Депутаты Верховной Рады предлагают в несколько раз повысить выплаты на детей, которые не менялись уже десять лет. В Кабмине с осторожностью относятся к этой инициативе, но в целом ее поддерживают, считая, что она позволит улучшить демографическую ситуацию в Украине. "Апостроф" выяснял, станут ли увеличенные пособия стимулом для роста рождаемости в стране.
Власти Украины всерьез озаботились демографической ситуацией в стране.
Проблемы демографии очевидны, и они возникли задолго до российского вторжения 24 февраля 2022 года, а большая война только усугубила их.
Власти нацелены на возвращение граждан, покинувших страну из-за войны, а также на привлечение соотечественников из украинских диаспор, для чего будет создано специальное Министерство объединения.
Впрочем, многие специалисты вовсе не уверены, что даже после завершения боевых действий в Украину вернутся все уехавшие, не говоря уже о тех, кто покинул Украину десятилетия назад или вообще родился за границей. В связи с чем все чаще звучат мнения о необходимости привлечения в страну иностранных мигрантов, в первую очередь, трудовых. Однако украинское общество пока, вероятно, не готово к появлению значительного количества представителей других народов и культур.
При этом вопрос демографии – это не только решение текущих проблем, но и взгляд в будущее. А оно, во многом, определяется уровнем рождаемости, который в Украине очень низкий. Если в 2012 году он составлял 1,5 ребенка на одну женщину, то в 2020 году – уже 1,2. А в военные годы он вообще упал до единицы, а, по некоторым данным, еще ниже. Это при том, что воспроизводство нации возможно при коэффициенте не менее 2,2.
Все это усугубляется крайне высокой смертностью, которая превышает уровень рождаемости.
Ниже минимума
Низкая рождаемость свойственна многим странам Европы, где ее пытаются стимулировать, в том числе, материально.
Существуют выплаты на детей и в Украине. Однако они не увеличивались с 2014 года, несмотря на то, что цены за это время поднялись значительно, да и другие выплаты, в том числе зарплаты и пенсии, также выросли.
На сегодня общий размер помощи при рождении ребенка составляет 41 280 гривен. Сумма первой выплаты - 10 320 гривен, после чего на протяжении трех лет ежемесячно выплачивается по 860 гривен.
Совершенно очевидно, что ежемесячные выплаты мизерные, и на сегодня за эти деньги можно купить разве что пачку памперсов.
Фактически, это признают и в правительстве. В октябре в ходе выступления в Верховной Раде министр социальной политики Оксана Жолнович сказала, что "рассрочка на три года такой суммы, возможно, является не очень удачным решением".
Тем не менее, Кабинет министров пока не готов предложить конкретные инициативы по увеличению выплат матерям (в отличие от пенсий и некоторых других выплат).
Чего не скажешь о народных избранниках. Только в ноябре в Раде были зарегистрированы три соответствующих законопроекта, кроме того, аналогичный документ был подан еще в марте этого года. На сегодня все они находятся на рассмотрении в парламентских комитетах.
Все эти законопроекты предлагают увеличить общую сумму выплат – цифры варьируются от 115 до 380 тысяч гривен. Предполагается поднять как одноразовые выплаты при рождении ребенка – от 24 тысяч гривен до почти 65 тысяч гривен, а также ежемесячные – от 2563 гривен (столько составляет на сегодня прожиточный минимум для детей до шести лет) до 8000 гривен (текущий размер минимальной зарплаты).
В бюджете денег нет
Существенное увеличение выплат потребует соответствующих сумм, которые, по различным оценкам, и в зависимости о того, какой из предложенных законопроектов будет (если будет) взят за основу, могут составить от 30 до 50 миллиардов гривен в год. В среднем, речь может идти примерно об 1 миллиарде долларов помощи наших зарубежных партнеров. Потому что без нее, похоже, никак не обойтись.
По крайней мере, в правительстве на это намекают, а иногда и говорят прямым текстом.
