Талант себе дорогу пробьет?

main image main image

Талант себе дорогу пробьет?

Многие тревожные родители с пристрастием вглядываются в ребенка уже с младенчества: что, если я не замечу его талант? Или замечу, но не смогу помочь развить? А если помогу, но результата не будет? Эти волнения и пристальное внимание могут действительно помочь ребенку развить свой потенциал, стоит лишь обратить энергию взрослых в конструктивные действия.

О том, что у одаренности наследственная природа и она «способна реализовать себя или систему собственных целей», заявил в начале XX века немецкий психолог Вильям Штерн.

Можно сказать, она подобна саморазворачивающейся программе.

Согласно этой гипотезе, ребенок с художественными задатками сам, без усилий родителей, потянется к мелкам и краскам, а с математическими — будет легко решать хитроумные задачи.

Так часто и происходит.

Что, к сожалению, не гарантирует успеха в будущем.

Исследования, описанные в книге Джоан Фриман «Одаренные жизни: что происходит, когда одаренные дети растут», показывают: только 3-5% одаренных детей реализуют свои задатки во взрослом возрасте.

Что же нам мешает? Где сбоит «программа»?.

«Для того чтобы творческая личность могла сама пробить дорогу, не только осуществить свои замыслы, но и получить признание, у нее должно быть сильное «Я», то есть умение быть верным себе, отстаивать «собственное» перед миром, — объясняет возрастной психолог Галия Нигметжанова.

— Это готовность следовать своей линии, выдерживая ошибки и поражения».

Наше «Я» всегда выстраивается в контакте с кем-то (родителями, учителем, тренером), кто к нам внимателен, кто дает нам справедливую обратную связь и учит преодолевать трудности.

И если наше «Я» окрепло, то, вырастая, мы находим (часто интуитивно) круг единомышленников, в котором проявляем свои способности и рано или поздно становимся заметными.

Но как бы мы ни были талантливы, никто не поручится, что наша дорога будет прямой (скорее, не будет), а признание — своевременным и соразмерным масштабу дарования.

Трудность и непредсказуемость этого пути тормозят многих из тех, у кого слабое «Я»: кому недостает веры в себя, упорства, умения двигаться к цели и достигать результата.

Поэтому учить ребенка доводить до завершения те дела, которыми он увлечен, подбадривать, помогать презентовать проекты перед аудиторией — это как раз те задачи, на решение которых стоит нацеливаться родителям.

«При этом важно следовать за ребенком и его интересами (иногда переменчивыми), а не «прокачивать» конкретные навыки, пренебрегая его потребностями и внутренней логикой развития, — предупреждает Галия Нигметжанова.

— Иначе вырастает амбициозный взрослый, у которого стремление к успеху подменяет радость творчества и довольно быстро происходит выгорание».

Позвольте ребенку заниматься тем, что доставляет ему удовольствие.

Справляясь с неудачами и накапливая маленькие победы в разных областях, он убеждается, что его «Я» может быть представлено перед другими, обретает стойкость и веру в себя.

Что ценно, потому что дорогу недостаточно «пробить» — ее еще предстоит выдержать.

Об эксперте:.

Галия Нигметжанова — психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Фото и видео