План Б. Расклады на парламентские выборы
План Б. Расклады на парламентские выборы

План Б. Расклады на парламентские выборы

И для формирования новой конфигурации власти они сыграют едва ли не более существенную роль, чем выборы президента, пишет Валерий Литонинский в №7 Журнала Корреспондент.

Корреспондент моделирует, что дальше-то будет.

Внятный сигнал уже подан: не попавшие во второй тур лидеры политических сил активно продвигают законопроекты об импичменте президенту.

И, конечно, не исключены другие шаги, в результате которых полномочия и возможности президента сузятся.

Но на это старательно не обращают внимания те, кто ожидает кардинальных изменений в Украине сразу после инаугурации нового президента.

Точно так же зря уж слишком расстраиваются и те, кто опасается моментального падения в пропасть в случае прихода нового человека на Банковую.

И те, и другие забывают, по каким законам живет государство.

Украина — все же парламентско-президентская республика.

И согласно Конституции страны, в руках президента сконцентрировано не так уж и много властных полномочий по части внутренней политики, особенно если у него нет поддержки большинства в Верховной Раде.

А если вообще нет собственной фракции в парламенте — тем более.

Да, в 2019 году «под президента» фракция соберется аж бегом.

Но не правящая коалиция.

Так что, кого бы украинцы ни выбрали 21 апреля, впадать в эйфорию или посыпать голову пеплом — слишком рано.

Впереди еще парламентские выборы, и они существенно скорректируют любой итог нынешнего голосования.

И роль парламента в этом всем только усилится.

БЕЗ РАДЫ — НИКУДА.

Именно через парламент в виде законопроектов должны пройти все реформы и изменения, обещанные кандидатами в президенты.

Привлекательная идея, популярная в обществе, — это одно дело, обеспечить ее утверждение — совсем другое.

За инициируемое главой государства предложение не будут голосовать его политические оппоненты в Раде.

Без поддержки в парламенте все самые красочные сценарии реформ в стране так и останутся на бумаге.

Смести Верховную Раду, как это случилось в 2007 году? Этот вариант малореален.

В ближайший год — точно.

Кадровая политика президента также серьезно ограничена.

Например, президент не может единолично назначить или уволить премьер-министра.

Это исключительное право Верховной Рады.

Правительство автоматически идет в отставку не после президентских, а как раз после парламентских выборов.

Согласно украинской Конституции, коалиция депутатских фракций определяет кандидатуру премьер-министра и направляет предложение президенту.

Руководитель государства, в свою очередь, уже просто вносит в Верховную Раду представление на утверждение.

Да, президент руководит внешнеполитической деятельностью государства, является Верховным главнокомандующим, но министров иностранных дел и обороны без согласия парламента он назначить не может.

Кандидатуры всех остальных министров на утверждение Верховной Рады подает сам премьер и к ним президент формально не имеет никакого отношения.

Через свою фракцию, если она в Раде весома, сможет влиять, но единолично — вряд ли.

Также без одобрения Рады не проходят назначения генерального прокурора, глав Службы безопасности и Национального банка.

Президент только вносит кандидатуры в парламент, но последнее слово за депутатами.

На новые антикоррупционные органы прямого влияния президент вообще не имеет.

ЧТО ОСТАЛОСЬ.

Получается, что ни с кем не согласовывать свои кадровые решения президент может только в собственной администрации, Совете национальной безопасности и обороны, а также в высшем руководстве Вооруженных сил.

Еще президент самостоятельно может назначить половину состава Совета Нацбанка и Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.

Но даже самостоятельную региональную политику глава государства строить не может.

Для увольнения или назначения глав областных госадминистраций президенту нужно представление Кабинета Министров.

Конечно, президент, который остался без поддержки большинства в парламенте, может ввязаться в войну полномочий с Радой и Кабмином.

К примеру, глава государства может ветировать законы, принимаемые парламентом, но депутаты могут попробовать преодолеть вето — нужно две трети голосов, а не простое большинство.

Может президент перейти и к прямому народовластию — назначать референдумы.

Но есть небольшой нюанс: на данный момент в Украине отсутствует закон, который бы регулировал проведение референдумов.

Принять его может только Верховная Рада.

