Сколько денег принесет в бюджет повышение налогов
Сколько денег принесет в бюджет повышение налогов

Сколько денег принесет в бюджет повышение налогов

Принятый Верховной Радой закон о повышении налогов к концу года увеличит поступление в государственный бюджет - уверены в Верховной Раде.

Там уже подсчитали, сколько средств принесет в казну новый закон.

Была ли у Украины альтернатива повышению налогов и каков опыт других стран относительно налоговой политики?.

Средства в казну.

Закон о повышении налогов к концу года увеличит поступление в государственный бюджет.

Об этом сообщил глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев.

Он подсчитал, сколько средств этот закон принесет в бюджет.

“Если говорить о результатах повышения, то мы считаем, что в этом году это будет плюс 30 млрд грн в бюджет”, - сказал Гетманцев.

По его словам, в следующем году поступления в государственный бюджет от введения инициативы будут составлять 135 млрд грн.

Глава парламентского комитета напомнил, что к основным изменениям относится повышение военного сбора на период до 31 декабря года, в котором будет прекращено военное положение.

В частности, повышается ставка военного сбора с 1,5% до 5%, при этом военный сбор для военнослужащих остается на уровне 1,5%.

Также военный сбор устанавливается в размере 1% от дохода плательщиков единого налога 3 группы.

Для ФЛП – плательщиков единого налога 1, 2 и 4 групп на уровне 10% от размера минимальной заработной платы.

Закон также предусматривает изменения в налогообложении банков и финансовых учреждений.

Банки должны уплатить 50% налога на прибыль в 2024 г.

А финучреждения (кроме страховщиков) – 25% от прибыли, начиная с 1 января 2025 г.

(вместо нынешних 18%).

В законе есть и отдельные “секторальные” изменения.

К примеру, он определяет, как АЗС должны осуществлять авансовые платежи налога на прибыль - в размере 30, 45 или 60 тыс.

грн в зависимости от типа заправки за каждое место продажи горючего.

Также он привязывает к курсу евро ставки авансовых налоговых взносов по пунктам обмена валют.

Такой взнос составит 700 евро за каждый пункт обмена валюты в Киеве, 600 евро – в городах с населением более 50 тыс.

жителей и 200 евро для остальных населенных пунктов.

На что потратят средства.

Деньги нужны в первую очередь на то, чтобы перекрыть нехватку средств на финансирование армии.

В правительстве говорят, что на военные расходы только в этом году не хватает как минимум 500 млрд грн.

“Мы знаем, что финансирование каждого военного для бюджета стоит 1,2 млн.

Соответственно, когда мы добираем людей, должны увеличивать бюджет ВСУ,”- заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.

По его словам, цифра в 500 млрд, которая озвучена и представлена, - это тот дефицит, который нужен ВСУ до конца этого года.

При этом премьер напомнил, что международные партнеры не предоставляют средства на украинскую армию, поэтому Украина финансирует ее из внутренних ресурсов, включая налоги и заимствования на внутреннем рынке (ОВГЗ).

Известно, что на повышении налогов в Украине настаивал МВФ.

“Война вряд ли закончится в этом году.

К сожалению, она будет продолжаться и в следующем году.

В 2025 г.

Украине понадобится больше внешнего финансирования, чем мы ожидали.”, - сказал глава миссии МВФ Гевин Грей.

Он считает, что Украине следует искать внутренние ресурсы.

“Внутренняя политика Украины также должна быть направлена ​​на достижение желаемого результата”, - добавил он.

По мнению Грея, повышение налогов будет способствовать желанию доноров продолжать поддерживать Украину.

“Потребности в государственных расходах останутся значительными в среднесрочной перспективе, и, следовательно, прогресс в принятии налогового пакета повлияет на готовность доноров продолжать поддерживать Украину”,- сказал он.

Бизнес не удовлетворен.

Известно, что бизнес крайне критично отнесся к налоговым изменениям.

Предприниматели считают, что вместо того, чтобы поддержать тот бизнес, который работает во время войны, новый закон еще больше усложнит жизнь тем, кто не ушел “в тень”.

