Дело историков, а не политиков.
Те кровавые события времен Второй мировой войны, которые происходили на территории совместного проживания украинцев и поляков - на Волыни, Восточной Галиции, Холмщине, Подляшье, Надсянье и Лемковщине - украинцы называют Волынской трагедией, поляки - Волынской резней.
"По моему мнению, в 1943-44 годах на западе Украины происходила очередная польско-украинская война, в которой пострадало много гражданского населения.
На Волыни в 1943 пострадало больше поляков, потому что на Волыни в 43 году поляки были меньшинством",- отметил народный депутат Владимир Вятрович в эфире КИЕВ24.
Он подчеркнул, что никакие политические дискуссии не добавляют ничего в понимание прошлого, но они разрушают нормальные отношения в настоящем.
"К сожаленью, эта война приобрела крестьянский характер, когда село шло против села.
Поэтому среди пострадавших так много гражданского населения.
Этот вопрос требует исследований и дискуссий между историками, но он точно не нуждается в дискуссиях между политиками.
Я это говорю и как политик, и как историк",- сказал Вятрович.
Польская сторона считает эти события геноцидом, совершенным Украинской повстанческой армией (УПА), в то время как украинская позиция акцентирует внимание на мотивах УПА и соответствующих акциях польской Армии Краевой против украинцев.
В 1943 ОУН было принято решение об изгнании поляков из Волыни, где украинцы составляли около 80% населения.
Это решение обосновывалось желанием предотвратить возвращение западноукраинских территорий в Польшу и наказать поляков за сотрудничество с нацистами.
Сначала эти акции УПА были единичными, однако вскоре переросли в массовые атаки на польские села.
В июле 1943 года отряды УПА совершили нападения на более чем 100 польских поселений, что привело к гибели тысяч людей.
В ответ Армия Краевая активизировала свои действия, что привело также к насилию против украинских крестьян.
По оценкам историков, в Волынской трагедии погибли по меньшей мере 35 тыс.
поляков и от 18 до 24 тыс.
Сейчас позиция украинской стороны такова, что мы стремимся простить и попросить прощения за совершенные преступления, акцентируя на важности изучения этих событий.
А вот польская сторона считает эти события геноцидом, подчеркивая массовые убийства, и ежегодно 11 июля чествуя память жертв, называя этот день "Кровавым воскресеньем".
Польский Сейм в 2016 году официально признал события на Волыни геноцидом.
Несмотря на разницу в оценках, вопрос эксгумаций польских жертв остается ключевым в современных отношениях.
Польские политики выражают обеспокоенность тем, что без решения этого вопроса Украине будет трудно получить поддержку от поляков на пути в ЕС.
Поиск взаимопонимания.
Несмотря на позиции сторон, переговоры по поиску путей к взаимопониманию продолжаются.
"Украина готова говорить с Польшей на все темы, потому что настоящие друзья могут откровенно обсуждать между собой все.
И не только говорить, но и решать проблемы.
Обсудили конкретные технические, а не политические шаги, чтобы наконец решить уже долгое время отравляющий вопрос эксгумаций наш политический диалог.
Не должно быть никаких политических препятствий.
Приятно отметить, что имеем понимание и желание двигаться вперед в конструктивном русле.
Убежден, что это наше общее понимание с польской стороной",- заявил министр иностранных дел Украины Андрей Сибига по итогам визита в Польшу на форум безопасности.
"Я попросил правительство на отдельную программу выделить хотя бы 1 млн грн.
На то, чтобы у нас была отдельная программа по поисковым работам, в частности, если будут польские граждане обращаться, то мы будем пытаться им помочь", - сказал руководитель УИНП Антон Дробович в эфире национального телемарафона "Единые новости".
Он пояснил, что годами польская сторона не может запустить ни рабочие группы, ни межведомственные комиссии, и польские граждане уже в отчаянии обращаются "непосредственно к нам".
В институте также заявили, что планируется проведение поисковых работ жертв Волынской трагедии в 2025 году.
И остаются открытыми для взаимодействия с соответствующими польскими институтами по поиску, сохранению и уходу за местами памяти украинцев в Польше и поляков в Украине.
Ведь официальные межинституционные механизмы решения проблемных вопросов с польской стороной по восстановлению и сохранению мест памяти не действуют.
Владимир Вятрович считает, что решение исторического вопроса о достойных захоронениях украинцев в Польше и поляков в Украине находится в руках польской стороны.
Напомним, что 29 августа 2024 года в эфире Польского радио министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш сказал: "Без чествования жертв Волыни, Украина не войдет в ЕС".
Это резонансное заявление запустило в Польше волну других громких высказываний по польско-украинским историческим вопросам.
К примеру, 30 августа 2024 года польский премьер Дональд Туск поддержал своего министра обороны, отметив, что Украина так или иначе должна будет оправдать польские ожидания.
И что он не станет членом ЕС без согласия Польши.
В политических кругах заговорили о том, что Польша может использовать свое председательство в Совете ЕС, начинающееся с 1 января 2025 года, для давления на Украину в вопросе Волынских событий времен Второй мировой войны.
А недавно, 23 сентября, президент Польши Анджей Дуда, комментируя слова министра обороны, заявил в эфире Polsat News, что такая позиция очень похожа на позицию Путина.
Он ведь напал на Украину, чтобы остановить ее интеграцию в ЕС.
"Если кто-то говорит, что будет блокировать доступ Украины к Европейскому союзу, то тем самым вписывается в политику Владимира Путина",- сказал Дуда.
Он добавил, что поиск понимания по всем трудным вопросам, в том числе и историческим, - в интересах Украины.
Галина Гирак.