Также у президента есть возможность остановить любой акт правительства, мотивируя это его несоответствием Конституции и запрашивая экспертизу Конституционного суда.

Премьер-министр, в свою очередь, может блокировать даже назначение президентом руководителей дипломатических миссий Украины в зарубежных странах, для этого тоже нужна подпись главы правительства.

Одним словом, если президенту не удается выстроить собственную вертикаль, и он конфликтует с парламентом и правительством, нервировать друг друга и вставлять палки в колеса они могут долго.

История Украины знает подобные примеры.

И заканчивалось это печально для обеих сторон конфликта.

КАК УЖЕ БЫЛО.

Когда речь заходит о президенте без серьезного влияния на процессы в стране, то, в первую очередь, вспоминается Виктор Ющенко.

Особенно последние годы его правления.

Ющенко выиграл президентские выборы в 2004 году.

Но склоки внутри «оранжевой команды» не позволили ему развить успех на парламентской кампании 2006 года.

Победила в ней Партия регионов.

Хотя, так называемая оранжевая коалиция в составе Нашей Украины, Блока Юлии Тимошенко и Социалистической партии могла сформировать большинство, но так и не договорилась между собой.

В итоге премьером стал соперник Ющенко на президентских выборах 2004 года — Виктор Янукович.

Правда, продержался в кресле премьера Янукович недолго, в результате политического кризиса были назначены досрочные парламентские выборы.

На выборах 2007 года партия Ющенко снова стала третьей, после Партии регионов и БЮТ, а премьером назначили Тимошенко.

Глава государства конфликтовал с Тимошенко, вновь пытался распустить парламент и назначить перевыборы, но ничего не добился.

В последние годы своего президентства Ющенко, без поддержки Рады и Кабмина, лишился какого-либо серьезного влияния и мог только делать мелкие пакости, вроде отказа в предоставлении Тимошенко самолета для полета в Москву в 2008 году.

Следующим украинским президентам удавалось избежать проблем Ющенко.

Янукович после победы на президентских выборах 2010 года сразу переформатировал под себя большинство в парламенте.

Сделал он это за счет «тушек» — перебежчиков из других фракций, которые ранее были у власти, в основном из БЮТ.

Конечно, этот процесс смачно сдабривался серьезными финансовыми вливаниями, на перекупку депутатов регионалы денег не жалели.

В итоге Янукович быстро получил лояльное большинство в парламенте, сформировал собственное правительство, а потом и вовсе изменил Конституцию, расширив полномочия президента и уменьшив влияние парламента.

Для победы на следующих парламентских выборах Партия регионов изменила избирательное законодательство — вернула мажоритарку.

Схема сработала, ведь в мажоритарных округах провластный кандидат за счет финансового и административного ресурса всегда имеет преимущество.

Выборы Верховной Рады в 2012 году партия Януковича уверенно выиграла.

Это еще больше укрепило власть регионалов, однако просуществовала она в такой конфигурации недолго, в конце 2013 года началась Революция достоинства.

На президентских выборах 2014 года Порошенко добыл уверенную победу уже в первом туре.

Повторить такой результат на парламентских выборах через примерно полгода его политсила не сумела, хоть и старалась максимально использовать образ президента.

Тем не менее Порошенко удалось завести в парламент самую многочисленную фракцию, правда, снова за счет мажоритарки.

Выборы по партийным спискам с небольшим перевесом выиграла партия Народный фронт.

Что, правда, не помешало сформировать в парламенте лояльное Банковой большинство, которое с горем пополам существует и до сих пор.

И СНОВА ЗДРАСТЕ.

В случае победы Владимира Зеленского на президентских выборах он столкнется с «проблемой Ющенко» — минимальной поддержкой в парламенте.

Конечно, уже сейчас появляются первые попытки сформировать в Раде какую-то межфракционную группу или депутатское объединение За Зеленского, но все это личные инициативы отдельных деятелей, а не комплексная, целенаправленная работа.

Пристроиться к Зеленскому сейчас много желающих, особенно среди политиков, которые пытаются держать нос по ветру и готовят плацдарм на будущие кампании.

Однако эксперты не прогнозируют, что перебежки в условную «группу Зеленского» в текущем созыве парламента будут массовыми.

