе ротации нельзя умалять значение уровня подготовки тех, кто приходит на замену тем, кто долгое время держал фронт. "С этим много проблем , - констатирует Селезнев. - четко определил задачи, которые должны решить Минобороны и Генштаб относительно совершенствования деятельности по обучению мобилизованных. Возможно, ситуация улучшится и мы сможем проводить, в том числе, процесс демобилизации".

Джерело матеріала
loader
loader