“Когда бизнес проиграет, не выиграет никто”, - считает соучредитель Monobank Олег Гороховский.

В свою очередь Андрей Длигач, председатель Advanter Group, соучредитель Центра Экономического Восстановления, считает, что когда бизнесу ставят препятствия для развития, он не будет работать.

“Украинская устойчивость на фронте зависит от нашей способности за счет нашей экономики финансировать наши Вооруженные силы.

А откуда деньги берут в экономике? От деятельности бизнеса.

Если бизнес сокращается, если его выжимают за пределы Украины, то, конечно, он не будет работать”, - говорит Длигач.

Эксперты Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) считают, что любое дополнительное налогообложение бизнеса, включая повышение военного сбора, может исказить конкурентную среду, поскольку работать “в белую” станет экономически невыгодно.

“Компании, остающиеся в теневом секторе экономики, получают экономические преимущества по сравнению с компаниями, уплачивающими налоги.

Соответственно, можем предположить, что это вынудит часть белого бизнеса мигрировать в тень, чтобы выжить во время войны”, - предполагают в ЕБА.

Прежде, чем повышать налоги, считают в ЕБА, правительству следовало обратить внимание на “неиспользованный фискальный потенциал теневого сектора экономики”.

“Любому повышению налогов для добросовестного бизнеса должна предшествовать результативная борьба с тенью и налогообложение той части бизнеса, которая не платит налоги вообще или использует схемы для оптимизации”, - считают в бизнес ассоциации.

Там обращают внимание на расчеты Института социально-экономической трансформации, согласно которым украинский бюджет недополучает около 400 млрд грн от теневого сектора.

“Эта сумма соответствует объему дополнительных средств, которых в настоящее время не хватает в госбюджете”, - отмечают в ЕБА.

Опыт других стран.

Вопрос, что лучше пополняет бюджет - повышение или снижение налогов зависит от многих факторов, включая экономическую ситуацию в стране, уровень налоговой дисциплины, структуру экономики и другие.

Опыт разных стран показывает, что оба подхода могут быть эффективными в зависимости от контекста.

К странам, которые повышали налоги, относится Дания.

У этой страны одна из самых высоких ставок подоходного налога в мире, которая достигает 55.9%.

Высокие налоги позволяют финансировать щедрую систему социального обеспечения, включая бесплатное образование и медицинское обслуживание.

Это способствует высокому уровню жизни и социальной стабильности.

Еще одним примером стран, где предпочитают повышение налогов является Германия.

После финансового кризиса 2008 г.

власти этой страны пошли на повышение налогов, и это помогло стране быстро восстановиться и сохранить высокий уровень государственных услуг.

В свою очередь, Франция повысила налоги для богатых, чтобы уменьшить бюджетный дефицит и финансировать социальные программы.

Это позволило снизить неравенство, но вызвало определенное недовольство среди состоятельных граждан.

К странам, которые снижали налоги, относятся США.

В 2017 г.

США снизили корпоративный налог с 35% до 21%.

Это стимулировало экономический рост и инвестиции, но также увеличило бюджетный дефицит.

Еще одной страной, которая снижала налоги является Ирландия.

Эта страна имеет одну из самых низких ставок корпоративного налога в Европе – 12.5%.

Это привлекло многие международные компании, что способствовало экономическому росту и созданию рабочих мест.

В свою очередь Кипр также имеет низкие налоги, что делает его привлекательным для бизнеса.

Это помогло стране привлечь иностранные инвестиции и стимулировать экономическое развитие.

По мнению экспертов, в странах с высоким уровнем налоговой дисциплины и развитой экономикой, таких как Швеция и Германия, повышение налогов может привести к увеличению бюджетных поступлений без негативного влияния на экономический рост.

В странах, где налоговая база узка и уровень уклонения от налогов высок, повышение налогов может привести к увеличению теневой экономики и снижению реальных поступлений.

“Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и их эффективность зависит от конкретных условий в каждой стране”, - резюмирует Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Виктория Хаджирадева.

Теги за темою
Верховна Рада податки
Джерело матеріала
loader
loader