20−22 июня в Киеве, а 22−23 июня в Одессе состоится единственный в Украине и крупнейший в Восточной Европе фестиваль немого кино и современной музыки Немые ночи.
В рамках фестиваля снова можно будет посмотреть шедевры мирового кино в живом музыкальном сопровождении.
Всего на Немых ночах покажут шесть фильмов, а НВ Style называет шесть причин, почему ни в коем случае нельзя пропустить это событие.
Кино в живом музыкальном сопровождении.
В этом году на фестивале покажут шесть немых фильмов, которые еще недавно считались утраченными, или почти неизвестными зрителю.
Каждый из них будет демонстрироваться в живом музыкальном сопровождении от современных музыкантов из Украины, Беларуси, Литвы, Великобритании и Австрии.
Над созданием авторских саундтреков в этом году работала известная композитор Алла Загайкевич (Украина) и перкуссионист Аркадий Готесман (Литва) композитор и исполнительница Олеся Здоровецкая (Украина); композитор Андрей Показ и Арсен Одабашьян (Украина); композитор и гитарист Кмет (Австрия) музыканты Герхард Грубер, Петер Росманит и Адула Ибн Кадр (Австрия), а также Вольга Падгайская и Five-Storey Ensemble (Беларусь).
На Вольгу Падгайскую советуем обратить особое внимание, ведь она является финалисткой Envision Sound — уникальной образовательной программы для кинокомпозиторов, в рамках которой уже второй год подряд к созданию музыки для архивных лент приглашаются молодые композиторы со всего мира.
Фильмы нынешней программы, найденные в архивах в разных уголках мира на протяжении последних нескольких лет, объединенные темой изгнания и возвращения: как самих лент, казалось, навсегда утраченных, так и их героев, которые оставляют дом в поисках лучшей доли.
Последнее не может не перекликаться с нашим настоящим, в очередной раз напоминая, что несмотря на многочисленные изменения, мы все еще имеем дело с многочисленными проблемами и с не меньшим потоком вынужденных мигрантов.
Так героиня австрийского фильма Маленькая Вероника вынужденно покидает дом в провинциальном городке, чтобы окунуться в жизнь бурной Вены.
В фильме Город без евреев мы видим последствия прихода к власти антисемитов, в Мой сын — становимся свидетелями драматической истории скитаний женщины, родившей внебрачного ребенка, а в позабытом шедевре Ивана Кавалеридзе Штурмовые ночи оказываемся в гуще строительства Днепрогэса, ради которого свои дома покинули тысячи людей.
Неизвестные шедевры украинского кино.
Украинское немое кино все еще остается малоизвестным широкой публике.
Но в 20-е годы все было иначе — украинский кинематограф переживал свой наибольший всплеск, о нем говорили по всему миру, а украинские ленты, созданные на ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), закупались для показа в таких странах как США, Германия и Япония.
Но, в силу разных обстоятельств, сегодня многие украинские ленты 20−30-х годов считаются утраченными.
Отсюда и важная традиция фестиваля Немые ночи — показывать ре-премьеры наших немых хитов.
В этом году на фестивале нас ждет экспериментальный агитпропфильм Ивана Кавалеридзе Штурмовые ночи и детская комедия Акселя Лундина Приключения Полтинника.
Штурмовые ночи — вторая монтажная и последняя немая лента режиссера и скульптора Ивана Кавалеридзе, снятая под несомненным влиянием Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана.
Более того, этот запрещенный и на долгие годы забытый фильм, с точки зрения драматургии и визуальной составляющей можно считать одним из скрытых шедевров украинского кино и настоящим предвестником Иоанна, его Александр Довженко снимет в следующем, 1932, года.
В то же время лента Приключения Полтинника шведа Акселя Лундина, который еще в 1905 году в возрасте 19 лет перебрался в Российскую империю, это один из немногих уцелевших детских фильмов того времени, которых тогда снималось достаточно много, и большинство из них в конце концов оказались утраченными.
В основе этого фильма сразу два рассказа известного писателя и политического деятеля Владимира Винниченко Федько Халамидник и Бабушкин подарок, а сценарий к нему написал Николай Бажан — звезда украинского панфутуризмуа и главный редактор журнала Кино.
Поэтому неслучайно Приключения Полтинника достаточно быстро стали настоящим хитом украинского проката.
Украинские звезды зарубежья.
Еще одна добрая традиция фестиваля — знакомство зрителя с украинцами, получившими славу за рубежом.
В нынешней подборке, например, можно будет увидеть ленту Карусель, созданную выходцем из Украины Дмитрием Буховецким в Швеции.
