/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F201%2F1264d63c909f08e7ad9b5031ecac75b5.jpg)
Серж Смолин: о мужском костюме, бренде и самоиронии
В Украине до недавнего времени было не принято много и всерьез говорить о мужской моде.
Число дизайнеров, рискнувших посвятить себя этому поприщу, до сих пор критично мало.
Наш герой — Серж Смолин — один из них.
Работа во Франции, сотрудничество с лучшими итальянскими мастерами и доскональное знание производственного процесса дают ему бесценную привилегию создавать то, что сегодня гордо характеризуют термином «костюм Bespoke».
Но за любой историей успеха всегда стоят невероятный труд и кропотливое восхождение к своей цели.
И конечно, пример для подражания.
В диких условиях.
Сравнивать моду Восточной и Западной Европы — дело неблагодарное.
Посмотрите на итальянцев: мужчины достаточно яркие, эмоциональные, женщины более элегантны и сдержанны в одежде, я бы сказал.
Француженки и вовсе предпочитают черный, белый и серый, но зато какое содержание! Можно сказать, они управляют всеми мужчинами! Те, в свою очередь, одеваются довольно крикливо и пестро, и часто они — подкаблучники.
У славян все совершенно по-другому, с ног на голову: женщины всегда гораздо ярче мужчин.
Так сложилось исторически.
В России, например, долго не было мужской моды: дамы всегда блистали на балах в невозможно роскошных туалетах, а мужская половина была в военных мундирах.
Можно сказать, что в СССР мужская мода сдвинулась с мертвой точки где-то в 70-х.
Первым, кто разработал правильный мужской костюм на советском и постсоветском пространстве, был, на мой взгляд, Михаил Воронин.
Но решающий этап нашей модной истории все же 90-е, когда на смену классическому костюму пришел спортивный с золотыми цепями и малиновые пиджаки.
Мужчинам наконец-то захотелось выделиться.
Пиджаки на стадионе.
В начале 90-х я был студентом Академии легкой промышленности.
Денег было мало, малиновой ткани много, и я подумал: надо шить малиновые пиджаки.
Шил их и, благодаря этому, наверное, неплохо держался в то время на плаву.
Думаю, важную роль в становлении моды на малиновые пиджаки сыграл сам Джанни Версаче, у которого в коллекциях было много ярких мужских вещей.
Мне кажется, это явление родилось из подражания его стилю.
Начало карьеры.
Конечно, в первую очередь это Дом моды Olga Simonov.
А затем год работы с французской компанией, которая занималась массовым производством.
И после couture я понял, как функционирует в Европе система модного бизнеса со всей ее иерархией.
Познакомился с другой стороной индустрии.
Помню, что уже в начале карьеры вынашивал мысль о своем бренде, но понимал, что до того я должен обогатиться знаниями.
По своему складу я очень любознательный, и мне было интересно абсолютно все: и женское платье, и женский костюм, и couture, и массовое производство, и изнанка индустрии.
Первый костюм.
В 1997 году я впервые разобрал правильный костюм, который сшит вручную, без клеевых составляющих — это когда непосредственно к ткани приклеиваются дублирующие материалы, которые держат форму.
Так делали в Союзе.
В конце 90-х я увидел, как в Риме пожилые портные вручную шьют костюмы без этого.
Впервые я посмотрел изнутри, как созданы такие пиджаки, — и для меня это было откровением! Более трудоемкого и красивого процесса в портновском деле, наверное, нет.
Посадить пиджак на фигуру гораздо сложнее, чем пошить платье.
И тогда я себе сказал: «Смолин, ты будешь заниматься только мужской одеждой!».
Первый бизнес.
В 2002 году мы с подругой Викой Стельмашовой открыли свою студию и работали вместе три года.
Я занимался мужской линией, Вика — женской.
Я все больше и больше задумывался над тем, что хочу создать собственный мужской бренд.
Однажды ко мне обратился клиент, которому понравились мои костюмы, а до этого он заказывал их у Brioni.
Пришел он на примерку и говорит: «Слушайте, вы работаете лучше, чем итальянцы!» — и делает мне деловое предложение — соглашается выступить инвестором.
Так я стал креативным директором, а управляющий менеджер с его стороны всегда был рядом.
Поэтому я занимался только творчеством, а не бухгалтерией и организационными вопросами.
Рождение IDoL.
Когда поднялся вопрос о регистрации, мне не хотелось спешить с названием.
Потому что я знал: если ситуацию насиловать, ничего хорошего не получится.
Оно само должно в нужное время, в нужном месте — раз! — и появиться.
Так ко мне пришло название Idol.
Мне захотелось сделать все буквы большими, и только о — маленькой.
В 2013 году, после ребрендинга, в конце слова появилась красная точка.
В 2007 году мы показали первую коллекцию на Ukrainian Fashion Week, затем вторую, третью… Третья коллекция под названием Hero всех сразила.
