/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2Fba684f53ca517d845072047cf0cae6dc.jpg)
В ЕВА призвали правительство освободить "Укрзализныцю" от налога на землю: такого нет в развитом мире
Европейская бизнес ассоциация призвала правительство освободить от налогообложения земельным налогом земли железнодорожного транспорта, которые находятся под железнодорожным полотном и его обустройством. Во многих странах ЕС, в частности в Германии, Франции, Великобритании, Польше и т.п., такой земельный налог для железнодорожных предприятий вообще не применяется. Железная дорога выполняет важную социально-экономическую функцию для местных общин, обеспечивая межрегиональное сообщение и создавая рабочие места.
Об этом говорится в заявлении ЕВА.
После отмены налоговой льготы в 2019 году АО «Укрзализныця» ежегодно уплачивает миллиарды гривен земельного налога. Только за 2020-2023 годы эта сумма превысила 13,2 млрд грн.
«Такая налоговая нагрузка является экономически необоснованной и приводит к ряду негативных последствий для железной дороги, таких как: уменьшение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли, снижение рентабельности железнодорожного транспорта и т.д. В результате растет себестоимость железнодорожных перевозок, что напрямую отражается на стоимости логистики для бизнеса», — отметили в EBA.
В Украине же железная дорога вынуждена покрывать расходы на земельный налог путем повышения грузовых тарифов для бизнеса. Таким образом, именно бизнес фактически компенсирует налоговые обязательства «Укрзализныци», а к тому же - убытки от пассажирских перевозок, которые в 2024 году превысили 18 млрд грн, подчеркнули эксперты Ассоциации.
«Европейская Бизнес Ассоциация уже обратилась в Министерство развития общин и территорий Украины, Министерство финансов Украины и профильные парламентские комитеты с призывом восстановить справедливость в налоговой политике и поддержать критическую железнодорожную инфраструктуру. В Минразвития поддержали позицию бизнес-сообщества и подтвердили наличие неравных условий в транспортной сфере. Ассоциация убеждена: освобождение земель железнодорожного транспорта от земельного налога позволит обеспечить устойчивое развитие не только «Укрзализныци», но и бизнеса и общин, которые зависят от железнодорожного сообщения», – резюмировали в EBA.
Ранее стало известно, что в 2026 году «Укрзализныця» планирует повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 37%, чтобы покрыть растущий ущерб от пассажирских перевозок. В то же время по подсчетам грузоперевозчиков повышение тарифов может привести к падению грузовой базы на 15%, что даст УЗ лишь около 12 млрд грн дополнительных доходов. В то же время потери для экономики составят 96 млрд грн ВВП и 36 млрд грн налоговых поступлений.