Во время уже упомянутой октябрьской встречи в Верховной Раде глава Минсоцполитики Оксана Жолнович, отвечая на вопрос о возможности увеличить выплаты на детей, сказала, что приоритетом является способствование скорейшему возвращению материей к работе.
В свою очередь, премьер-министр Денис Шмыгаль в марте заявлял, что инициативы народных депутатов по увеличению выплат на детей очень важны в свете неблагоприятной демографической ситуации в Украине, однако с точки зрения их финансирования – все сложно.
Сейчас все бюджетные средства направляются на оборонные нужды, но и после войны вряд ли в государственной казне будет достаточно средств для финансирования подобных инициатив.
"Если мы сможем привлекать дополнительные средства от партнеров, которые будем отправлять на эти цели, это будет прекрасно, будем сотрудничать с Министерством финансов для того, чтобы как можно скорее мотивировать молодые украинские семьи заводить как можно больше детей", – сказал по этому поводу украинский премьер.
Сомнительный стимул
Допустим, что украинские власти найдут средства для увеличения выплат по уходу за детьми. Но станет ли это стимулом для роста рождаемости, который нашей стране безусловно нужен?
"Возможно, но на очень короткий период, максимум, на три-четыре года. И то – при идеальных условиях, - сказала в комментарии "Апострофу" директор Института демографии и социальных исследований НАНУ Элла Либанова. - Эти выплаты при рождении ребенка не следует рассматривать как способ стимулирования более высокой рождаемости. Их нужно рассматривать как способ преодоления или, хотя бы, уменьшения бедности в семьях с маленькими детьми".
Эксперт Украинского института будущего Николай Скиба также сомневается, что увеличение выплат будет способствовать росту рождаемости.
"Скорее, нет. Поскольку решение семьи, пары завести ребенка зависит, в первую очередь, от ощущения перспективы – их персональной, а также страны, общества. Кроме того, от доступа к инфраструктуре безопасности, да в целом, от ощущения безопасности, - сказал он в разговоре с изданием. - А вопрос денежного покрытия будет уже на третьем-четвертом месте".
Он считает, что такие выплаты, безусловно, должны индексироваться, как минимум, чтобы компенсировать инфляцию.
"Но, если рассматривать их как способ стимулировать рождаемость, они не будут таким фактором", - добавил эксперт.
Уверенность в завтрашнем дне
В определенном смысле, выплаты на детей в том виде, в котором они сегодня существуют в Украине, могут представлять даже определенную опасность.
"Эта помощь особенно ничего не решает, даже если увеличить сумму, - сказал в комментарии "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Конечно же, это некоторое подспорье для семьи, но после трех лет – что будет дальше с поддержкой ребенка? Ведь расходы (на ребенка) сохранятся. И, если родители зарабатывают немного, это приведет к тому, что семьи на этой почве будут распадаться".
В связи с этим, считает он, нужно сохранять выплаты как минимум до 16-летнего возраста ребенка (на это также необходимы средства, с чем в нашей стране в ближайшее время будет сложно).
Но куда важнее, чтобы в стране была динамично развивающаяся экономика.
"Чтобы у родителей была зарплата, и чтобы этой зарплаты хватало на содержание не только самого себя, но и супруги (супруга) и ребенка. Если этого не будет, то, сколько бы вы не выплачивали, это не даст нужного результата", - говорит Илья Несходовский.
Кроме того, по его словам, во многих странах для семей с детьми действуют социально-налоговые льготы, и Украина могла бы перенять этот опыт: "Работающий человек отдает 20% своего заработка (если совсем точно, то 19,5% - 18% налога на доходы физлиц и 1,5% военного сбора – "Апостроф"). Если бы люди с детьми платили хотя бы в два раза меньше, это была бы гораздо большая поддержка".
В целом же, чтобы стимулировать рождаемость, нужно, чтобы у людей была уверенность в будущем.
"Чтобы улучшались условия доступа к детским школьным и внешкольным учреждениям, чтобы женщина реально могла совмещать внутрисемейную занятость с оплачиваемой работой, чтобы была уверенность, что завтра будет лучше, чем сегодня", - резюмировала Элла Либанова.