Среди тех, кто может «слиться» под Зеленского, чаще всего называют часть Народного фронта.

Рейтинги этой политсилы удручающие и заставляют ее членов искать более успешные бренды для развития своих политических карьер.

Но какого-то переформатирования парламентского большинства под Зеленского ожидать не стоит.

Следовательно, и Кабинет Министров до октября 2019 года, кого бы ни избрали президентом, не претерпит изменений.

Объявить досрочные парламентские выборы нельзя по закону — в последние полгода каденции Рады ее нельзя распустить.

В такой ситуации Зеленский ближе всех окажется к статусу «хромой утки» времен Ющенко.

И это, скорее всего, скажется на перспективах его партии на парламентских выборах.

Разочарование избирателей в вымечтанном кандидате неизбежно.

Просто потому, что нынешние ожидания его избирателя завышены фантастически.

Собственно, на этом градусе сверхожиданий он и выиграл первый тур, а теперь пытается победить окончательно во втором.

А все дело в том, что он физически не может обеспечить реализацию своих популистских обещаний в первые месяцы президентства.

Но даже если партия Зеленского Слуга народа на парламентских выборах сможет получить хотя бы половину от его персонального рейтинга по итогам первого тура выборов (а это 15% голосов избирателей), то уже появятся шансы кристаллизовать вокруг себя коалицию — большинство в Раде.

Вот только есть проблема — партии, как таковой, у Зеленского все еще нет.

Но в Украине умеют быстро строить политпроекты под выборы.

.

Удивить парламентские выборы могут не только лидеров президентских, уменьшение рейтингов осенью угрожает всем участникам весенней президентской кампании.

Так уже было в 2014 году, когда Тимошенко на президентских выборах стала второй с рейтингом 12,8% голосов избирателей, а ее политическая сила на парламентских выборах еле-еле преодолела рубеж для прохождения в Раду.

Или президентский рейтинг Анатолия Гриценко и Сергея Тигипко превышал 5%, а их партии в парламент вообще не попали.

Как ни странно, выиграть от избрания Зеленского может действующий премьер-министр Владимир Гройсман.

Уволить его до октября не смогут, а на фоне неопытного президента именно Гройсман сможет превратиться в самого влиятельного политика и реального главу государства.

За полгода до парламентских выборов премьер в таком статусе сможет «оформить развод» с Порошенко и подготовить почву для похода в Раду во главе собственной политической силой.

В самостоятельное политическое плавание, в случае поражения Порошенко, вернется и мэр Киева Виталий Кличко, реанимируя свою партию УДАР.

НОВЫЕ СТАРЫЕ ФИГУРЫ.

Еще один политический игрок, влияние которого после победы Зеленского может не просто не уменьшится, а даже возрасти, — министр внутренних дел Арсен Аваков.

Во-первых, он в любом случае выиграет от поражения Порошенко — его главного политического оппонента последних лет.

Во-вторых, Аваков не скрывает своих хороших отношений с покровителем Зеленского — бизнесменом Игорем Коломойским.

В-третьих, сам Зеленский уже публично отвешивает реверансы Авакову и нахваливает министра внутренних дел.

Ну и, в-четвертых, именно Аваков может стать главным связующим звеном между Зеленским и Кабинетом Министров, его проводником в большую политику.

В таком случае именно часть Народного фронта, ориентирующаяся на Авакова, сольется с командой Зеленского.

Порошенко в случае поражения на президентских выборах лично поведет свою политическую силу на парламентские выборы.

БПП ожидает переформатирование, отказ от использования фамилии Порошенко в названии политической силы и объединение с частью Народного фронта, ориентирующейся, прежде всего, на Александра Турчинова и Андрея Парубия.

Кто действительно первым убежит от Порошенко, так это мажоритарщики.

Но убегут, скорее всего, в никуда, они постараются самостоятельно избраться в парламент как самовыдвиженцы, а там уже решить, к кому выгоднее примкнуть.

Нет, в отмену мажоритарки перед парламентскими выборами всерьез никто не верит, несмотря на то что разговоры о новом избирательном кодексе и переходе на полную пропорциональную систему вновь активизировались.

И в самом деле, ну как нынешний состав парламента, наполовину собранный из мажоритарщиков, за полгода до выборов откажется от схемы, которая привела их в парламент.

