Борис Кушнирук. "Укрзализныця" на грани: Останется ли Украина без поездов из-за непрофессионального управления?
Экономическая ситуация в Украине продолжает оставаться напряженной из-за полномасштабной войны. Одним из последствий этого является падение объемов грузовых перевозок, что, в свою очередь, влияет на крупные государственные компании. В частности, речь идет об "Укрзализныце", которая, по сообщениям некоторых СМИ, планирует значительные сокращения персонала. Это вызывает дискуссии относительно состояния украинской экономики в целом и эффективности управления государственными предприятиями.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эту информацию Бориса Кушнирука, эксперта-аналитика и экономиста. Мы поинтересовались, является ли сокращение в "Укрзализныце" показательным примером для украинской экономики и приобретет ли это массовый характер.
— Я бы разделил этот вопрос на две части. Есть, безусловно, вопрос, в какой степени экономика в условиях войны может функционировать стабильно и обеспечивать грузовые перевозки - это первая составляющая. Вторая составляющая - это непосредственно сама "Укрзализныця", в какой степени ее административный аппарат в таком виде нужен.
Если говорить об экономике, по крайней мере, официальные данные Госстата не показывают, что мы погружаемся в кризис. Экономика, безусловно, не демонстрирует каких-то чрезмерных шагов роста, но при этом и падения нет. Но, бесспорно, нужно учитывать, что Россия целенаправленно пытается уничтожить производственные мощности.
Есть вопросы относительно самой политики "Укрзализныци". Это даже не проблема "Укрзализныци", это вопрос проблем государственного управления. Потому что, условно говоря, в "Укрзализныце" есть грузовые перевозки и есть пассажирские перевозки. В классическом варианте, даже без войны, пассажирские перевозки, как правило, убыточны, и это повсеместно. И это не история Украины, это история всех стран. Поэтому либо вы обеспечиваете перекрестное субсидирование, то есть вы пытаетесь держать высокие тарифы на грузовые перевозки и за счет этого субсидируете пассажирские перевозки, либо государство должно брать на себя субсидирование пассажирских перевозок и их оптимизацию. А оптимизация должна выглядеть в том, чтобы взять и сокращать перевозки.
Я неоднократно говорил о том, что я, например, сторонник перехода к тому, чтобы мы увеличивали количество дневных поездов, без ночных, потому что поезд, в котором только сидячие места, он привозит объективно значительно больше людей, а соответственно, расходы на перевозку пассажиров значительно меньше. Бесспорно, когда это более 6 часов, то людям бывает трудно высидеть в поезде, не имея возможности улечься, но с точки зрения расходов "Укрзализныци" перевозки людей на сидячих местах значительно дешевле, чем если речь идет о спальных вагонах. Поэтому здесь есть вопрос, на мой взгляд, смотреть, в какой степени "Укрзализныця" может сократить свои убытки, связанные с пассажирскими перевозками, не перекладывая эту проблему ни на государство, ни на грузовые перевозки.
Причем если брать грузовые перевозки, то здесь опять в чем проблема? Когда вы делаете дороже грузовые перевозки своими поездами, вы сами провоцируете, что они переходят на грузовые перевозки, только автомобильные, потому что выгоднее везти автомобилем, чем тратить средства на железнодорожные перевозки, потому что они становятся слишком невыгодными. Поэтому я говорю о том, что сам подход неправильный. Надо разделить "Укрзализныцю", провести реформу, разделить грузовые перевозки и пассажирские, наводить порядок с пассажирскими перевозками. А что касается грузовых перевозок, то философия должна заключаться не в том, что вы пытаетесь выжать как можно больше из крупных ваших перевозчиков - зерновых, металлургических и так далее. Это неправильный подход. Вы сами толкаете их на другие виды транспорта. Это неправильный подход в принципе. Просто "Укрзализныця" как монополист, она сама, по сути, провоцирует неправильные тенденции в развитии экономики.
Я комментировал еще в 2019 году, когда Зеленский сам полез в соцсети и начал комментировать, как перевозчики автомобильного транспорта будут обходить ограничения, которые устанавливаются по грузоподъемности перевозок по дорогам. Я писал, что, во-первых, это очевидно, что этим не должен заниматься президент, но вопрос именно в том, что неправильная философия "Укрзализныци" и провоцирует неправильную ситуацию, потому что, по большому счету, железная дорога, учитывая ее размеры, она объективно должна быть более выгодна для перевозки, чем автомобильный транспорт, по экономической логике. Если вы делаете так, что вам выгоднее везти автомобильным транспортом, то это говорит о том, что что-то не так в самой модели.
Если брать на сегодня, то здесь проблем несколько. Бесспорно, есть вопрос по тому, что сокращаются грузовые перевозки, особенно дорогие. То есть есть проблема, связанная с экономической ситуацией. Есть проблема, связанная с тем, в какой степени сама модель управления "Укрзализныцей" хороша. И есть проблема государственная, потому что эти функции пассажирских и грузовых перевозок нужно разделить, иначе вы имеете абсолютно ненормальную ситуацию, которая провоцирует снижение перевозок железнодорожным транспортом.