В центре сюжета фильма размеренную счастливую жизнь молодых супругов на загородной вилле нарушает досадный случай.
В один солнечный день Белла выезжает в экипаже на прогулку, но конь, напуганный автомобилем, пускается в галоп.
Женщину в полуобморочном состоянии спасает случайный незнакомец Рэймонд Дюваль.
Благодарная чета приглашает героя-спасителя погостить на вилле, не догадываясь, что их жизнь изменится навсегда.
Интересно, что перед тем как снять Карусель Буховецкий уже успел прославиться в Европе своими добротными мелодрамами, костюмированными историческими фильмами и экранизациями русской классики.
Снятая после скандального Петра Великого (1922), вызвавшего возмущение прежде всего у эмигрантов из Российской империи из-за чрезмерно вольного обращения с историческим материалом, Карусельизначально планировалась как космополитическая, лишенная национальных признаков лента с интернациональным составом актеров.
Но и это не спасло его от шведской критики, упрекавшей фильм, что он «в погоне за коммерческим успехом портит национальный характер и не передает особенности шведской „души“».
Отысканная жемчужина с украинкой Анной Стен.
Киевлянка Анна Фесак, впоследствии известная как Анна Стэн, — одна из самых красивых и интересных украинских актрис, которая получила славу сначала в Москве, играя среди прочего у таких мастеров как Борис Барнет и Яков Протазанов, а затем и за рубежом.
На Немых ночах покажут фильм с ее участием Мой сын — сенсационную архивную находку и единственный из сохранившихся немых фильмов 1920-х годов одного из основоположников лирического советского кинематографа Евгения Червякова.
Найденная в 2008 году в аргентинской синематеке в Буэнос-Айресе, эта лента считается крупнейшей находкой в истории русского советского кино с тех пор, как зритель увидел вторую часть Ивана Грозного Сергея Ейзенштейна.
Анна Стэн сыграла здесь роль женщины, рожающей мужчине пожарному (Генадий Мичурин) ребенка от другого.
Мужчина в шоке, жена с младенцем на руках уходит из дома.
Сам фильм вызвал беспрецедентный резонанс в советском кино поздних 1920-х, а после его премьеры, Анна Стэн назвала Червякова «одним из самых талантливых режиссеров во всем мире».
Похожего мнения придерживалась и ее коллега по актерскому цеху, мировая звезда Аста Нильсен, которая признала Моего сынаодной из лучших лент года.
В то же время Сергей Васильев, будущий режиссер культового советского фильма Чапаев, назовет Моего сына «одной из немногих лент, двигающих кинематографию вперед».
А потом к хору сторонников фильма присоединится и Александр Довженко, который скажет о Червякове: «Он первый создал у нас лирический жанр, и я многому у него научился».
Найденные жемчужины австрийского кино.
Мы много знаем о кинематографе Германии, но почти ничего о кино соседней Австрии.
Хотя на самом деле там тоже снимались свои шедевры, которые до сих пор удивляют визуальным мастерством.
На Немых ночах мы сможем увидеть сразу две знаковые австрийские ленты — Маленькая Вероника и Город без евреев.
Маленькая Вероника вообще является одной из ключевых лент в истории австрийского кино.
Она долгое время считалась утраченной и была найдена недавно во французском архиве.
В центре сюжета лишения молодой девушки Вероники (ее сыграла одна из секс-символов межвоенного европейского кино Кете фон Надь), которая оставив родной городок оказалась в тогдашней Вене с ее ночной жизнью и многочисленными соблазнами.
Начинаясь как классическая история неиспорченной девушки, которая открывает для себя мир большого города, эта лента довольно умело балансирует между документальным изображением тогдашней Вены и психологической драмой, между невинностью и развратом, между визуальным барокко и минимализмом.
Не менее противоречива и торгово-фантастическая лента Город без евреев, еще одна знаковая австрийская лента, которая во многом предвосхитила последующие события как в самой Австрии, так и в Германии.
История любви юной Лотте и художника Лео здесь сочетается с рассказом об ужасных политических обстоятельствах, препятствующих их счастью, ведь к власти в стране приходит консервативная Христианско-социальная партия во главе с ярым антисемитом Швердтфегером.
Так в картине сочетаются социо-политические мотивы того времени, жесткая критика антисемитизма и причудливый рассказ с элементами триллера и хоррора, явно вдохновленный лучшими работами немецкого экспрессионизма.
Не случайно Город без евреев вызвал большое раздражение австрийских нацистов.
Всеми силами они пытались сорвать показ фильма (местами с использованием химических бомб), а писателя Беттауера, по чьему роману была снята лента, через несколько месяцев после премьеры застрелили в его рабочем кабинете.