Прививка от цинизма: Обзор Astro Bot
Прививка от цинизма: Обзор Astro Bot

Прививка от цинизма: Обзор Astro Bot

Храбрый робот Астро пытается достучаться до большого игрока далеко не первый раз. Два горящих глаза-огонька на темной панели его лица – знакомая для многих картина. Но привычность не равноценна искренней симпатии. Когда выходила Astro Bot Rescue Mission, все понимающее покачали головой, оставив небольшую прослойку энтузиастов и дальше веселиться в своем дорогостоящем шлеме. Потом настала пора Astro's Playroom, которая, очевидно, привлекла гораздо больше людей. Но и с ней нередко мог встречаться достаточно печальный сентимент – маленькую и живую игру многие торопились небрежно записать в "демку" контроллера DualSense, короткую затравку перед куда более важными делами.

Поэтому Astro Bot – это не просто сезонный релиз. Для разработчиков из Team ASOBI их новая игра – это громкое заявление, стихийное бедствие и точный укол даже в самую холодную душу. Об этом кричит и обложка, откуда пропали всякие лишние слова, рискующие смазать главный сигнал – Астро снова здесь. И теперь вы его обязательно полюбите. Уж поверьте.

Определенный минимализм, продиктованный уверенностью авторов, пронизывает Astro Bot с самого начала игры. Вам не покажут многослойных меню, не попросят продать душу в бесконечно тянущемся пользовательском соглашении и даже не замаскируют скучную экспозицию под какую-нибудь увлекательную историю. Все куда проще: злой инопланетянин сломал космическую PlayStation 5, боты терпят крушение в разных галактиках, и вам нужно их спасти. Пора браться за дело.

В контексте игры разные галактики – это хабы, через которые вы выбираете, куда отправиться дальше. Сперва прогрессия линейная – доступен лишь один вариант, с одной единственной локацией. Дальше картина несколько меняется – игра открывается и позволяет проходить часть уровней в свободной последовательности, постепенно приближаясь к мини-кульминациям, а именно к схваткам с большими боссами. Якорем прогресса выступает количество спасенных ботов – маленькие друзья раскиданы по всем уголкам необъятного космоса, поэтому их сбор и поимка складываются в основную сверхцель.

Доступные для изучения уровни варьируются как по форме, так и по содержанию. Главные из них можно сравнить с теми, что были представлены в Astro's Playroom – это скоротечные и аддиктивные забеги с препятствиями, предлагающие какую-нибудь уникальную тематическую эстетику с тем или иным "гиммиком" – интеграцией новой игровой механики или системы, меняющей подход к прохождению предложенных испытаний. Есть и отклонения – например, уровни-арены, требующие просто избавиться от определенного набора врагов или победить особо сильного противника.

При этом базовый набор способностей Астро никогда не меняется – бот умеет быстро бегать, высоко прыгать, парить в воздухе с помощью специального луча и контекстно взаимодействовать с интерактивными частями локаций. Такая последовательность и доступность в подходе к реализации управления наделяет Astro Bot редкой особенностью – в игру очень просто играть. А если в игру просто играть, то значит и разработчикам становится намного проще наладить диалог с конечным пользователем: когда поставленные задачи интуитивно понятны, нет нужды тратить время на объяснение сложных материй. Кажется, что в этом и кроется главный секрет Team ASOBI.

Вы видите платформу. Вы можете до нее допрыгнуть. Рядом стоит злой противник – одно нажатие, и он исчезнет. Под потолком развешаны канаты – интуиция подсказывает, что не просто так. Вся эта информация не требует хоть какой-то осознанной обработки и незаметно для вас складывается в линейный аттракцион, где не остается времени для того, чтобы скучать или думать о чем-то постороннем. Однако не считайте, что Astro Bot играет сама в себя – это не так. Убери руки от геймпада, отвлекись на мгновение, и красочная иллюзия развеется, напомнив о том, что главным дирижером все время оставались именно вы.

Подобному дизайнерскому подходу подчинена и аудиовизуальная составляющая. Под любым углом и с любой перспективы Astro Bot остается очень легко "читаемой" игрой. Эффективно используя колористику и расставляя понятные внешние акценты, художники и дизайнеры всегда предельно точно объясняют нужный вам маршрут – вы не промахнетесь, не упадете и не погибните, неправильно поняв игровую карту. От ошибок, безусловно, никто не застрахован, но речь идет именно об ошибках исполнения, тогда как сами задачи всегда будут оставаться максимально прозрачными. Даже музыка и та выступает в качестве очевидного помощника, переходя в новые фазы всякий раз, когда вы достигаете определенного прогресса или справляетесь с новыми сложностями.

В совокупности фундаментальный геймплей превращает Astro Bot в игру, идеально подходящую для самой разной аудитории. Те, кто постарше, могут воспринимать ее как форму своеобразной медитации – идеальный боевой транс трехмерного платформинга, где вы свободным ветром несетесь через десятки уровней, попутно восхищаясь чудесам интерактивных цифровых развлечений и фантазией их авторов. Те, кто помладше, увидят в новом проекте Team ASOBI красочное и продолжительное приключение: достаточно комплексное, чтобы не казаться скучным, но в меру простое, что помогает избежать нежелательной фрустрации.

