Борис Кушнирук. Что будет с теми, кто не платит за коммуналку?
Борис Кушнирук. Что будет с теми, кто не платит за коммуналку?

Борис Кушнирук. Что будет с теми, кто не платит за коммуналку?

В Украине продолжается стремительное накопление долгов населения за жилищно-коммунальные услуги. По данным Единого реестра должников, по состоянию на середину сентября 2025 года было открыто рекордные 788,5 тысячи исполнительных производств, что на 13% больше, чем в июле 2024 года. Общая сумма задолженности, по информации Госстата, уже превысила 106,6 млрд грн (по состоянию на второй квартал 2025 года), причем наибольшая доля приходится именно на услуги теплоснабжения и горячей воды. Ситуация осложняется тем, что с начала 2024 года в Украине для большинства территорий (кроме зон боевых действий и оккупированных территорий) был отменен мораторий на отключение услуг и начисление пени.

Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать данную информацию эксперта-аналитика, экономиста Бориса Кушнирука:

— Преимущественно долги выросли не за электроэнергию, а за отопление. За электричество, как правило, ситуация контролируемая: если долг растет, компании имеют возможность приехать и отключить потребителя, поэтому задолженность там не достигает критических размеров.

С отоплением ситуация совсем другая. Многие люди уехали из Украины, квартиры остались пустыми. В таких случаях долгов за электроэнергию нет, потому что стоит счетчик, который фиксирует отсутствие потребления. Но за тепло и коммунальные услуги начисления все равно продолжаются, даже если человек физически не проживает в квартире. В результате долг накапливается, хотя фактического потребления нет.

Поэтому, если большая часть долга связана именно с такой категорией людей, то с этим ничего сделать невозможно. Пока люди не вернутся в Украину, платить просто некому. В такой ситуации, бесспорно, у коммунальных структур должно быть четкое понимание, есть ли потребитель на месте. Если его нет, то это нужно урегулировать на законодательном уровне: долг не списывается, но может индексироваться на процент инфляции и оставаться за владельцем жилья.

Возможно, государство через Национальный банк или коммерческие банки должно предоставлять предприятиям теплоэнерго рефинансирование, чтобы они могли продолжить свою деятельность и не остановили работу из-за кассового разрыва. Но я подчеркиваю — пока людей нет, ничего с этим сделать невозможно. И таких квартир немало, это действительно большая проблема.

Кроме того, есть еще одна системная проблема, о которой я неоднократно говорил. Она существует уже десятилетиями, а особенно обострилась после того, как в 2016 году Украина перешла на систему оплаты отопления «зима-лето». До этого действовала другая схема — когда годовая сумма платежа за тепло распределялась равномерно на все двенадцать месяцев. Тогда ежемесячные платежи были меньше, чем сейчас, когда весь объем оплаты концентрируется только в зимние месяцы.

Я неоднократно выступал на телевидении и объяснял, что нужно вернуться к той системе, причем не только в отношении тепла, но и для всех видов коммунальных услуг. Необходимо перейти на систему абонплаты, когда размер платежа определяется один раз в год. Человек потребляет электричество, воду, тепло, газ — и для каждого ресурса рассчитывается средний объем потребления. На основании этого определяется среднемесячная сумма, которую потребитель платит в течение года.

По окончании года, например в июне, необходимо провести централизованную проверку показателей всех счетчиков — тепла, воды, газа, электроэнергии. Очень важно, чтобы это делала не множество разных контор, а одна уполномоченная структура, которая снимает показатели и вносит их в единую базу данных. Если по итогам года окажется, что человек потреблял больше, чем оплачивал по абонплате, то ему досчитывается разница. Если же потребление было меньше — тогда в течение следующих трех месяцев абоненту уменьшают размер ежемесячных платежей.

Такой годовой перерасчет производится по фактическому потреблению и с учетом того, изменилась ли цена на ресурс. Если цена осталась неизменной, то просто производится корректировка по объему. Если потребление выросло — абонплата увеличивается, если уменьшилось — снижается. Для того, чтобы избежать резких колебаний, можно брать средние данные за последние три года.

Этот подход имеет очевидные преимущества. Во-первых, он обеспечивает равномерную нагрузку на семейный бюджет в течение года — люди знают, какую сумму будут платить ежемесячно. Они не сталкиваются с непредсказуемыми платежными пиками. Во-вторых, такая система позволяет государству четко понимать, какой уровень доходов имеет домохозяйство и кому действительно нужна субсидия. При этом сумма субсидий в денежной форме будет меньше, ведь нет сезонных скачков платежей.

Я даже в свое время показывал это математически: в случае равномерной абонплаты государство реально экономит, потому что потребность в компенсациях уменьшается. Когда нет пиковых платежей, не возникает резкого разрыва между доходами семей и их расходами на коммунальные услуги. Поэтому такая система дала бы возможность спокойно и предсказуемо оплачивать счета, а уровень задолженности существенно сократился бы.

Домохозяйства знали бы, что у них ежемесячная фиксированная плата. Некоторые даже могли бы подать заявление, чтобы эта сумма автоматически снималась с банковского счета, потому что она не меняется в течение года. Это то, что нужно было бы сделать, и это существенно уменьшило бы долги, а также позволило бы государству платить меньше за субсидии.

Я подчеркиваю: я об этом писал множество раз, но, к сожалению, воз и ныне там — никто ничего не делает.

— Как вы думаете, будут ли повышаться цены на отопление?

— Нет, до окончания отопительного сезона никто этого делать не будет. Что касается следующего отопительного сезона, то речь может идти о возможном повышении цен на электроэнергию и отопление. Такое вполне возможно, но во время самого отопительного сезона у нас этого, как правило, не делают.

Джерело матеріала
loader
loader