Неплохие перспективы в случае избрания Зеленского президентом открываются и перед Тимошенко.

Она уже заявила, что готовится к парламентской кампании.

Свое ядро в 10% избирателей она сохранит непременно.

А как работать со слабым президентом, Тимошенко знает лучше кого-либо в этой стране.

Плюс тарифы на газ могут подниматься, тем самым подпитывая агитационную почву Юлии Владимировны, воюющей с «тарифным геноцидом».

Так что новый взлет Тимошенко в роли премьер-министра исключать нельзя.

И если такой сценарий будет реализован, сбудется ее мечта о канцлерстве, то есть о перетекании власти от президента к премьеру.

ЕСЛИ ВЫИГРАЕТ ПОРОШЕНКО.

Победа Порошенко, конечно, не изменит конфигурацию парламентской коалиции и правительства до октября.

Хотя соратники Порошенко могут попробовать уговорить шефа расправиться с самыми назойливыми соперниками, вроде того же Авакова, по горячим следам.

Но вряд ли это реально — все же Народный фронт остается ключевым игроком в нынешней правящей коалиции.

В случае победы Порошенко на парламентские выборы его партию, по прогнозам экспертов, поведет Гройсман.

Скорее всего, останется внутри единого провластного проекта и Кличко, ну и Турчинов с Парубием примкнут тоже.

Эта политическая сила будет главным игроком в мажоритарных округах и во многом именно благодаря им добудет победу на выборах.

Зеленский, если проиграет выборы президента, лично в парламент может уже и не пойти.

Но его партия Слуга народа попробует попасть в Раду и сможет рассчитывать на неплохой результат.

Арсений Яценюк и Аваков попробуют собрать то, что останется от Народного фронта и, возможно, под новым брендом, или подкорректировав старый, вновь попытаются пробиться в парламент.

Тимошенко укрепится в оппозиционной роли.

.

Кто бы ни выиграл выборы президента, Порошенко или Зеленский, по прогнозам экспертов, в лагере условной прозападной демократической оппозиции в любом случае появятся новые проекты и точно начнутся разъединительные процессы.

От союза с Гриценко откажется часть политических сил, поддержавших его на президентских выборах.

Собственно, Андрей Садовый уже заявил, что Самопоміч будет самостоятельно участвовать в парламентских выборах и часть списка готова отдать представителям гражданского общества.

А главной интригой этого фланга украинской политики остается новый политический проект певца Святослава Вакарчука.

Если он все-таки материализуется, то будет претендовать на попадание в Раду и активно перетягивать на себя голоса проевропейского избирателя.

На противоположном фланге украинской политики — оппозиции пророссийской, независимо от исхода президентских выборов, наоборот, продолжатся объединительные процессы.

Бывшие регионалы сейчас раскололись на два лагеря.

С одной стороны, перед парламентскими выборами окончательно должен оформиться союз Юрия Бойко, Виктора Медведчука и Вадима Рабиновича в Оппозиционной платформе За жизнь.

С другой — объединиться должны и Александр Вилкул с Евгением Мураевым.

Плюс есть еще бывшие регионалы из партии Відродження с такими влиятельными игроками, как Геннадий Кернес, например.

Или Сергей Тигипко, который последние годы отошел от публичной политики.

Вместе с тем эта часть украинской политики всегда умела объединяться, даже несмотря на взаимные обвинения.

Поэтому воссоздание условной Партии Юго-Востока исключать нельзя.

Такой проект автоматически превратится в одного из главных фаворитов парламентской гонки, кто бы ни стал президентом.

Битва за 2%? За много большее!.

На парламентских выборах 2019 года важным для партий будет не только попадание в Раду, но и преодоление хотя бы 2%-ного барьера.

В таком случае они получат государственное финансирование своей деятельности на следующие пять лет.

А это серьезное подспорье.

Борьба будет жаркой.

Через некоторое время после парламентских, уже в 2020 году, ожидаются местные выборы.

И это очень серьезное поле для соперничества: децентрализация делает местные громады и влиятельными, и богатыми бюджетными ресурсами.

На такой пирог охотников будет много.

А начнется все, напомним, с парламентских выборов.

Источник материала
Поделиться сюжетом