В Европе появилось новое политическое трио: Стармер, Макрон и Мерц, - The Economist
В Европе заметно изменился политический ландшафт. Как пишет The Economist, нынешние премьер Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Фридрих Мерц неожиданно сработались и образовали новое политическое трио, которое уже называют Е3 — «евротройкой». Это неформальная, но стремительно набирающая вес конструкция, пришедшая на смену временам «Меркози» — тандема Ангелы Меркель и Николя Саркози.
Издание даже предложило шуточные названия для нового союза — «Макмерцмер» и «Стерцкрон». Но, как отмечают журналисты, никакой заранее продуманной архитектуры за этим нет. Это спонтанное лидерство, родившееся потому, что оно работает.
Развитие этого трио началось фактически сразу после того, как Мерц в мае 2025 года стал канцлером Германии. Уже через несколько дней он, Стармер и Макрон вместе отправились в 11-часовую поездку поездом в Киев. Этот визит стал для них точкой сближения и фактически заложил основу их будущего совместного курса.
С тех пор три лидера постоянно консультируются друг с другом — особенно по вопросам помощи Украине, противодействия России и налаживания диалога с президентом США Дональдом Трампом, который резко изменил привычный стиль трансатлантических отношений. Советники по безопасности трёх стран общаются несколько раз в неделю, поддерживая постоянную координацию.
Когда появился новый американский мирный план по Украине, Макрон, Мерц и Стармер буквально на следующий день собрались вместе и согласовали свою позицию. Они отправили своих советников в Женеву на встречи с делегациями США и Украины, чтобы влиять на содержание переговорного процесса. Как подчёркивает The Economist, «незаметно для всех это трио становится новым высшим руководством Европы».
Французский министр по делам Европы Бенджамин Хаддад объясняет феномен Е3 просто: лидеры трёх стран доверяют друг другу и понимают, что Европа обязана сама отвечать за собственную безопасность, даже при наличии связей с США. Немецкий министр иностранных дел Йоханн Вадефуль назвал их союз «рабочей мышцей Европы».
На фоне войны и нестабильности это сотрудничество начало быстро оформляться в реальные решения. В июле Британия и Германия подписали договор о дружбе и оборонном сотрудничестве, который Мерц назвал историческим моментом. До этого Стармер подписал оборонное соглашение с Макроном. Документ зафиксировал, что ядерные силы Франции и Великобритании остаются независимыми, но теперь должны координировать свои действия: угрозы Европе будут рассматриваться как сигнал для совместного ответа двух стран.
Эту идею поддержал и Мерц. Он прямо заявил, что Европе пора готовиться к тому, что США при Дональде Трампе могут больше не придерживаться обязательств НАТО о взаимной обороне столь же безусловно, как раньше.
Таким образом, у Европы появился новый центр силы — неформальный, но очень активный. И именно это трио, по оценке The Economist, становится ключевым игроком в вопросах безопасности континента, поддержки Украины и взаимодействия с Вашингтоном.