Это были костюмы с белыми шляпами, модели шли по зеленому газону, а справа и слева прямо на подиуме росли деревья.
Считаю себя только мужским дизайнером.
Я давно отошел от платьев из шифона, гипюра и подобных тканей, иногда беру их в руки и понимаю: знаю, что из них делать, но не хочу!.
О музах и стремлениях.
Я могу бесконечно долго рассуждать на тему того, насколько важна роль музы в жизни дизайнера.
Не хочу говорить банальности.
Просто счастлив, что в моей жизни они есть.
С Катей Кулик (директор киевского бутика Prada — Прим.
ред.) я знаком почти всю свою творческую жизнь.
Мы встретились, будучи студентами.
С тех пор между нами прочная связь.
Меня вдохновляет то, как Катя выстраивает свою коммуникацию с клиентами, насколько тонко она разбирается в вопросах стайлинга и как при этом виртуозно справляется с обязанностями руководителя большого бутика.
За знакомство с Натали Листопад (директор киевского бутика Cartier — Прим.
ред.) – тоже благодарен судьбе.
Помню, как-то перед презентацией коллекции Glow в бутике Cartier Наташа сказала: «Серж, на открытие мне нужно одеть весь коллектив очень стильно».
В коллекции Glow есть мужская харизма, строгость, но появляется она на нежных ручках и шеях.
А что может быть более трогательным, красивым, изящным на женском теле, чем мужской костюм? Натали эта идея понравилась.
Всей команде мы пошили черные смокинги, Натали — белый.
Именно в этом смокинге она получала награду ELLE Style Awards в номинации «Светский персонаж».
Мне очень нравится Натали Листопад.
У любой марки есть корпоративные правила: что можно надевать персоналу, а что нельзя.
Она разрывает шаблоны, виртуозно обходит все «против», превращая их в «за», — и бренд проявляется ярче, эмоциональнее и сильнее.
И кто знает, возможно, совсем скоро благодаря этому, свет увидит линия женских смокингов от IDoL.
И, да они обе мои музы.
В самом прямом и настоящем понимании этого слова!.
Личный подход.
Можно понять дизайнеров, которые ориентируются на международный рынок.
Но в другие страны ты, как правило, продаешь готовую одежду.
Я — перфекционист.
Я всегда должен быть уверен в том, что клиент получит идеальный костюм.
А это возможно лишь при личном контакте.
Мне не все равно, будут любить мою вещь или нет.
Я не стремлюсь заработать все миллионы.
Зачем тратить свое здоровье, нервы ради денег? Я должен жить, получать удовольствие от работы, творчества, общения с клиентом.
Я не продаю одежду.
Я продаю эмоцию и стиль.
Для меня этот аргумент в работе крайне важен.
И, конечно, я благодарен людям, которые вместе со мной воплощают в жизнь творческую составляющую.
В первую очередь моему художественному директору Сержу Пайе.
Когда нас спрашивают о том, как распределяются роли в нашем творческом тандеме, ответ предельно прост.
Серж отвечает за идею и ее визуализацию.
А вот наполнение коллекции это уже моя монополия.
Лицо бренда.
Бывает, я смотрю коллекции на Ukrainian Fashion Week и не понимаю, кто автор.
Вот реально, иногда для подиума воплощаются накопленные хиты одного сезона.
Но где идентификация? Где ДНК бренда? Это хуже всего.
Когда смотришь коллекцию Dior, четко понимаешь: это Диор; смотришь Valentino — и безошибочно определяешь, что это Валентино.
Искра от искусства.
Знаете, как родилась идея коллекции «Хуан-Хуан-Хуан»? (Осень-зима 2013—2014, были представлены шерстяные комбинезоны, шерстяные плащи-халаты.
— Прим.
ред.) Меня вдохновил музей Хуана Миро в Барселоне, его работы и личные фотографии как самого Миро, так и Дали, и всей компании, с которой они общались.
Мне нравятся снимки в музеях, где видно, во что были одеты художники, их окружение, какими предметами они пользовались.
Подобные кадры воодушевляют, потому что это — жизнь.
Искусство — это обложка, а внутри — жизнь и люди, которые ее проживали.
Коллекция «Хуан-Хуан-Хуан» была вдохновлена тем, как художники и скульпторы того времени подходили к работе.
Они надевали в мастерскую белую сорочку, бабочку, а сверху — халат, то есть ходили на работу как на праздник, чтобы не спугнуть музу.
О самоиронии.
Во всех моих коллекциях, от начала и до сегодня, присутствует самоирония.
Над собой нужно уметь пошутить, но в правильном ключе, чтобы передать другим подрывные эмоции.
Я точно знаю, что у меня в показах никогда не появятся грустные ноты.
Все они будут только счастливыми.