Кто не вписывается в выбранный разработчиками формат, так это пользователи, которых жанр интересует исключительно как площадка для выполнения сложных трюков внутри не менее сложных трехмерных пространств. Astro Bot совсем не про это. Общая ограниченность Астро в движениях, помноженная на структуру уровней, не подразумевает каких-то изощренных приемов и возможности самостоятельно выбирать темп прохождения. Нет сомнений, что в ближайшие месяцы спидраннеры найдут, чем удивить, выработав собственные техники и геймплейные модели, но трансформировать проект в "сложный" платформер это все равно никак не позволит.

Примечательно, что часть секретных челлендж-уровней все же немного заигрывает с крутыми хардкорщиками, наглядно демонстрируя, что потенциал для подобного развития у игры все-таки есть. Учитывая, что для Astro Bot запланирована поддержка бесплатными дополнениями, нельзя исключать, что будущий контент будет крениться именно в подобным направлении.

Пытаясь вычленить "суть" или "ядро" любой игры, принято выстраивать перспективу, позволяющую воспринимать объект обсуждения внутри определенного контекста. Например, с серьезным лицом анализировать жанровые особенности, культурный код разработчиков и вдохновляющие их первоисточники. Находишь референс, и все сразу становится проще – можно если не утверждать, то уверенно предполагать, откуда у кого растут ноги и о чем на самом деле говорили авторы. И в этой плоскости Astro Bot, совершенно внезапно, оказалась очень сложной игрой – намного более сложной, чем любая платформинг-секция из огромного количества местных уровней.

Вскоре после релиза на одном из тематических новостных ресурсов появилась небольшая статья. В ней автор делится кажущейся провокационной идеей: он утверждает, что Astro Bot – это вовсе не музей игровой истории, а виртуальное кладбище. Надгробные плиты, в издевательской форме напоминающие о героях, играх и их создателях, про которых сегодня почти никто не вспоминает, включая саму Sony. Обманом будет сказать, что мысль не имеет под собой никакого основания: нетрудно понять, как отсылка на любимую и уже почившую ныне франшизу может вызвать строго негативные эмоции. Но интересно и то, как сильно расходятся впечатления разных игроков: где один видит цинизм и издевку, второй там же способен разглядеть слова любви и искренней благодарности.

Почти вся Astro Bot – это гигантский набор цитат. Некоторые из них едва заметные – аккуратное повторение жанровых штампов, реконтекстуализация привычных художественных приемов, робкие подмигивания в сторону других разработчиков. Иные же – буквальное использование визуальных образов героев самых разных игр, переиначивание их мотивов и даже полная адаптация геймплейных стилей и систем. Преодолевая рамки банальной "коробки с отсылками", Astro Bot превращается в громкий фестиваль, подсвечивая не только историю бренда PlayStation, но и всей индустрии в целом.

Но и здесь есть ловушка. Решившись стать ретранслятором для узнаваемых миллионами игр, Astro Bot рисковала превратиться в коммерческий, синтетический и насквозь бездушный продукт. Все равно, что магазинную витрину, подкупающую яркой и неискренней демонстрацией знакомых сердцу вещей. Избежать этой участи команда Team ASOBI могла лишь подлинностью своих намерений, наглядно показав, что вместо попытки дешево продать сладкую ностальгию, разработчики были мотивированы совсем иными вещами – в первую очередь, страстью к видеоиграм как таковым. Трудно отрицать, что у них все получилось.

Никакие из предложенных камео напрямую на подсвечивают свои источники – угадать или понять, о чем идет речь, можно лишь через внешнюю атрибутику, короткие (и зачастую остроумные) описания или сам контекст их появления. Подборка также удивляет – Astro Bot вспоминает не только про главные и знаковые тайтлы, но и про давно забытые проекты, все равно оставившие важный след в индустрии. Легко представить, как какой-нибудь из сотрудников Team ASOBI на очередной планерке спонтанно предложил увековечить в платформере какую-нибудь Vib-Ribbon. Очевидно, что не из корыстных побуждений, а лишь потому, что эта маленькая игра по-настоящему дорога его сердцу. Очень многое в Astro Bot воспринимается именно так – не подло и едко, а по-доброму ярко и искренне. Как огромное путешествие в коллективную память, где миллионы разных людей из разных частей света объединены общей историей – подлинной любовью к смешным трехмерным компьютерным человечкам и всем тем эмоциям, что они дарили нам годами.

Еще один большой момент – вопрос наследия Japan Studio. Громкая реструктуризация студии и юридическое ее упразднение – момент, вызвавший огромное количество бурных дискуссий несколько лет назад. Факт случившийся и не допускающий сегодня каких-либо новых интересных откровений и мыслей. Но вместе с Astro Bot разработчики из Team ASOBI говорят совершенно неприкрытые вещи – прошлое японской студии для них тоже очень важно. Возможно, что мир больше никогда не увидит самостоятельного релиза новой части LocoRoco. Но это не значит, что Астро не сможет зайти в гости к веселым желтым колобкам для совместного исполнения их смешной песни.

Если у вас есть PlayStation 5 – нет никаких веских причин для того, чтобы пропускать Astro Bot. Всякие прочие внутренние релизы от Sony Interactive Entertainment обычно тоже очень легко рекомендовать – делай лишь несколько маленьким ремарок, принимая во внимание отличающиеся вкусы разных игроков. С Astro Bot про подобные ремарки можно забыть, потому что Astro Bot  – это игра для всех. Детище Team ASOBI убеждает в главном: видеоигры – это все-таки очень здорово. Иногда лишь нужно, чтобы об этом напомнил какой-нибудь маленький, но храбрый робот.

Джерело матеріала
loader